г.Москва |
|
04 декабря 2020 г. |
Дело N А40-208960/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гончарова В.Я.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "ГВСУ N 14",
на определение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2020 по делу N А40-208960/16,
по исковому заявлению МИНОБОРОНЫ РОССИИ (ОГРН 1037700255284)
к ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439),
3-е лицо: ФГУП "ЦПО" ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ" (ОГРН 1023601548662),
заинтересованное лицо: судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Наумовой А.Г.,
о взыскании неустойки в сумме 739 587,28 руб.
При участии в судебном заседании:
от истца: Ежгурова Е.А. по доверенности от 20.11.2020 N 207/5/Д/113,
от ответчика: Зарандия Р.А. по доверенности от 23.12.2019 N 349/19-ДАПР,
от третьего лица: не явился, извещен,
от заинтересованного лица: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Определением суда от 25.08.2020 в удовлетворении заявления ФГУП "ГВСУ N 14" о рассрочке исполнения решения по делу N А40-208960/16-113-1925 отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для удовлетворения заявления.
Не согласившись с принятым определением, ответчик обратился с апелляционной жалобой в которой просил отменить его, в связи с неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствием выводов суда изложенных в определении обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального, процессуального права, приняв по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления, считает, что обоснованно ходатайствовал о рассрочке исполнения решения суда.
Третье лицо, заинтересованное лицо, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд своих представителей не направили, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, в связи с этим, при отсутствии возражений со стороны представителей истца, ответчика, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.123,156,266 АПК РФ, рассмотрел дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить определение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, приняв по делу новый судебный акт.
Представитель истца поддержал определение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает их необоснованными, просил определение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность принятого определения в порядке ст.ст.266, 268, 272 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, письменных объяснений, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в определении обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права, приняв по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении заявления, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 14 апреля 2017 г. по делу А40-208960/16 с ФГУП "ГВСУ N 14" в пользу Минобороны России присуждено к взысканию 739 587,28 рублей.
ФГУП "ГВСУ N 14" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением от 05 февраля 2020 г. N 21/04-06-01-03-1826 о рассрочке исполнения названного судебного акта сроком на 3 года тремя равными платежами один раз в 12 месяцев по 242 279.06 рублей (срок первого платежа - в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу определения о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей - в течение 12 месяцев со дня предыдущего платежа).
Суд первой инстанции сославшись на то, что отсутствие денежных средств у должника, достаточных для исполнения судебного акта, само по себе не является основанием для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а также финансовое затруднение юридического лица, вне зависимости от того какими причинами оно вызвано, не может быть признано обстоятельством, затрудняющим исполнение судебного акта, не усмотрел оснований для удовлетворения заявления.
Суд апелляционной инстанции, в настоящее время, не может согласится с таким выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
На основании исполнительного листа серии ФС N 017621690 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-208960/16 судебным приставом-исполнителем при директоре Федеральной службы судебных приставов -главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств ФССП России 21.11.2018 возбуждено исполнительное производство N 4783787/18/99001-ИП о взыскании с Предприятия в пользу Минобороны России денежных средств в размере 739 587,28 руб.
По состоянию на 07.09.2020 в рамках исполнительного производства N 4783787/18/99001-ИП в пользу Минобороны России перечислено 18 406,91 руб., остаток задолженности по решению Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2017 по делу N А40-208960/16 составляет 721 180,37 руб.
Постановление о распределении денежных средств являются внутренним документом службы судебных приставов и не подлежит направлению сторонам исполнительного производства.
Исполнительное производство N 4783787/18/99001-ИП входит в состав сводного исполнительного производства N 1654958/18/99001-СД о взыскании с Предприятия в пользу физических и юридических лиц денежных средств на общую сумму более 10,233 млрд рублей, в том числе 104 исполнительных производств на сумму 1,468 млрд рублей по взысканию в пользу Минобороны России.
Так, распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 31.05.2018 г. N 1092-р Предприятие является единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2018 - 2019 годах закупок работ по объектам военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предприятие осуществляет хозяйственную деятельность в интересах Минобороны России, является федеральным государственным унитарным предприятием, собственником имущества которого является Российская Федерация в лице Минобороны России.
