г. Москва |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А40-27469/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Михеевой З.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2020 г. по делу N А40-27469/20
по иску Территориального управления Росимущества в г. Москве
к УПРАВЛЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
третье лицо: ФГКОУ ВО "Московский университет МВД России имени В.Я.Кикотя"
о признании незаконным решения
в присутствии:
от заявителя: |
Романова Д.С. по дов. от 08.10.2020; |
от заинтересованного лица: |
Фокина Н.С. по дов. от 30.12.2019; |
от третьего лица: |
Башкин Р.А. по дов. от 03.09.2020 |
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г.Москве (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Росреестр, заинтересованное лица, регистрирующий орган) с заявлением о признании незаконным решение Управления Росреестра по Москве от 11.11.2019 г. N 77/007/243/2019-2980, 2982, 2983, 2989, 2991, 2993, 2995, 2997, 2998, 2999, 3000, 3001, 3003 и 3004 об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское, д. Березки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:4465, 50:21:0000000:2463, 50:21:0000000:2440, 50:21:0000000:2444, 50:21:0000000:2470, 50:21:0000000:2455, 50:21:0000000:2418, 50:21:0000000:2441, 50:21:0000000:2421, 50:21:0000000:2449, 50:21:0000000:2429, 50:21:0000000:2469, 50:21:0000000:2457, 50:21:0000000:2480 (далее, Объект).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель Учреждения в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представители третьего лица поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - Территориальное управление) обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - Управление Росреестра по Москве) с заявлениями N 77/007/243/2019-2980, 2982, 2983, 2989, 2991, 2993, 2995, 2997, 2998, 2999, 3000, 3001, 3003 и 3004 во осуществления действий по государственной регистрации права собственности РФ на объекты недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское, д. Березки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:4465, 50:21:0000000:2463, 50:21:0000000:2440, 50:21:0000000:2444, 50:21:0000000:2470, 50:21:0000000:2455, 50:21:0000000:2418, 50:21:0000000:2441, 50:21:0000000:2421, 50:21:0000000:2449, 50:21:0000000:2429, 50:21:0000000:2469, 50:21:0000000:2457, 50:21:0000000:2480. В качестве правоустанавливающих документов приложены были выписка из реестра федерального имущества от 25.07.2019, инвентарная карточка активов от 30.07.2019.
Уведомлениями от 11.11.2019 г. N 77/007/243/2019-2980, 2982, 2983, 2989, 2991, 2993, 2995, 2997, 2998, 2999, 3000, 3001, 3003 и 3004 Управление Росреестра по Москве уведомило Территориальное управление об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Объекты, сославшись на то, что на основании представленных документов не имеется возможности идентифицировать объекты недвижимости, права на которые подлежат регистрации за заявителем.
Посчитав, что отказ Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимого имущества не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии в силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение государственного реестра саморегулируемых организаций, в отношении которых не определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за их деятельностью.
Законом о регистрации прав установлен заявительный порядок государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона N 218-ФЗ данный Закон (далее - закон о регистрации) регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Согласно части 1 и 2 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и необходимых документов.
В силу статьи 21 Закона о регистрации документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета.
Выписка из реестра федерального имущества согласно ст. 13 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.07.2007 N 447 (далее - Постановление), является документом, подтверждающим факт учета федерального имущества в реестре.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.12.2003 N 7226-р, Министерство внутренних дел Российской Федерации передало Московскому университету МВД России комплекс зданий бывшего пионерского лагеря "Березки МВД России" вместе с земельным участком с кадастровым номером 50:21:01101114:81, закрепив за университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Московской области N 604 от 14.11.2005.
В соответствии со ст.1 Постановления Верховного Суда РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1, Объекты государственной собственности, указанные в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с приложением 1, раздела II, п. 2 Постановления, имущество вооруженных сил, железнодорожных, пограничных и внутренних войск, органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, а также расположенных на территории Российской Федерации учреждений, финансировавшихся из государственного бюджета СССР, относятся к федеральной собственности.
Недвижимые объекты были введены в эксплуатацию до 1991 года.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 299 ГК РФ, имущество, приобретённое учреждением по договорам или иным основаниям, поступает в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
В силу статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. 5 ст. 1 Закона о регистрации недвижимости государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Отказ государственного регистратора зарегистрировать право собственности может быть обжалован в суд по правилам главы 24 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве действует на основании Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве" (далее - Положение), утвержденным Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 67.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе составляющие казну Российской Федерации.
Согласно п. 4.1.1 Положения Территориальное управление осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, а также то обстоятельство, что в отношении спорного имущества отсутствуют чьи- либо притязания, а Росимущество предоставило необходимый пакет документов в соответствии с Законом о регистрации, Управление Росрееитсра не имело достаточных оснований для отказа в испрашиваемой государственной регистрации права собственности Российской Федерации на Объекты.
Согласно ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании изложенного у Росреестра отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, в связи с чем суд в рамках рассмотрения настоящего спора признает оспариваемое решение незаконным.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявителя в силу пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, исходя из заявленных обществом требований, суд считает необходимым обязать Управление Росреестра по Москве осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества., расположенные по адресу: г. Москва, пос. Филимонковское, д. Березки с кадастровыми номерами 50:21:0000000:4465, 50:21:0000000:2444, 50:21:0000000:2418, 50:21:0000000:2449, 50:21:0000000:2463, 50:21:0000000:2470, 50:21:0000000:2441, 50:21:0000000:2429, 50:21:0000000:2440, 50:21:0000000:2455, 50:21:0000000:2421, 50:21:0000000:2469, 50:21:0000000:2457, 50:21:0000000:2480 устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу в установленном законе порядке.
Учитывая изложенное, требования заявителя являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.09.2020 г. по делу N А40-27469/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-27469/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ "МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ"