г. Тула |
|
30 ноября 2020 г. |
Дело N А23-2082/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.11.2020.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Капустиной Л.А. и Рыжовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: истца - индивидуального предпринимателя Карапетяна Юрия Ониковича (г. Калуга, ОГРНИП 320402700008366, ИНН 402707128546) - Афонина А.Б. (доверенность от 10.08.2020), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - открытого акционерного общества "Калугатехремонт" (г. Калуга, ОГРН 1024001426481, ИНН 4026000901) - Афонина А.Б. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие ответчика - межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (г. Калуга, ОГРН 1094027005071, ИНН 4027096522), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Городской Управы города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947), извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях на решение Арбитражного суда Калужской области от 07.09.2020 по делу N А23-2082/2020 (судья Иванова Е.В.),
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Карапетян Юрий Оникович (далее - истец, арендатор, предприниматель, ИП Карапетян Ю.О.) обратился в Арбитражный суд Калужской области с иском к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (далее - ответчик, арендодатель, управление) о признании за ИП Карапетяном Ю.О. права на применение ставки арендной платы в размере 2% от кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 40:26:000075:131 площадью 2383 кв.м, находящегося по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, для эксплуатации производственной базы в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), определив расчет арендной платы указанного земельного участка в виде произведения кадастровой стоимости данного земельного участка, базовой ставки 2% и размера уровня инфляции, определенного соответствующим нормативным правовым актом (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлечены Городская Управа города Калуги и открытое акционерное общество "Калугатехремонт" (далее - ОАО "Калугатехремонт").
Решением Арбитражного суда Калужской области от 07.09.2020 иск удовлетворен.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта того, что правопредшественник истца приобрел право аренды в порядке переоформления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, в связи с чем истец имеет право на применение льготного порядка при исчислении арендной платы.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела и нарушение норм материального права. По мнению ответчика, истцом в материалы дела не представлено надлежащих доказательств переоформления земельного участка с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, следовательно, расчет арендной платы в предусмотренном статьей 3 Закона N 137-ФЗ порядке не подлежит применению. Как указывает управление, положения статьи 3 Закона N 137-ФЗ применяются только к юридическим лицам и суда первой инстанции не имелось оснований для ее применения по отношению к предпринимателю.
Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебное заседание управление и Городская Управа города Калуги, надлежащим образом извещенные о месте и времени его проведения, не явились, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статей 266, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между истцом (арендатор) и ответчиком (арендодатель) 15.03.2016 заключен договор аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка N 26/2016-2 (далее - договор), по условиям которого арендатору во временное владение и пользование передан земельный участок площадью 2383 кв.м, кадастровый номер 40:26:000075:131, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка.
Согласно п. 2.1. договора земельный участок предоставлен сроком на 5 лет, применив условия договора с 15.03.2016.
Как следует из п. 3.3. - 3.5. договора арендная плата устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Исчисление и уплата арендатором арендной платы осуществляются на основании ежегодно направляемого расчета арендодателем в адрес арендатора и заключения дополнительного соглашения не требуется.
Размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного пользования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Арендная плата начисляется арендатору с учетом целевого назначения, применительно к долям в праве собственности, иных вещных и обязательных прав на здания, строения, сооружения.
В силу требований п. 4.2.4 договора арендодатель обязан своевременно производить перерасчет арендной платы и своевременно информировать об этом арендатора.
Письмом от 03.12.2019 N 40/7035 ответчик уведомил истца об изменении порядка расчета арендной платы за земельный участок на 2020 год. Однако, в нарушение требований п. 4.2.4. договора данное письмо и расчет арендной платы поступили к истцу лишь 02.03.2020.
Согласно поступившему расчету арендной платы на 2020 год сумма арендной платы за участок составила 283 440 руб.
Основанием для расчета послужил отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы земельного участка от 16.12.2019 N 19-АПЗУ-7384-12-2651 в соответствии с государственным контрактом от 29.11.2019 N 0337100005219000082.
Ссылаясь на то, что размер арендной платы должен быть рассчитан исходя из 2% кадастровой стоимости земельного участка поскольку первоначально земельный участок был предоставлен в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования, истец обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Рассматривая требования истца по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 1, пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно абзацу 2 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ принципы определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, должны утверждаться Правительством Российской Федерации.
Нормативным правовым актом, устанавливающим размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, являются Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила).
Согласно пункта 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов:
а) на основании кадастровой стоимости земельных участков;
б) по результатам торгов, проводимых в форме аукциона (далее - торги);
в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации;
г) на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (в редакции постановления от 25.01.2013 N 13), следует, что при рассмотрении споров, связанных с взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать следующее. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом, одним из таких случаев является пункт 3 статьи 65 ЗК РФ. К договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен. Изменения регулируемой арендной платы, в том числе формулы, по которой определяется размер арендной платы, ее компонентов, ставок арендной платы и т.п., по общему правилу применяются к отношениям, возникшим после таких изменений.
Регулируемый характер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без проведения торгов, установлен статьей 39.7 ЗК РФ, согласно пункту 3 которой порядок определения размера арендной платы устанавливается Правительством Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, если иное не установлено названным Кодексом или другими федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ юридические лица, за исключением указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного пользования по своему желанию до 01.07.2012 в соответствии с правилами, установленными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков, установить сервитуты в отношении таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 01.01.2016 по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Аналогичный правовой подход изложен в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306-ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, а также в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В пункте 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015) от 26.06.2015, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, отмечено, что поскольку содержащиеся в Законе о введение в действие Земельного кодекса ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Из материалов дела усматривается, что Калужскому межрегиональному ремонтно-техническому предприятию по государственному акту на право пользования землей от 11.12.1987 N А-I592749 под территорию предприятия выдан в бесплатное и бессрочное пользование земельный участок, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 6, общей площадью 89 800 кв.м.
