г. Владивосток |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А51-3929/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖК Подгороденка",
апелляционное производство N 05АП-6758/2020
на решение от 24.09.2020
судьи Н.А. Тихомировой
по делу N А51-3929/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЖК Подгороденка" (ИНН 2543127476, ОГРН 1182536023944)
к Управлению муниципальной собственности города Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602),
третьа лица: акционерное общество "Корпорация развития Дальнего Востока" (ИНН 7723356562, ОГРН 1057723007407), Ульянов Александр Александрович,
о признании незаконными решений,
при участии:
от ООО "ЖК Подгороденка": Шевцова А.В. по доверенности от 10.02.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 31696), паспорт;
от Управления муниципальной собственности города Владивостока: Грачева А.Ю. по доверенности от 17.12.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 25611), служебное удостоверение;
АО "Корпорация развития Дальнего Востока" не явилось, извещено
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖК Подгороденка" (далее - заявитель, общество, ООО "ЖК Подгороденка") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решений Управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - ответчик, Управление, УМС г. Владивостока), выраженных в письмах от 11.12.2019 N 26964/20 и от 14.12.2019 N 26965/20 об отказе предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050077:739 25:28:050077:618, 25:28:050077:774, 25:28:050077:775 и 25:28:050077:773; об обязании повторно рассмотреть заявление общества от 19.10.2018 N20- 65393.
Решением арбитражного суда Приморского края от 24.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ООО "ЖК Подгороденка" обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования.
В апелляционной жалобе приводит доводы о том, что судом первой инстанции не дано никакой оценки тому, что распоряжением департамента предварительно согласовано предоставление Обществу спорных земельных участков, утверждены схемы расположения, участки поставлены на кадастровый учет.
Не согласен с выводом суда о том, что виды разрешенного использования испрашиваемых участков на момент принятия оспариваемых решений не соответствовали заявленной цели их предоставления.
Фактически испрашиваемые участки планируются к использованию в соответствии с инвестиционной деятельностью заявителем как участки для коммунального обслуживания и автопарковки транспорта, в том числе транспорта коммунального обслуживания в рамках инвестиционного проекта, который предполагает, в том числе, автопапрковки. Именно для этих целей земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет на основании распоряжения департамента от 24.04.2019 N 806-вр. Настаивает, что испрашиваемые заявителем цели использования земельных участков соответствуют целям, указанным в заявлении и полностью соответствуют целям и видам деятельности инвестиционного проекта.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация г. Владивостока решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
АО "Корпорация развития Дальнего Востока" надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства в заседание суда не явилось, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле поддержали свои доводы и возражения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверена Пятым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ЖК Подгороденка" является резидентом свободного порта Владивосток, о чем в реестре резидентов Свободного порта Владивосток сделана запись о регистрации от 08.10.2018 N 25000000916 и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока выдано соответствующее свидетельство.
В соответствии с соглашением об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток от 03.10.2018 N СПВ-916/18, заключенным ООО "ЖК Подгороденка" с АО "Корпорация развития Дальнего Востока", резидент в период с 2018 года по 2023 год реализует инвестиционный проект "Строительство среднеэтажного жилого комплекса "Подгороденка на территории г.Владивостока (пос. Трудовое)" на земельном участке площадью 2 860 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050077:618, земельном участке площадью 1 416 кв.м. с кадастровым номером 25:28:050077:739, а также на земельных участках, расположенных в кадастровом квартале 25:28:050077.
24.04.2019 распоряжением Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края ООО "ЖК Подгороденка" предварительно согласовано предоставление земельных участков, расположенных по адресу: г.Владивосток, пос. Трудовое, ул. Изумрудная, в районе д. 10, а также установлены виды разрешенного использования земельных участков: площадью 1 978 кв.м. - "коммунальное обслуживание", площадью 451 кв.м., 89 кв.м. - "обслуживание автотранспорта".