Согласно п.2.1 Устава ФГУП "ГВСУ N 14" осуществляет свою деятельность в целях удовлетворения потребностей в производстве товаров, работ и услуг для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Предприятие является специализированным предприятием Минобороны России, выполняющим функции генерального подрядчика и координатора исполнения государственных оборонных заказов.
Так как деятельность Предприятия прежде всего заключается в ведении работ по строительству специальных военных объектов, необходимых для поддержания и повышения обороноспособности государства, таких как военный космодром "Плесецк", объекты ядерного сдерживания, объекты РВСН, все денежные средства Предприятия, которыми оно распоряжается в настоящее время, находятся только на отдельных счетах и предназначены исключительно для финансирования строительства различных объектов военного и иного специального назначения для нужд обороны и безопасности страны.
Все расчеты в рамках выполнения государственного оборонного заказа Предприятие обязано осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" исключительно с использованием отдельных счетов, открытых в уполномоченных банках. Указанный закон устанавливает специальный режим использования денежных средств, поступающих на такие счета из бюджета Российской Федерации. В частности, закон не допускает исполнения за счет денежных средств, выделенных на финансирование государственного оборонного заказа, судебных актов.
Однако исключением из этого правила является подп. "в" п.9 ст. 8.4 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", который допускает совершение по отдельному счету операций, связанных с исполнением исполнительных документов о взыскании денежных средств в доход Российской Федерации.
Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе обратить взыскание на денежные средства, поступившие от государственного заказчика в качестве финансирования выполнения работ в рамках одного из государственных оборонных заказов.
Обращение взыскания на денежные средства, находящихся на отдельных счетах, создаст у Предприятия критическую финансово-экономическую ситуацию, которая приведет к срыву выполнения обязательств по действующим государственным контрактам, выполнение работ по которым имеет стратегическое значение.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации (п. 1 перечня поручений от 21.01.2019 N Пр-60) по итогам совещания по вопросам совершенствования механизмов строительства объектов инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации (далее - ВС РФ) Минобороны России разработан план мероприятий ("дорожная карта") по созданию публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ, п. 10 которого предусмотрено установление перечня имущества необходимого публично-правовой компании для осуществления ее функций и полномочий, передаваемого в качестве имущественного взноса Российской Федерацией.
Таким образом, Предприятию необходимо сформировать перечень имущества, подлежащего передаче публично-правовой компании по строительству объектов инфраструктуры ВС РФ.
Иное имущество, не вошедшее в вышеуказанный перечень, после перерегистрации будет передано для реализации в рамках сводного исполнительного производства.
В отношении недвижимого имущества в целях погашения задолженности Предприятия судебному приставу-исполнителю передана информация о 574 объектах недвижимого имущества для обращения на него взыскания в рамках исполнительного производства ориентировочной стоимостью - 7,8 млрд рублей. Работа по перерегистрации прав правопредшественников Предприятия на недвижимое имущество продолжается, информация о перерегистрированном имуществе регулярно передается судебному приставу.
На настоящий момент судебным приставом-исполнителем наложены аресты на 569 объектов недвижимого имущества.
Также постановлением от 05.04.2019 наложен арест на акции ЗАО "Спецстрой-Лизинг", АО "Инжпетрострой", АО "ПГМ" и АО "ДОК-3" номинальной стоимостью 2 млрд рублей.
Таким образом, общая стоимость переданного судебному приставу-исполнителю на реализацию недвижимого имущества Предприятия значительно превышает задолженность перед Минобороны России.
Также согласно ответа заместителя Главного судебного пристава РФ Фирстова Д.А. на имя заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В. снятие ареста с имущества Предприятия возможно после завершения мероприятий по регистрации имущества на должника, его аресту и оценке в объёме, достаточном для обеспечения требований исполнительных документов.
В настоящее время, по указанным обстоятельствам Предприятие технически не имеет возможности ежемесячно погашать задолженность перед Минобороны России.
Вместе с тем в течение 12 месяцев планируется наполнение сводного исполнительного производства достаточным имуществом, после чего арест с расчетных счетов Предприятия будет снят, что даст Предприятию техническую возможность исполнять предоставленную рассрочку осуществлять соответствующие платежи с расчетных счетов.