На основании распоряжения Городского головы Городской Управы города Калуги от 27.05.2002 N 2263-р право бессрочного пользования земельным участком общей площадью 70 391 кв.м, из земель города Калуги, расположенного по адресу: ул. Механизаторов, д. 38, предоставленное ОАО "Калугатехремонт" (правопреемник Калужского межрегионального ремонтно-технического предприятия), было переоформлено на право аренды в соответствии со статьей 22 ЗК РФ и пункта 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Во исполнение вышеуказанного распоряжения между Городской Управой города Калуги (арендодатель) и ОАО "Калугатехремонт" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 25.06.2002 N 2620, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:0001, площадью 70 391 кв.м.
В последующем было проведено межевание земельного участка с кадастровым номером 40:26:000075:0001, в результате чего был образован земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв.м.
На основании распоряжения Городского головы от 02.12.2003 N 6549-р в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ (в первоначальной редакции) между Городской Управой города Калуги (арендодатель) и ОАО "Калугатехремонт" (арендатор) заключен договор аренды от 02.12.2003 N 4917, по условиям которого арендатору предоставлен в пользование земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв.м для эксплуатации производственной базы.
В связи с регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38, с кадастровым номером 40:26:000075:17, площадью 67 151 кв.м, к территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калужской области перешли права и обязанности арендодателя по договору от 02.12.2003 N 4917.
Земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:17 площадью 67151 кв.м. был снят с кадастрового учета 06.10.2008.
Впоследствии согласно дополнительному соглашению N 10 к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, от 02.12.2003 N 4917, предметом данного договора стал земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:73 площадью 66 935 кв.м.
23.04.2012 данный земельный участок также снят с учета в результате межевания и выделения из него 2-х земельных участков: с кадастровым номером 40:26:000075:131 площадью 2383 кв.м и с кадастровым номером 40:26:000075:132 площадью 64 552 кв.м.
При этом о том, что земельные участки являются предыдущим земельным участком 40:26:000075:73 свидетельствуют выписка из ЕГРН на земельный участок 40:26:000075:131, а также копия кадастрового паспорта 40:26:000075:132 от 02.03.2012 N 40/12-24244, согласно которым объектом недвижимости, из которого образован данный участок, является земельный участок с кадастровым номером 40:26:000075:73.
Между ОАО "Калугатехремонт" и ТУ Росимущества в Калужской области 26.03.2012 заключено дополнительное соглашение N 11 к договору земельного участка от 02.12.2003, согласно которому предметом договора аренды стала аренда двух земельных участков, принадлежащих Российской Федерации: 40:26:000075:131 и 40:26:000075:132.
Из изложенного следует, что земельный участок первоначальному арендатору был передан в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Между истцом и ОАО "Калугатехремонт" 21.05.2012 заключено соглашение об отступном, согласно которому истец приобрел в отступное нежилое здание станции технического обслуживания легковых автомобилей на 4 поста, принадлежавшее на праве собственности ОАО "Калугатехремонт", расположенное по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38 (т. 1, л.д. 68).
Согласно п. 2.1. соглашения истец принял в права и обязанности по договору аренды земельного участка от 02.12.2003 N 4917.
В последующем, между сторонами 15.03.2016 заключен договор аренды земельного участка площадью 2383 кв.м, кадастровый номер 40:26:000075:131, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Механизаторов, д. 38 разрешенное использование: для эксплуатации производственной базы, в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, N 26/2016-2.
В соответствии с пунктом 2 статьи 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу.
Согласно пунктам 5, 9 статьи 22 ЗК РФ арендатор земельного участка вправе в пределах срока аренды передать свои права и обязанности третьему лицу без согласия собственника участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.
Перемена лица в арендном обязательстве, в том числе на основании статьи 409 ГК РФ, означает, что вместо арендатора в действующий договор аренды вступает новое лицо, при этом определенное существующим договором правоотношение не изменяется, и новое правоотношение не возникает.
Как правильно указано судом первой инстанции, передача прав и обязанностей по договору аренды земельного участка первоначальным арендатором истцу не повлекла изменение порядка исчисления арендной платы для нового арендатора. При уступке прав и обязанностей по договору аренды новый арендатор заменяет прежнего арендатора в уже действующем договоре аренды. Новый договор аренды с новым арендатором не заключается. Соответственно, действуют ранее возникшие арендные правоотношения, в том числе в части исчисления арендной платы.
Из содержания пункта 2 статьи 3 Закона N 137-ФЗ следует, что критерием применения льготного порядка расчета арендной платы являются основания заключения договора аренды земельного участка - в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, а не по иной причине. При этом из буквального толкования названной нормы не следует, что предусмотренная в ней льгота применяется только к лицам, обладавшим земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования и непосредственно переоформившим это право на право аренды, и не может быть распространена на лицо, к которому в связи с заключением соглашения об отступном, перешли в полном объеме права и обязанности первоначального арендатора по договору аренды в результате замены стороны по договору.
На основании изложенного, с учетом того, что в рассматриваемом случае истец приобрел право аренды в порядке переоформления в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, предприниматель имеет право на применение льготного порядка при исчислении арендной платы, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, правомерно пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований предпринимателя.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 07.09.2020 по делу N А23-2082/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2082/2020
Истец: Карапетян Юрий Оникович
Ответчик: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленских областях
Третье лицо: Городская Управа города Калуга, ОАО Калугатехремонт