г. Москва |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А40-78463/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Никифоровой Г.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-78463/20
по заявлению ГБУ "МОЦВС" МОСКОМСПОРТА
к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области
о признании незаконным предписание
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГБУ "МОЦВС" МОСКОМСПОРТА (заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Территориальному органу Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области (ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленных нарушений N 792/19 от 24.06.19.
Решением от 29.09.2020 Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил заявленные требования.
Не согласившись с принятым судом решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Согласно материалам дела, поводом для проведения внеплановой выездной проверки послужило обращение Кочергиной Г.Е.
В соответствии с Приказом Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения о проведении внеплановой выездной проверки от 24.05.2019 г N 792/19 организована внеплановая выездная проверка в отношении ГБУ "МОЦВС" Москомспорта.
Согласно акту проверки от 24.06.2019 N 792/19 комиссией Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области был осуществлен выезд по адресам осуществления деятельности ГБУ "МОЦВС" Москомспорта в ходе, которого установлено следующее.
Медицинская помощь в указанной организации оказывается в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по профилю "сестринское дело".
В ГБУ "МОЦВС" Москомспорта оказывают медицинскую помощь 5 медицинских сестер и 1 старшая медицинская сестра что подтверждается представленной выпиской из штатного расписания (N 33 от 31.01.2019) с указанием структурного подразделения "медицинская служба" и количеством штатных единиц, медицинская помощь оказывается в рамках кабинета, иные медицинские работники в указанной организации отсутствуют.
На базе плавательных бассейнов ГБУ "МОЦВС" Москомспорта проводятся спортивные соревнования по плаванию, организацию проведения которых ГБУ "МОЦВС" Москомспорта не осуществляет, в то же время предусмотрена возможность посещения бассейна для оздоровительного плавания после предоставления справки о допуске по состоянию здоровья.
В частности, посетитель бассейна У.СВ. 05.02.1952 представил справку из ГБУЗ "Городская поликлиника N 175, филиал N 4" ДЗМ об отсутствии перенесенных заболевай, проведении ЭКГ, заключении дерматолога о чистых кожных покровах и заключения врача терапевта о допуске по состоянию здоровья к занятиям по оздоровительному плаванию за подписью врача терапевта Анкиной О.С., указанная справка действительна до 26.04.2019.
Административным органом установлено что 27.02.2019 15:00 в плавательном бассейне ГБУ "МОЦВС" Москомспорта посетителю У.С.В. была вызвана бригада скорой медицинской помощи в связи с ухудшением состояния здоровья, за время доезда скорой со слов персонала ГБУ "МОЦВС" Москомспорта проводились реанимационные мероприятия. Из предоставленной документации следует, что прибывшей медицинской бригадой констатирована смерть У.СВ.
По факту внеплановой выездной проверки Учреждению административным органом выдано оспариваемое предписание, согласно которому заявителю необходимо:
1. Устранить нарушения требований ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
2. Устранить нарушения требований пп. "б" п. 5 Положение о лицензировании медицинской деятельности.
3. Устранить нарушения требований пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
В срок до 24.12.2019 устранить выявленные нарушения.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, ввиду следующего.
Как верно установлено судом первой инстанции, в соответствии с ч. 5 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" данная проверка была согласована с прокуратурой. Решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 27.05.2019 в приложении.
В соответствии с пп. "а" и "б" п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основанием для проведения внеплановой выездной проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) на основе получения информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинение а жизни, здоровью граждан.
Согласно ч. 1.6. ст. 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" о проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель не уведомляются, если дом для проведения внеплановой выездной проверки является мотивированное представление должностного лица на основе получения информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан или причинение да жизни, здоровью граждан.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294- "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" обращение граждан является поводом для проведения внеплановой выездной проверки.
Учитывая фактические обстоятельства дела, и изложенные нормы права, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что ответчиком не нарушены требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в отношении проведения проверки.
По смыслу действующего законодательства предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В предписании должны быть указаны конкретные причины и условия, законные и обоснованные меры для их устранения, при этом данные меры должны быть реальными и исполнимыми.
Согласно оспариваемому предписанию:
- В нарушение пп. "б" п. 5 Положение о лицензировании медицинской деятельности, соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности не осуществляется.
- В нарушение пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, в части наличия у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", у старшей медицинской сестры Новиковой Н.В. назначенной в соответствии с приказом ГБУ "МОЦВС" Москомспорта (от 24.12.2018 N 187/ор) в должность ответственной за организацию и осуществление медицинской деятельности, отсутствует высшее медицинское образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественного здоровья".
Согласно приказу от 24.05.2019, указаны 2 адреса местонахождения, заявителя: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 25, стр. 2; г. Москва, ул. Ибрагимова, д. 32.
