г. Москва |
|
01 декабря 2020 г. |
Дело N А40-20396/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Москомстройинвест на решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.07.2020 по делу N А40-20396/20
по заявлению ООО "Бакунинская"
к Москомстройинвест
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Чупин И.В. по доверенности от 24.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Радь Н.П. по доверенности от 25.09.2020; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Бакунинская" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 16.12.2019 N 05-07-19- 384.
Решением суда от 27.07.2020 постановление строительства от 16.12.2019 N 05-07-19- 384 изменено в части назначения административного наказания - административный штраф с 200 000 рублей снижен до 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, Москомстройинвестом в период с 29.08.2019 по 25.09.2019 на основании приказа от 29.08.2019 N 01-06-120/9 проведена внеплановая документарная проверка ООО "БАКУНИНСКАЯ" на предмет соблюдения требований ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ) при осуществлении реконструкции здания с устройством гостиничного комплекса с апартаментами, нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, район Басманный, ул. Бакунинская, вл. 5; вл. 5, стр. 3 (далее - Объект).
По результатам проверки ООО "БАКУНИНСКАЯ" (акт проверки от 25.09.2019 N 41/19) установлено следующее.
В рамках реализации проекта по строительству объекта ООО "БАКУНИНСКАЯ":
- оформлены правоустанавливающие документы на земельный участок (договор аренды земельного участка N М-01-046277 от 03.02.2015, сроком действия до 12.01.2064);
- получено разрешение на строительство N 77-107000-015396-2017 от 25.09.2017, сроком действия до 25.12.2020;
- получено заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным ч.2 ст.3, ст.ст.20,21 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (далее - ЗОС) от 22.03.2018 N 77-13-127/8.
Таким образом, ООО "БАКУНИНСКАЯ" в соответствии с п.1 ст.2 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ является застройщиком, осуществляющим реконструкции здания с устройством гостиничного комплекса с апартаментами, нежилыми помещениями и подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, ЦАО, район Басманный, ул. Бакунинская, вл. 5; вл. 5, стр. 3 (далее - Объект).
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 16.08.2011 N 366-ПП "О мерах по осуществлению контроля (надзора) в области долевого строительства и (или) иных объектов недвижимости в городе Москве" (в ред. постановления Правительства Москвы от 27.05.2019 N 574-ПП) установлен перечень сведений и документов, представляемых лицами, осуществляющими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в уполномоченный орган Правительства Москвы, осуществляющий контроль и надзор в области долевого строительства, в сроки, определенные ст.11 ФЗ от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В соответствии с п.4 ч.6 ст.23 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ контролирующий орган наделен правом получать от лиц, осуществляющих привлечение денежных средств граждан для строительства, в установленный разумный срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Москомстройинвестом в адрес государственной регистрации ООО "БАКУНИНСКАЯ" направлен запрос от 29.08.2019 N 77-21-2466/9 с приложением копии приказа о необходимости предоставления в Москомстройинвест в течение 10 рабочих дней с даты получения запроса необходимых сведений и документов посредством ФГУП Почта России (почтовый идентификатор 125009 38 04336 0).
Согласно информации с официального сайта Почты России (отслеживание почтовых отправлений), письмо с указанным почтовым идентификатором получено адресатом 04.09.2019.
Также дополнительно 29.08.2019 запрос от 29.08.2019 N 77-21-2466/9 вручен заместителю исполнительного директора ООО "БАКУНИНСКАЯ" Бочарову Д.М., о чем свидетельствует подпись Бочарова Д.М. на копии запроса.
Документы и сведения согласно запросу от 29.08.2019 N 77-21-2466/9 представлены застройщиком в установленный срок 11.09.2019 (письмо вх. 11.09.2019 N 77-21-2528/9) в полном объеме.
В рамках настоящей проверки проведен анализ проектной декларации застройщика (ред. от 30.04.2019) с вносимыми в нее изменениями, размещенными в ЕИСЖС на сайте: http:наш.дом.рф.
По результатам анализа проектной декларации в редакции от 30.04.2019, размещенной на сайте http:наш.дом.рф установлено следующее.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
Согласно ч.5 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ (о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату).
В соответствии с ч.4 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.
