г. Пермь |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А71-7660/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Савельевой Н.М., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное)
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 16 сентября 2020 года по делу N А71-7660/2020
по заявлению акционерного общества "Ямалдорстрой" (ОГРН 1076670031547, ИНН 6670189560)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонное) (ОГРН 1021801153010, ИНН 1831078833)
о признании недействительным решения от 10.06.2020 N 019S19200005852,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ямалдорстрой" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики (межрайонного) (далее - управление, фонд) от 10.06.2020 N 019S19200005852 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2020 года требования заявителя удовлетворены, решение фонда признано недействительным, на фонд возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов общества.
Не согласившись с судебным актом, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что днем обнаружения правонарушения является день, когда в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации представлены сведения по форме СЗВ-М с пропуском установленного срока, а не момент, когда нарушение предположительно могло быть обнаружено (день, следующий за днем установленного законом срока для представления сведений). До представления страхователем сведений фонд не может определить количество застрахованных лиц, по которым они не представлены.
Заявитель письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От фонда поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, общество представило в фонд 24.01.2020 сведения индивидуального (персонифицированного) учета за январь 2018 года по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" на 557 застрахованных лиц (л.д.48-52).
Установив, что сведения представлены с нарушением срока, предусмотренного пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), фонд составил акт от 23.03.2020 N 019S18200004144 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.45).
По итогам рассмотрения акта и представленных на него возражений управлением вынесено решение от 10.06.2020 N 019S19200005852 о привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания финансовой санкции в сумме 278 500 рублей.
Несогласие страхователя с решением управления послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что управление утратило возможность на принудительное взыскание с общества финансовых санкций в размере 278 500 рублей в связи с истечением совокупного срока на их взыскание.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ N 83п от 01.02.2016 "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается, что оно нарушило установленный законом срок представления сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года. При установленном сроке 15.02.2018 эти сведения фактически представлены обществом 24.01.2020.
Факт правонарушения отражен в акте от 23.03.2020 и решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения от 10.06.2020. С учетом количества застрахованных лиц, в отношении которых несвоевременно представлены сведения (557), размер финансовой санкции составил 278 500 руб. (557 х 500 рублей).
Обращаясь в арбитражный суд с требованиями о признании решения о привлечении к ответственности недействительным, общество сослалось лишь на пропуск фондом совокупного (предельного) срока для взыскания неуплаченных санкций, который складывается их предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ сроков на составление акта проверки, его направление страхователю, представление последним возражений, на вынесение решения о привлечении к ответственности, вступление его в силу, а также сроков на выставление требования на уплату финансовой санкций, его исполнение и обращение фондом в суд за ее взысканием - в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования).
Поскольку рассматриваемое правонарушение совершено обществом 16.02.2018, совокупный (предельный) срок для взыскания неуплаченных санкций истек, по мнению общества, 22.10.2018.
Признавая доводы заявителя обоснованными, суд первой инстанции не учел, что указанные выше сроки применяются именно при принудительном взыскании финансовых санкций, а не при привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения.
В рамках настоящего дела финансовые санкции с общества не взыскиваются. Судом лишь рассматривается вопрос о правомерности привлечения страхователя к ответственности.
В статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Как разъяснено в пункте 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", судам надлежит иметь в виду, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 100, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, статьей 70 НК РФ (срок направления требования об уплате налогов, пени и штрафов), не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Однако соответствующие доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде только в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании статьи 70 Кодекса, либо решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со статьей 46 НК РФ, либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам статьи 46 Кодекса.
В настоящем случае оспаривается решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения, а не требование об уплате финансовой санкции, иные акты (действия) фонда по ее взысканию. В связи с чем применению подлежит только срок давности привлечения к ответственности.
В соответствии с частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
Поскольку рассматриваемое правонарушение совершено обществом 16.02.2018, давность привлечения общества к ответственности истечет только 16.02.2021. Оспариваемое решение вынесено фондом 10.06.2020, то есть с соблюдением срока, установленного частью 19 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Таким образом, оспариваемое решение соответствует Закону N 27-ФЗ, оснований для признания его недействительным не имелось.
В связи с неверным применением норм материального права решение суда следует отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 16 сентября 2020 года по делу N А71-7660/2020 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-7660/2020
Истец: АО "Ямалдорстрой"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ижевске Удмуртской Республики межрайонное, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ижевске Удмуртской Республики