Между тем, в оспариваемом предписании отсутствует ссылка на акт проверки от 24.06.2019; не указаны адреса, где были установлены нарушения; не конкретизированы требования органа, каким образом и где (по какому адресу) заявитель должен устранить нарушения.
Кроме того, на дату проведения проверки и вынесения Предписания (24.06.2019) требования к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденные приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 81н в соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", не вступили в силу. Данный документ вступил в силу 16 сентября 2019 г., то есть за пределами проведения проверки и вынесения ответчиком предписания.
Необходимо также отметить следующее.
В соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация оказания гражданам медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, втом числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, осуществляется федеральными органами государственной власти в сфере охраны здоровья, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья либо частными медицинскими организациями.
В пункте 3 Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, утвержденных приказом Минздрава России от 07.06.2019 N 381н, указано, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) в соответствии с настоящими Требованиями.
При этом, заявитель не относится ни к государственной, ни муниципальной, ни частной системе здравоохранения, а является объектом спорта, что следует, как из наименования учреждения заявителя (Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Московский Олимпийский центр водного спорта" Департамента спорта г. Москвы), так и Устава заявителя. ГБУ "МОЦВС" Москомспорта является объектом спорта и создано в целях развития физической культуры и массового спорта.
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (Закон о некоммерческих организациях) бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Учредителем ГБУ "МОЦВС" Москомспорта является г. Москва, функции и полномочия которого осуществляет Департамент спорта г. Москвы.
В соответствии с Распоряжением Правительства Москвы от 21.12.2011 N 991- РП основной целью деятельности ГБУ "МОЦВС" Москомспорта является оказание населению г. Москвы услуг в области физической культуры и спорта, а также подготовка спортсменов по водным видам спорта.
Согласно пунктам 2.1, 2.2 Устава, ГБУ "МОЦВС" Москомспорта создано в целях развития физической культуры и массового спорта. Предметом деятельности учреждения является организация и проведение мероприятий в соответствии с Единым календарным планом физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий города Москвы, проведение занятий по физической культуре и спорту на основании утвержденного Учредителем государственного задания, оказание услуг, выполнение работ, обеспечивающих реализацию цели, предусмотренной пунктом 2.1 Устава.
Учитывая изложенное, ГБУ "МОЦВС" Москомспорта является объектом спорта, поскольку предназначено для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий.
В силу ст. 11 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарноэпидемиологических заключений.
Согласно п. 3.12.2 СанПиН 2.1.2.1188-03. "2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта. Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", контроль за наличием медицинской справки у посетителей обеспечивает администрация бассейна.
В соответствии с пунктом 4.4 СП 2.1.2.3304-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта" в зданиях объектов спорта предусматриваются помещения медицинского назначения (медицинский пункт).
Согласно пункту 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03, в составе помещений плавательного бассейна спортивного и спортивно-оздоровительного назначения должна быть предусмотрена комната для медицинского персонала.
В целях соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в ГБУ "МОЦВС" Москомспорта имеется помещение медицинского назначения (медицинский пункт) и структурное подразделение "медицинская служба", включающее в себя такие должности, как "старшая медицинская сестра" (1 ед.) и "медицинская сестра" (5 чел.). Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о том, что Заявителем осуществляется медицинская деятельность, определение которой содержится в п. 10 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", так как работники Заявителя, входящие в структурное подразделение "Медицинская служба", не оказывают медицинские услуги.
Заявитель является некоммерческой организацией, подведомственной Департаменту спорта города Москвы (далее также - Москомспорт), то при осуществлении своей деятельности ГБУ "МОЦВС" Москомспорта необходимо также руководствоваться актами, утвержденными вышеуказанным департаментом.
В соответствии с распоряжением Москомспорта от 20 апреля 2017 года N 185 "Об утверждении порядка определения платы за оказание подведомственными Департаменту спорта и туризма города Москвы государственными бюджетными учреждениями гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности" учреждения формируют и утверждают перечни платных услуг по согласованию с Москомспортом. Цены на платные услуги утверждаются руководителем учреждения по результатам их согласования с Москомспортом.
В прейскуранте цен на оказание услуг ГБУ "МОЦВС" Москомспорта с 01.12.2017 отсутствуют медицинские услуги. Услуги, оказываемые Заявителем, являются услугами в сфере физической культуры и спорта.
Учитывая изложенное в совокупности, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции с учетом положения ч. 1 ст. 71 АПК РФ применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела, пришел к правильному выводу, что оспариваемое предписание является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Расходы по уплате госпошлины распределяются согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-78463/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-78463/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "МОСКОВСКИЙ ОЛИМПИЙСКИЙ ЦЕНТР ВОДНОГО СПОРТА" ДЕПАРТАМЕНТА СПОРТА ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