Согласно ч.6 ст.19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ проектная декларация с внесенными в нее изменениями, указанными в ч.ч.4,5 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня внесения изменений в проектную декларацию подлежит размещению застройщиком в единой информационной системе жилищного строительства и направлению через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, указанный в ч.2 ст.23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации с внесенными изменениями.
Согласно данным бухгалтерского баланса по состоянию на 31.03.2019:
- размер дебиторской задолженности составил 78 113 тыс.руб.;
- размер кредиторской задолженности составил 88 688 тыс.руб.;
- финансовый результат составил (-11 134) тыс.руб.
По результатам анализа раздела 6 проектной декларации в редакции от 30.04.2019, размещенной на сайте http:наш.дом.рф установлено следующее:
- размер дебиторской задолженности составил 78 113 тыс.руб.;
- размер кредиторской задолженности составил 88 688 тыс.руб.;
- финансовый результат составил (- 61 319) тыс.руб.
На основании вышеизложенного, сведения в бухгалтерской отчетности ООО "БАКУНИНСКАЯ" по состоянию на 31.03.2019 (1 квартал 2019 года) не соответствуют данным, внесенным в проектную декларацию застройщика на строительство Объекта с изм. от 30.04.2019.
Таким образом, проектная декларация от 30.04.2019 содержит недостоверные сведения о размере финансового результата по состоянию 31.03.2019 (подтверждается скриншотами от 11.09.2019), что нарушает ч.8 ст. 19, п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения Москомстройинвестом постановлении от 16.12.2019 N 05-07-19- 384, которым ООО "Бакунинская" привличено к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ с установлением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 14.28 КоАП РФ опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Субъектом правонарушения является юридическое лицо, обязанное в установленный срок в соответствии с требованиями законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости предоставлять полную и (или) достоверную информацию, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязанное соблюдать сроки опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
Согласно ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ), Постановлению Правительства Москвы от 26.04.2011 N 157-ПП "Об утверждении Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства" Москомстройинвест наделен полномочиями осуществлять контроль (надзор) в области долевого строительства и соблюдением требований ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.20 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ информация о застройщике в проектной декларации должна содержать сведения о финансовом результате текущего года, размерах кредиторской и дебиторской задолженности на последнюю отчетную дату.
В соответствии с ч.8 ст. 19 ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ, Застройщик несет ответственность за размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, содержащей неполную и (или) недостоверную информацию (за исключением выявленных в ней технических ошибок - описок, опечаток, грамматических или иных подобных ошибок), за предоставление им неполной и (или) недостоверной информации, размещение или предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом, а также за нарушение сроков направления и (или) размещения проектной декларации, в том числе с внесенными в нее изменениями, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае событие вмененного административного правонарушения подтверждено совокупностью находящихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Бакунинская" вменяемого правонарушения сторонами в рамках рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не оспарвиается.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина Заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ не выявлено.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Извещение законного представителя заявителя о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении подтверждается материалами дела.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не установлено.
В рамках апелляционной жалобы, заинтересованное лицо ссылается на незаконность снижения административного штрафа до 100 000 рублей на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25 февраля 2014 года N 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1). Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела.
Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что со стороны ООО "Бакунинская" отсутствует добровольное прекращение противоправного деяния и устранение выявленного правонарушения, Организация 02.10.2019 после завершения внеплановой документарной проверки предоставило Москомстройинвесту доказательства выполнения его требований, изложенных в Предписании N 77-21-2672/9 ООО "Бакунинская" 9.
Действительно, ООО "Бакунинская" в течение календарного года привлекалась к административной ответственности за правонарушения в области долевого строительства. Однако все правонарушения были выявлены Москомстройинвестом в ходе одной единственной проверки, произведенной Москомстройинвестом. До проведения указанной проверки ООО "Бакунинская" к административной ответственности не привлекалась. Данный факт представителем заинтересованного лица не опровергнут.
Учитывая в совокупности вышеперечисленные обстоятельства, взыскание штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей является неоправданно суровым, не учитывает все осбтоятельства совершения административног правонарушения и является не мерой воздействия, а инструментом подавления экономической самостоятельности и инициативы.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения, не влечет необоснованное ограничение прав юридического лица и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 27.07.2020 по делу N А40-20396/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-20396/2020
Истец: ООО "БАКУНИНСКАЯ"
Ответчик: Комитет г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого сторительства