ООО "ЖК Подгороденка" обеспечены работы по образованию земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 25:28:050077, и постановке их на кадастровый учет, впоследствии указанным земельным участкам присвоены кадастровые номера 25:28:050077:775, 25:28:050077:773, 25:28:050077:774. 25.11.2019 общество на основании подпункта 33 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) обратилось в Управление с заявлениями вх. N 26964/20 и N 26965/20 о предоставлении в аренду без проведения торгов:
- земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:775, площадью 451 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Изумрудная, д.10, с целью размещения плоскостной открытой стоянки автомобилей;
- земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:773, площадью 89 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Изумрудная, д.10, с целью размещения плоскостной открытой стоянки автомобилей;
- земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:774, площадью 1 978 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Изумрудная, д.10, с целью размещения малых архитектурных форм благоустройства;
- земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:618, площадью 2 860 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Изумрудная, д.10, с целью размещения плоскостной открытой стоянки автомобилей, объектов коммунальной инфраструктуры, а также изменить вид разрешенного использования с "для размещения индивидуальных гаражей" на "обслуживание автотранспорта, коммунальное обслуживание";
- земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:739, площадью 1 416 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Клары Цеткин, д.31, с целью размещения плоскостной открытой стоянки автомобилей, объектов коммунальной инфраструктуры.
Письмом от 11.12.2019 N 26964/20 Управление на основании пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ отказало ООО "ЖК Подгороденка" в предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050077:775, 25:28:050077:773, 25:28:050077:774, указав на несоответствие заявленной цели использования видам разрешенного использования земельных участков.
Также письмом от 14.12.2019 N 26965/20 ответчик отказал обществу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:618 со ссылкой на пункт 2 статьи 39.16 ЗК, а также указал на несоответствие заявленной цели использования земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050077:739 и 25:28:050077:618 видам разрешенного использования указанных земельных участков.
Не согласившись с принятыми решениями, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался тем, что оспариваемое решение УМС является обоснованным и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя Управления, проверив в порядке статей 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемое решение должно не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Кодекс) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Законом Приморского края от 03.12.2018 N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений" с 01.05.2019 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Владивостокского городского округа, переданы органам местного самоуправления.
Таким образом, с 01.05.2019 решения по заявлениям о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Владивостокского городского округа, принимает администрация г. Владивостока в лице уполномоченного органа - Управление муниципальной собственности города Владивостока.
В случае предоставления земельного участка в аренду земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ).
Согласно подпункту 33 пункта 2 статьи 39.6 Кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка резиденту свободного порта Владивосток на территории свободного порта Владивосток.
Как установлено подпунктом 18 пункта 8 статьи 39.8 Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается с резидентом свободного порта Владивосток на срок реализации соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом "О свободном порте Владивосток".
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток" (далее - Закон N 212-ФЗ) под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.
На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона N 212-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 данного закона под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.
В материалы настоящего дела представлено Соглашение N СПВ-916/18 от 03.10.2018, согласно которому Общество реализует инвестиционный проект "Строительство среднеэтажного жилого комплекса "Подгороденка на территории г. Владивостока (пос. Трудовое)".
Для получения Обществом в аренду земельного участка на основании обращения у него должно возникнуть право на такой земельный участок и корреспондирующая этому праву обязанность Управления рассмотреть надлежаще оформленное заявление заинтересованного лица и, соблюдая установленные земельным законодательством принципы предоставления земельных участков, учитывая территориальное зонирование, имеющиеся ограничения, принять соответствующее решение.
Таким образом, вопрос о принципиальной возможности строительства на испрашиваемом участке и совершение последующих действий по предоставлению земельного участка должен рассматриваться в каждом конкретном случае с учетом положений действующего законодательства и выявленных ограничений по использованию земельного участка.
