город Москва |
|
4 декабря 2020 г. |
дело N А40-93552/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2020
по делу N А40-93552/20,
по заявлению ПАО "Сбербанк России" (ОГРН: 1027700132195) в лице филиала -
Московского банка ПАО "Сбербанк"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - Мачунина С.О. по доверенности от 12.03.2020;
от заинтересованного лица - Семенова Н.В. по доверенности от 18.08.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2020 признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве от 10.03.2020 N 77/009/281/2019-3499 об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности за ПАО "Сбербанк" на объект недвижимости - нежилое помещение III, расположенное по адресу: Москва, район Бирюлево Восточное, улица Лебедянская, дом 19, корп. 1 с кадастровым номером 77:05:0010004:19748 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Сбербанк" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
Управление не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители регистрирующего органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что 11.08.1994 между Фондом имущества г. Москвы (продавец) и АО "Сбербанк России" (покупатель) заключен договор купли-продажи ВАМ N 3813, предметом которого являлось нежилое помещение общей площадью 193,2 кв.м., расположенное по адресу: Москва, улица Лебедянская, дом 19, корп. А.
28.06.2019 банк обратился в адрес Управления Росреестра по г. Москве с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество ранее учтенного объекта недвижимости с представлением пакета документов согласно описи.
09.07.2019 регистрирующим органом государственная регистрация права собственности приостановлена сроком на 3 месяца в связи с непредставлением документов-оснований для регистрации права собственности (протокол комиссии Правительства г. Москвы от 07.07.1994 N 2 КФ, распоряжение МКИ от 18.07.1994 N 1939-Р, договора ВАМ купли-продажи от 11.08.1994 N 3813); отсутствием должного описания заявленного объекта права в документах-основаниях, что не позволяет однозначного идентифицировать заявленный объект недвижимости, расхождением в площади объекта в свидетельстве о праве собственности и в заявленном объекте недвижимости.
27.01.2020 заявителем в Управление Росреестра по г. Москве представлены дополнительные документы для возобновления государственной регистрации в соответствии с замечаниями, указанными в уведомлении о приостановлении: договор ВАМ купли-продажи от 11.08.1994 N 3813 представлен повторно, распоряжение МКИ от 18.07.1994 N 1939-Р представлено впервые, информационное письмо главного архивного управления г. Москвы от 09.01.2020 N 97816 представлено впервые; возражения относительно невозможности идентификации помещения со ссылкой на ранее представленную техническую документацию; возражения относительно расхождения в площади объекта обоснованы произведенными строительными работами со ссылкой на ранее представленное письмо из БТИ.
10.03.2020 Управлением Росреестра по г. Москве вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на основании п. п. 5, 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
В качестве оснований отказа регистрирующим органом указано на непредставление договора купли-продажи от 11.08.1994 N 3813; невозможность идентифицировать объект в связи с отсутствием описания объекта в документах основаниях; различия площади объекта недвижимости в документах основания права собственности (193,2 кв.м.) и технической документации БТИ (178,8 кв.м.).
Общество, полагая, что решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности за ПАО "Сбербанк" на объект недвижимости - нежилое помещение III, расположенное по адресу: 115372 Москва, район Бирюлево Восточное, улица Лебедянская, дом 19, корп. 1 с кадастровым номером 77:05:0010004:19748, не соответствует действующему законодательству, нарушает его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Управление Росреестра по г. Москве, являясь регистрирующим органом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с нормами Федерального закона N 218-ФЗ.
Согласно с положениями Закона о регистрации при осуществлении государственной регистрации прав должна быть проведена правовая экспертиза представленных документов, а также установлено отсутствие других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Исходя из положений Закона о регистрации, решение о проведении, либо о приостановлении государственной регистрации прав или отказе в проведении государственной регистрации прав принимается по результатам правовой экспертизы представленных на регистрацию документов.
Поскольку по смыслу и содержанию Закона о регистрации государственная регистрация осуществляется на основании документов, поступивших в установленном порядке в регистрирующий орган, ответственность за подлинность документов, полноту и достоверность сведений в них содержащихся, а также за соответствие требованиям действующего законодательства (юридическую силу) лежит на лицах их предоставивших в регистрирующий орган, либо выдавших данные документы.
