город Москва |
|
4 декабря 2020 г. |
дело N А40-170155/20 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03.12.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.12.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Почта России" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020
по делу N А40-170155/20,
по заявлению Управления Роскомнадзора по Самарской области
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Степанова Е.В. по доверенности от 09.07.2020;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 АО "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 40.000 руб.
АО "Почта России" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт, в судебном заседании представитель поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, ФГУП "Почта России" (ОГРН 1037724007276) является лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Согласно сведениям, представленным в Едином государственного реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность ФГУП "Почта России" прекращена с 01.10.2019 путем реорганизации в форме преобразования.
Правопреемником ФГУП "Почта России" является вновь созданное юридическое лицо АО "Почта России".
АО "Почта России" обладает лицензией от 11.04.2018 N 162571, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых телекоммуникаций, в соответствии с п. 5 которой лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с условиями лицензии при оказании услуг почтовой связи лицензиат обязан руководствоваться Федеральным законом "О связи", другими Федеральными законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области почтовой связи, несет ответственность в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" за ненадлежащие исполнение принятых на себя обязательств.
В ходе проведения мероприятия систематического наблюдения в части соблюдения нормативов частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков Управлением Роскомнадзора по Самарской области выявлены нарушения: нарушен норматив частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных в отделениях почтовой связи ОСП Самарского почтамта, ОСП Безенчукского почтамта, ОСП Похвистневского почтамта УФПС Самарской области (таблица N 1 протокола об административном правонарушении N 706 от 07.09.2020); нарушен норматив частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи на территории Самара, пгт. Безенчук, ж/д ст. Клявлино (таблица N 2 протокола об административном правонарушении N 706 от 07.09.2020); нарушен п. 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи", а именно: на почтовых ящиках, расположенных на территории Самарской области: пгт. Безенчук по адресу: ул. Советская, д. 5; с. Приволжье, ул. Больничная, д. 4 (Сбербанк); Жигулевск, ул. Пушкина, д. 17 отсутствуют присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции.
07.09.2020 уполномоченным должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области составлен протокол об административном правонарушении N АП-63/3/706 о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным лицом на основании ст. ст. 28.2, 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие представителя общества, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушения уведомлением от 03.09.2020 N 15216-03/63 (л.д. 38).
В соответствии со ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. ст. 202 - 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела вместе с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности направлены в арбитражный суд для рассмотрения по существу.
Согласно ч. 6 ст. 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 30.000 до 40.000 руб.
Отклоняя довод АО "Почта России" в лице УФПС Самарской области о применении п. 17 Методики к мероприятию систематического наблюдения, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
На основании подп. "а", "б" п. 2 Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.06.2018 N 257 норматив частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных: вне объектов почтовой связи - на территории административных центров субъектов Российской Федерации - ежедневно не менее 1 раза в день, на территории административных центров муниципальных районов, городских округов - не реже 4 дней в неделю не менее 1 раза в день); внутри объектов почтовой связи - в соответствии с частотой обмена и перевозки письменной корреспонденции между объектами почтовой связи.
Нормативами не установлен выборочный контроль и процент соблюдения или несоблюдения по выемке письменной корреспонденции из почтовых ящиков более или менее 10 % как указано в отзыве.
Таким образом, контролю по выемке письменной корреспонденции из почтовых ящиков подлежат все разосланные контрольные письма по внутриобластному и межобластному потоку.
Периодичность проведения планового систематического наблюдения -ежеквартально (в течение отчетного периода). О проведении систематического наблюдения лицензиат не уведомляется.
В соответствии с п. 10.1 Методики по организации и проведению мероприятий по контролю за деятельностью в области почтовой связи, утвержденной приказом от 14.06.2006 N 75 проверка соблюдения нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции включает в себя проверку соответствия нормативам частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, расположенных вне объектов почтовой связи, из почтовых ящиков, расположенных внутри объектов почтовой связи.
Согласно п. 10.6 Методики проверка соблюдения требований, указанных в подп. 10.1 Методики, осуществляется, в том числе методом дистанционного контроля путем рассылки контрольных почтовых отправлений.
В соответствии с п. 19 Методики в 3 квартале осуществлена рассылка контрольных писем в количестве 150 штук по внутриобластному потоку и 350 штук межобластному потоку.
Контрольные письма рассылаются для проверки внутриобластного потока, межобластного потока, частоты выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков (п. 11.6 Методики).
Пункт 17 Методики применяется при проведении плановых проверок, так как в данном пункте указано о выдаче предписания.
Согласно подп. 9 п. 2 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание является приложением к акту плановой и внеплановой проверок.
По результатам проведения мероприятия систематического наблюдения (дистанционный контроль) предписание не выдается.
В рамках проведения мероприятия систематического наблюдения, согласно п. 11.10 Методики, проверяется также соблюдение контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, оценивается за каждый квартал.
Результаты мероприятий по контролю, указанных в подп. 11.6, 11.8, 11.9 Методики, суммируются. Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет 90 % и выше, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о соблюдении контрольных сроков пересылки. Если процент письменной корреспонденции, прошедшей в установленные контрольные сроки, составляет менее 90 %, то государственным инспектором Российской Федерации по надзору за связью и информатизацией принимается решение о нарушении контрольных сроков пересылки.
Установленный процент касается нарушения контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, а не выемки письменной корреспонденции из почтовых ящиков.
На основании ст. 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Подпунктом "в" п. 46 Правил установлена обязанность операторов почтовой связи обеспечивать качество услуг почтовой связи.
Согласно п. 8 Правил на почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции.
На почтовых ящиках указаны дни недели и время, в которое осуществляется выемка письменной корреспонденции. Следовательно, выемка письменной корреспонденции должна осуществляться в указанные дни недели и время.
Таким образом, довод общества о нарушении порядка проведения проверки юридического лица в виде систематического наблюдения, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Действия, составляющие объективную сторону административного правонарушения, совершенного обществом, описаны в протоколе об административном правонарушении от 07.09.2020 N АП-63/3/706.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, осуществляя деятельность в сфере оказания услуг почтовой связи, имело возможность выполнить требования действующего законодательства, обеспечить соблюдение требований нормативно-правовых актов, но им не приняты все зависящие меры для предупреждения правонарушения.
Факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела, в том числе актом систематического наблюдения N А-63/3-95-нд/46 от 29.09.2020, протоколом об административном правонарушении от 07.09.2020 N АП-63/3/706.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в действиях АО "Почта России" события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Поскольку факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела, процедура привлечения АО "Почта России" не нарушена, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, судом первой инстанции обоснованно удовлетворено заявление управления о привлечении АО "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде взыскания штрафа.
Оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое решение соответствует доказательствам и обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, не подлежит отмене или изменению по приведенным в апелляционной жалобе доводам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2020 по делу N А40-170155/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-170155/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"