город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2020 г. |
дело N А53-20601/2020 |
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Филимонова С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу акционерного общества "Почта России"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 11.09.2020 по делу N А53-20601/2020
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области
к заинтересованному лицу акционерному обществу "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Ростовской области (далее - Управление, Управление Роскомнадзора по Ростовской области) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Почта России" (далее - АО "Почта России", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2020 заявленные требования удовлетворены. Акционерное общество "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 31 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Почта России" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что административным органом в нарушение части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неверно установлено место совершения административного правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: анализ протокола об административном правонарушении и представленных в материалы дела доказательств показывает, что административным органом ошибочно установлено место совершения административного правонарушения - г. Ростов-на-Дону, цех по обработке почтовых отправлений Ростовского магистрального сортировочного центра УФПС Ростовской области. Вывод административного органа о том, что утрата почтового отправления произошла по вине Ростовского МСЦ УФПС не основан на фактических материалах дела.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Почта России" осуществляет деятельность в соответствии с Лицензией на оказание услуг почтовой связи N 162571, которая выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В результате рассмотрения обращения Тишенко Б.А. и информации, поступившей из АО "Почта России", административным органом выявлено нарушение пункта 5 Лицензионных требований по осуществлению деятельности в соответствии с лицензией N 162571 на оказание услуг почтовой связи, раздел XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, пунктов 46 "б", "в" Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - ПОУПС), выразившееся в необеспечении сохранности заказного письма N 21511947005186 в Цехе по обработке почтовых отправлений Ростовского МСЦ 344965 Ростов-на-Дону УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России".
На основании поступившего обращения Тишенко Б.А., о неполучении заказного письма N 21511947005186 Управлением Роскомнадзора по Ростовской области был направлен запрос в АО "Почта России" о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения обращения заявителя.
Из информации, полученной из АО "Почта России" установлено следующее.
Заказное письмо N 21511947005186 было отправлено 25.05.2020 из отделения почтовой связи Вязьма 215119 УФПС Смоленской области и направлено 29.05.2020 из АОПП Домодедово в Ростовский магистральный сортировочный центр (далее - МСЦ) в заказной емкости N 1023224701199667. При приеме почты в Ростовском МСЦ 30.05.2020 был составлен акт N 3462667 о недостаче в заказной емкости N 1023224701199667 от 28.05.2020 из АОПП Домодедово участок 1 заказного письма N 21511947005186. Однако акт ф. 51 от 30.05.2020 N 3462667 был оформлен с нарушениями: не проставлены подписи начальника смены и оператора СЦ 1 класса-бригадира; акт не своевременно зарегистрирован в программе АО "Почта России", размещен только 17.06.2020, чем нарушены требования раздела N 7 Приказа ФГУП "Почта России" от 25.01.2017 N 28-П "Об утверждении Порядка обработки исходящих транзитных почтовых отправлений и почтовых емкостей".
В дальнейшей пересылке заказное письмо N 21511947005186 не значится, таким образом, в Цехе по обработке почтовых отправлений Ростовского МСЦ УФПС Ростовской области - филиал АО "Почта России" не было обеспечено качественное предоставление услуг почтовой связи, в части обеспечения сохранности заказного письма N 21511947005186 (пункт 46 "б", "в" ПОУПС).
По факту выявленных нарушений 02.07.2020 должностным лицом Управления в присутствии представителя АО "Почта России" по доверенности, составлен протокол N АП-61/4/1573 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании части 3 статьи 23.1, части 1 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая в силу требований закона подлежит лицензированию.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ определено, что лицензией является специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В пункте 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ) установлено, что деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи.
Согласно статье 2 Федерального закона N 126-ФЗ услуга связи - деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений; оператор связи - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи приведен в разделе XX Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87.
В соответствии с пунктом 5 названного Перечня оказание услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительством Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи).
В силу подпункта 1 части 1 статьи 46 Федерального закона N 126-ФЗ оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
Согласно подпункту "в", "б" пункта 46 "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2014 N 234 операторы почтовой связи обязаны: обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Согласно абзацу 4 статьи 14 и абзацам 1, 2, 4 статьи 16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (Закон о почтовой связи) предусмотрено обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи.
Услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе.
По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.
Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно. Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
В соответствии со статьей 20 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи обязаны обеспечить сохранность принятых от пользователей услуг почтовой связи почтовых отправлений и денежных средств.
Прием и передача почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи осуществляются при обеспечении точного учета передаваемых и принимаемых почтовых отправлений и денежных средств в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи.
В силу пункта 46 Правил оказания услуг почтовой связи операторы почтовой связи обязаны, в том числе, пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, накладными, актом ф.51, скриншотами, подтверждается допущение АО "Почта России" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований в виде необеспечения сохранности заказного письма N 21511947005186 в Цехе по обработке почтовых отправлений Ростовского МСЦ 344965 Ростов-на-Дону УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России".
Таким образом, наличие в действиях АО "Почта России" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
АО "Почта России", будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению установленных лицензионных требований. При этом какие-либо неустранимые препятствия для надлежащего исполнения законодательства отсутствовали.
При должной степени заботливости и осмотрительности общество имело возможность для соблюдения установленных требований законодательства. Доказательств невозможности исполнения АО "Почта России" требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, материалами дела подтверждена вина АО "Почта России" в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также прав и законных интересов предприятия при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не выявлено.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы жалобы о нарушении административным органом части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражающегося в неверном установлении места совершения административного правонарушения.
В материалах дела имеется письмо (исх. от 19.06.2020 N АУП-02/4066-Кач), предоставленное АО "Почта России" на запрос Управления, согласно которому АО "Почта России" сообщает, что проведенной проверкой установлен факт утраты заказного письма N 21511947005186, отправленного из АОПП Домодедово в МСЦ Ростов-на-Дону, где был составлен акт ф.51.
Ответственность за нарушение требований документов в области почтовой связи возлагаются на ОПС УФПС Ростовской области и УФПС Московской области.
При этом, доказательств того, что АО "Почта России" было привлечено к административной ответственности по данному правонарушению на территории другого субъекта РФ в материалы дела не представлено.
В силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Утрата почтового отправления по вине сотрудников Цеха по обработке почтовых отправлений Ростовского магистрального сортировочного цена УФПС Ростовской области подтверждена протоколом об административном правонарушении и письмом от 19.06.2020 N АУП-02/4066-Кач, которые составлены уполномоченными должностными лицами в установленном законом порядке и являются надлежащими доказательствами по делу.
Установленная частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность административного органа по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, не исключает возложенной статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанности каждого участвующего в деле лица представить доказательства, подтверждающие их требования и возражения.
В материалы дела с учетом требований статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятием не представлено надлежащих доказательств, опровергающих правонарушение, выявленное Цехе по обработке почтовых отправлений Ростовского МСЦ 344965 Ростов-на-Дону УФПС Ростовской области - филиала АО "Почта России" в виде утраты почтового отправления.
Таким образом, материалами дела подтверждено виновное совершение АО "Почта России" правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что решение суда вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Основания для применения положений статей 2.9, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Административное правонарушение, рассматриваемое в данном случае, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в указанной сфере деятельности.
Оказание услуг связи с нарушением лицензионных требований характеризуется высокой степенью общественной опасности, направлено на нарушение прав потребителей и их конституционных прав и свобод.
Административное наказание назначено с учетом требований статей 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2020 по делу N А53-20601/2020 (с учетом определения об исправлении опечатки от 11.09.2020) оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 2166 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-20601/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"