В соответствии с п. 12 ст. 29 Закона N 218-ФЗ отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в суд.
В соответствии со ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном указанным Федеральном законом порядке.
Согласно п. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно п. 5 ст. 18 Закон о регистрации не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 21 Закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Требования к правоустанавливающим документам в части необходимости описания объекта недвижимости введены Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в дальнейшем включены в положения Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
До введения в действие N 122-ФЗ сведения об этажности, составе помещений не включались в документы, а содержалась в технической документации.
Следовательно, в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" к заявлению прилагаются документы-основания, выданные до 1997 и содержащие описание объекта недвижимости согласно ранее действующему законодательству.
Из п. 7 описи от 28.06.2019 следует, что договор от 11.08.1994 N 3813 представлен в регистрирующий орган в первичном пакете документов.
Решение об отказе в государственной регистрации права не содержит указания о непредставлении иных документов.
В данном случае банком представлен полный пакет документов, позволяющих идентифицировать объект с правоустанавливающим документом, удостовериться в том, что поданные на регистрацию документы соответствуют требованиям действующего на момент их издания законодательства, и установить, что заявленный на регистрацию объект и объект, указанный в правоустанавливающих документах, являются одним и тем же объектом.
Из направленных банком в Росреестр документов следует, что на основании распоряжения Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 18.07.1994 N 1939-РОСВ, протокола комиссии Правительства г. Москвы от 07.07.1994 N 2-КФ заключен договор ВАМ от 11.08.1994 N 3813.
Для идентификации помещения банком представлена учетно-техническая документация, представлены: выписка из технического паспорта от 19.01.2006; поэтажный план от 19.01.2006; экспликация от 19.01.2006; выписка из технического паспорта от 08.02.1995; поэтажный план от 27.07.1999; экспликация от 27.07.1999; письмо МосгорБТИ от 30.01.2006.
Путем сопоставления данных документов следует вывод о том, что заявленный на регистрацию объект и объект, указанный в правоустанавливающих документах, являются одним и тем же объектом.
Из представленной технической документации усматривается произведение строительных работ.
Однако банком в первоначальном комплекте представлено письмо МосгорБТИ от 30.01.2006, в котором подтверждается, что уменьшение площади с 193,2 кв.м. (площадь, указанная в свидетельстве) до 178,8 кв.м. произошло в результате учета изменений при проведении текущей инвентаризации.
Разрешение на произведенную перепланировку в ТБТИ предъявлено.
Подлинник договора ВАМ купли-продажи от 11.08.1994 N 3813 не может быть представлен, поскольку Фонд имущества г. Москвы, с которым указанный договор заключен, в настоящее время ликвидирован, а подлинник указанного договора у общества отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество.
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежит государственной регистрации.
Следовательно, непредставление документов в Управление Росреестра по г. Москве подлинника договора ВАМ купли-продажи от 11.08.1994 N 3813, в связи с наличием по объективным причинам только его копии, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права, поскольку такое основание не содержится в ст. 26 Закона о недвижимости, указанный перечень является исчерпывающим.
При этом обществом подтвержден факт возникновения права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером 77:05:0010004:19748, расположенного по адресу: Москва, район Бирюлево Восточное, улица Лебедянская, дом 19, корп. 1, представленными в регистрирующий орган свидетельствам о праве собственности от 05.08.1994 и от 18.08.1994.
Таким образом, обществом при обращении в Управление Росреестра по г. Москве соблюдены требования законодательства и представлены документы, достаточные для проведения государственной регистрации ранее возникшего права собственности за ПАО "Сбербанк" на объект недвижимости - нежилое помещение III, расположенное по адресу: Москва, район Бирюлево Восточное, улица Лебедянская, дом 19, корп. 1 с кадастровым номером 77:05:0010004:19748.
Согласно ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу п. 3 ч. 5 ст. 201 названного Кодекса, исходя из заявленных обществом требований, судом первой инстанции обоснованно возложена обязанность на регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Сбербанк" в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.2020 по делу N А40-93552/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-93552/2020
Истец: ПАО "Сбербанк России" в лице филиала - Московского банка Сбербанка
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