Учитывая, что в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок исполнение требований исполнительного документа составляет 2 (два) месяца, то имеются обстоятельства, препятствующие своевременному исполнению требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-7090/2013, определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.12.2016 по делу N А12-22014/2014 при рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта судом, помимо интересов должника и взыскателя должен учитываться и публичный интерес, который в данном случае состоит в своевременном выполнении работ для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 3 ст. 55 Конституции РФ защита обороны страны и безопасности государства отнесена к приоритетным ценностям.
Таким образом, даже частичное принудительное ежемесячное взыскание денежных средств в пользу Минобороны России не позволит Предприятию обеспечить своевременное выполнение государственного оборонного заказа.
Важность и высокая значимость выполнения Предприятием мер по предотвращению срыва производственной программы в рамках государственного оборонного заказа, подтверждается в числе прочего и обращением заместителя министра обороны Российской Федерации Т. Иванова от 09.07.2019 N 106/2621 в адрес руководителя ФНС Российской Федерации М.В. Мишустина (по существу налогового спора рассматриваемого в Арбитражном суде города Москвы - дело А40-168161/19, между МРИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N7 и Предприятием).
Согласно указанного письма: "К подведомственному Министерству обороны Российской Федерации Предприятию предъявлены необоснованные требования налогового органа о взыскании недоимки в размере 380 961 872,74 рубля.
Безакцептное списание денежных средств с отдельных счетов Предприятия, открытых в рамках Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", приведет к срыву выполнения работ, направленных на обеспечение обороны и безопасности страны".
Более того, необходимо отметить, что и заказчик государственного контракта в лице Минобороны России не вправе предоставить исполнителям финансирование сверх предусмотренного условиями государственного контракта.
То есть, единожды направив денежные средства на определенные цели, Министерство обороны Российской Федерации не вправе (а к тому же и неспособно в виду отсутствия соответствующих лимитов бюджетных обязательств) повторно направить денежные средства на те же цели.
Списание с отдельных счетов денежных средств, поступивших от государственного заказчика с целью финансирования выполнения работ для нужд обороны страны и безопасности государства, приведет к существенному затруднению или срыву выполнения обязательств Предприятия по государственным контрактам, имеющим стратегическое значение для Российской Федерации.
Кроме того, в целях обеспечения своевременного выполнения государственного оборонного заказа Предприятием в адрес Департамента строительства Минобороны России 13.06.2019 направлено письмо N 21/04-14824 об оказании содействия в отзыве исполнительных документов.
В свою очередь Первым заместителем Министра обороны РФ согласовано предложение Правового департамента Минобороны России от 29.06.2019 N 207/5/а/1481 о направлении Предприятием в суд заявлений о предоставлении рассрочки исполнения судебных актов, которые будут поддержаны Правовым департаментом Минобороны России при наличии соответствующего решения заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В., на срок не более 3 (трех) лет.
С учетом предложенного Правовым департаментом Минобороны России и согласованного Первым заместителем Министра обороны РФ порядка решения вопроса о предоставлении Предприятию рассрочки, в адрес Департамента строительства Минобороны России и заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В. направлены письма от 13.08.2019 N 21/01-19979 и от 05.09.2019 N21/01-2017 о поддержке заявлений о предоставлении Предприятию рассрочки исполнения судебных решений на срок 3 (три) года с графиком платежей: тремя равными платежами, срок первого платежа - по истечении года со дня вступления в законную силу решения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей - в течение года со дня предыдущего платежа.
Решением заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В. 07.09.2019 выражено согласие о предоставлении Предприятию рассрочки по исполнению судебных актов.
Департаментом строительства Минобороны России в адрес Правового департамента Минобороны России 17.09.2019 направлено письмо N 153/6/16532 об обеспечении явки в судебные заседания и поддержке заявлений Предприятия о рассрочке судебных актов.
Также в адрес заместителя Министра обороны РФ Иванова Т.В. 21.05.2020 направлено письмо N 21/01-10558 поддержке заявлений о предоставлении Предприятию рассрочки исполнения судебных решений на срок 3 (три) года тремя равными платежами один раз в 12 месяцев.