В соответствии с пунктами 1, 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующих оснований:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
В рамках реализации права на приобретение спорного земельного участка в аренду ООО "ЖК Подгороденка" обратилось с соответствующими заявлениями в Управление о предоставлении в аренду без проведения торгов спорных земельных участков для реализации инвестиционного проекта, предусмотренного соглашением N СПВ-916/18 от 03.10.2018 - "Строительство среднеэтажного жилого комплекса "Подгороденка на территории г.Владивостока (пос. Трудовое)".
Материалами дела подтверждается, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:050077:775 и 25:28:050077:773 имеют вид разрешенного использования "для обслуживания автотранспорта", земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:774 - "коммунальное обслуживание", земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:618 - "капитальные гаражи", земельный участок с кадастровым номером 25:28:050077:739 - "обслуживание автотранспорта; коммунальное обслуживание".
Статьей 7 ЗК РФ определено, что земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Правовой режим земельного участка и объекта капитального строительства определяется также положениями градостроительного законодательства. Градостроительное зонирование представляет собой зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1, глава 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ)).
Пунктом 9 статьи 1 ГрК РФ определено, что градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте, входящем в состав правил землепользования и застройки.
Согласно части 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В силу части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Частью 4 статьи 85 ЗК установлено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Согласно части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 ГрК РФ).
Согласно представленной в материалы дела обзорной схеме взаимного расположения земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050077:775, 25:28:050077:773, 25:28:050077:618, 25:28:050077:739, 25:28:050077:774, указанные земельные участки полностью расположены в общественно - жилой зоне (ОЖ 1).
Как предусмотрено разделом 3.5 главы III Правил землепользования и застройки, утвержденных Решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 зона ОЖ 1 определена для застройки многоквартирными домами, общежитиями, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.
В этой связи, принимая во внимание разрешенное использование земельных участков и волеизъявление общества о предоставлении земельных участков в аренду для строительства среднеэтажного жилого комплекса, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о принципиальной невозможности принятия положительного решения по заявлению резидента о предоставлении спорных земельных участков для цели строительства указанного объекта, противоречащей видам разрешенного использования спорных земельных участков.
Поскольку виды разрешенного использования испрашиваемых земельных участков на момент принятия оспариваемых решений не соответствовали заявленной цели их предоставления, следовательно отсутствуют основания для предоставления их в аренду резиденту по упрощенной процедуре в силу буквального указания пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ.
Довод о том, что испрашиваемые земельные участки необходимы Обществу для размещения автопарковка и объектов коммунального хозяйства, коллегия отклоняет, поскольку проектирование застройки, в том числе парковок и иных объектов, должно осуществляться в пределах отведенного под строительство среднеэтажного жилого комплекса земельного участка.
При принятии решения судом первой инстанции также учтено, что на момент рассмотрения заявления общества о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:050077:618, указанный участок не был свободен от прав третьих лиц, а последующее предоставление земельного участка могло нарушить права гражданина Ульянова А.А., обладающего действующим правом аренды в отношении испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, вывод Управления о невозможности предоставления земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:050077:779 25:28:050077:618, 25:28:050077:774, 25:28:050077:775 и 25:28:050077:773 в аренду, обоснованно признан судом первой инстанции правильным.
По изложенному, суд первой инстанции на основании части 3 статьи 201 АПК РФ правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, не установив достаточных оснований для вывода о том, что решения УМС г. Владивостока от 11.12.2019 N 29694/20 и от 14.12.2019 N 26965/2020 противоречит закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя.
Несогласие апеллянта с произведенной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может являться основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о принятии судом первой инстанции законного и обоснованного судебного акта с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, исходя из отсутствия оснований для ее удовлетворения, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 рублей, понесенные обществом при подаче апелляционной жалобы, на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на общество.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.09.2020 по делу N А51-3929/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-3929/2020
Истец: ООО "ЖК ПОДГОРОДЕНКА"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: АО "КОРПОРАЦИЯ РАЗВИТИЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА", Ульянов Александр Александрович