Заместителем Министра обороны РФ Ивановым Т.В. 21.05.2020 руководителю Департамента строительства Минобороны России поручено поддержать позицию Предприятия.
Департаментом строительства Минобороны России в адрес Правового департамента Минобороны России 03.06.2020 направлено письмо N 153/6/9516 об обеспечении явки в судебные заседания и поддержке заявлений Предприятия о рассрочке судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно правовой позиции отражённой в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации, N 467-0 от 18 декабря 2003 г. и N104-О от 18 апреля 2006 г., основания для рассрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного решения должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка или рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Согласно абзацу 2 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" вопрос о наличии оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
Суд апелляционной инстанции оценив в соответствии с требованиями гл.7 АПКР Ф представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь ст.324 АПК РФ и ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в настоящем случае установил наличие затрудняющих исполнение решения суда обстоятельств, связанных с тяжелым финансовым положением истца и отсутствием возможности единовременной выплаты присужденной к взысканию суммы, а также полагает, что затруднительность исполнения судебного акта носит временный характер и при недостаточности финансовых средств рассрочка позволит исполнить обязательства с учетом интересов обеих сторон, с учетом того факта, что активы заявителя, его производственная деятельность позволяют ему осуществить исполнение решения суда, если будет предоставлена рассрочка его исполнения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что предоставление, в данном случае, истребованной рассрочки направлено на исполнение судебного акта, восстановление нарушенных прав взыскателя, в связи с чем считает возможным частично удовлетворить заявление ответчика и предоставить рассрочку исполнения судебного акта в следующем порядке: первый платеж в сумме 242.279,26 рублей с даты вступления настоящего постановления в законную силу, второй платеж в сумме 242.279,27 рублей в течение двенадцати месяцев со дня первого платежа, третий платеж в сумме 242.279,27 рублей в течение двенадцати месяцев со дня оплаты второго платежа.
Вместе с этим, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворении остальной части заявления, согласно которому заявитель просил срок первого платежа установить по истечении года со дня вступления в законную силу определения суда о предоставлении рассрочки, срок последующих платежей - в течение двенадцати месяцев со дня предыдущего платежа, поскольку удовлетворение заявления в указанной части фактически предоставляет заявителю одновременно и рассрочку и отсрочку исполнения решения суда, что не предусмотрено ст.324 АПК РФ исходя из ее буквального толкования.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции полагает возможным отменить обжалованный судебный акт в связи с несоответствием выводов суда изложенных в определении обстоятельствам дела, нарушением норм процессуального права, приняв по делу новый судебный акт о частичном удовлетворении заявления.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 48, 176, 188, 266, 268, 270, 271, 272 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
произвести процессуальное правопреемство третьего лица ФГУП "ЦПО" ПРИ СПЕЦСТРОЕ РОССИИ" (ОГРН 1023601548662) на ФГУП "ГВСУ N 14" (ОГРН 1035009568439).
определение Арбитражного суда города Москвы от 25.08.2020 по делу N А40-208960/16 отменить.
Заявление ФГУП "ГВСУ N 14" о рассрочке исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2017 по делу N А40-208960/16 удовлетворить частично.
Предоставить ФГУП "ГВСУ N 14" рассрочку исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 14.04.2017 по делу N А40-208960/16: первый платеж в сумме 242 279 (двести сорок две тысячи двести семьдесят девять) руб. 26 (двадцать шесть) коп. с даты вступления настоящего постановления в законную силу, второй платеж в сумме 242 279 (двести сорок две тысячи двести семьдесят девять) руб. 27 (двадцать семь) коп. в течение двенадцати месяцев со дня первого платежа, третий платеж в сумме 242 279 (двести сорок две тысячи двести семьдесят девять) руб. 27 (двадцать семь) коп. в течение двенадцати месяцев со дня оплаты второго платежа. В удовлетворении заявления в остальной части отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208960/2016
Истец: Министерство обороны РФ, Минобороны России
Ответчик: ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое Росии", ФГУП "Спецстройинжиниринг при Спецстрое России"
Третье лицо: ФКУ "УЗКС МО РФ"
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2021 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20420/17
04.12.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-57899/20
05.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-20420/17
07.07.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28209/17
14.04.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208960/16