город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2020 г. |
дело N А32-47883/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Николаева Д.В., Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сорокиным Д.М.,
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоСервис" на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 по делу N А32-47883/2019
по заявлению ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю
о признании общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (ИНН 2354007350, ОГРН 1022304872150) несостоятельным (банкротом)
УСТАНОВИЛ:
Уполномоченный орган ФНС России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (далее - должник, общество) несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 заявление инспекции о признании несостоятельным (банкротом) признано обоснованным. В отношении общества введена процедура наблюдения. Требования инспекции включены в реестр требований общества:
- второй очереди: 1 157 969 руб. 70 коп., в том числе: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 788 787 руб. 52 коп. и НДФЛ в сумме 369 182 руб. 18 коп.;
- третьей очереди: 1 175 250 руб. 87 коп., в том числе: основной долг в размере 552 339 руб. 21 коп., пеня в размере 593 415 руб. 74 коп., штраф в размере 29 495 руб. 92 коп.
Временным управляющим утвержден Клинцов Никита Олегович. Утверждено ежемесячное вознаграждение в размере, установленном статьей 20.6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Общество обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило определение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом первой инстанции неверно определена сумма задолженности в размере 2 333 220 руб. 57 коп., поскольку не учтены произведенные должником платежи в размере 1 027 720 руб.; сумма задолженности составляет 1 305 499 руб.
От инспекции через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.10.2019 инспекция обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании ООО "Энергосервис" несостоятельным (банкротом).
Размер задолженности по состоянию на 06.10.2019 составляет 2 333 220 руб. 57 коп., в том числе: основной долг в размере 1 710 308 руб. 91 коп., пеня в размере 593 415 руб. 74 коп., штраф в размере 29 495 руб. 92 коп.
Основанием образования данной задолженности является неуплата обязательнымх платежей в соответствии с установленными сроками (2018КВ04, 2018КН12, 2018ГД01).
В подтверждение наличия обязанности должника представлены копии требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов; копии постановлений и решений о взыскании; материалы по принятию к должнику мер по взысканию задолженности в соответствии со ст. 46, 47, 49 НК РФ.
Указанный размер задолженности признан судом обоснованным. С учетом того, что размер основного долга - задолженности по налогам, взносам превысил 300 000 руб., суд ввел процедуру наблюдения.
При вынесении определения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Согласно п. 2 статьи 33 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее чем пятьсот тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 7 Закона о банкротстве правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
В силу абзаца третьего пункта 2 статьи 7 Закона о банкротстве право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия решения, указанного в абзаце втором пункта 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона о банкротстве требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.
В силу п. 2 ст. 4 Закона о банкротстве, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
- размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате компенсации сверх возмещения вреда, обязательств по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
- размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
Статьей 48 Закона о банкротстве определено, что по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
- о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
- об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
- об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве, определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 Закона, обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
Как следует из материалов дела, у должника образовалась задолженность перед бюджетом в сумме 2 333 220 руб. 57 коп., в том числе:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года) - 158 535 руб. 14 коп., пеня - 214 647 руб. 65 коп.;
- НДФЛ - 369 182 руб. 18 коп., пеня - 86 998 руб. 78 коп., штраф - 29 108 руб. 17 коп.;
- водный налог - 118 095 руб. 12 коп., пеня - 28 495 руб., штраф - 191 руб. 98 коп.;
- транспортный налог с организаций - 8 010 руб. 13 коп., пеня - 1 592 руб. 62 коп.;
- денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренные статьями 116, статьей 119.1, 119.2 и пунктами статьи 120, статьями 125, 126, 126.1, 128, 129, 129.1, 129.4, 132, 133, 134, 135, 135.1, 135.2 - штраф - 195 руб. 77 коп.;
- Налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ) - 171 190 руб. 96 коп., пеня - 41 790 руб. 77 коп.;
- минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации - пеня - 8 527 руб. 49 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - 630 252 руб. 38 коп., пеня - 121 170 руб. 87 коп.;
- страховые взносы на обязательное социальное страхование - 33 078 руб. 81 коп., пеня - 7 956 руб. 28 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года - 75 859 руб. 82 коп., пеня - 54 148 руб. 21 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года - 146 104 руб. 37 коп., пеня - 28 088 руб. 07 коп.
Суд первой инстанции верно указал на особый правовой режим уплаты НДФЛ в составе платежей второй очереди при банкротстве организации-работодателя (пункт 41.1 постановления N 60) обусловлен тем, что должник, будучи в силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, фактически исполняет налоговую обязанность, лежащую на работнике и производную от получения последним дохода (заработной платы или выходного пособия), который также в случае банкротства работодателя удовлетворяется в порядке второй очереди (абзац 3 пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве).
После перечисления работнику заработной платы (выходного пособия) и удержания суммы НДФЛ денежные средства, соответствующие размеру налога, находятся в сфере имущественной власти работодателя, то есть, несмотря на наличие законодательно установленной обязанности перечислить денежные средства в бюджет, воля организации может быть направлена на распоряжение денежными средствами иным образом.
В этой связи негативные имущественные последствия, связанные с нарушением налоговым агентом обязанности по уплате налога в бюджет (начисление пеней, взыскание штрафа), не могут иметь аналогичный статус с самим требованием по уплате НДФЛ как суммы, изначально причитающейся работнику в составе заработной платы (выходного пособия).
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, допуская просрочку в исполнении обязанности налогового агента, должник совершает собственное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2013 N 5438/13).
Таким образом, требования об уплате штрафов по статье 123 НК РФ, и пеней за несвоевременное исполнение обязанности по перечислению удержанной суммы НДФЛ, начисленных в соответствии со ст. 75 НК РФ, подлежат отдельному учету в реестре требований кредиторов в качестве финансовых санкций за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов (пункт 3 статьи 137 Закона о банкротстве, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.04.2012 N 17331/11) (указанная позиция отражена в определении ВС РФ от 25 декабря 2015 г. N 303-ЭС15-13210).
Уполномоченный орган просил признать требования обоснованными, включить в реестр требования кредиторов задолженности на общую сумму 2 333 220 руб. 57 коп.:
- во 2-ую очередь задолженность по основному долгу по НДФЛ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 1 157 969 руб. 70 коп.;
- в 3-ю очередь задолженность по уплате обязательных платежей в размере 1 175 250 руб. 87 коп. - в т.ч. налог 552 339 руб. 21 коп., пени 593 415 руб. 74 коп., штраф 29 495 руб. 92 коп.
Должник возражает относительно размера задолженности, поскольку не учтены произведенные должником платежи в размере 1 027 720 руб.
Представленные копии расходных кассовых ордеров и квитанций не принимаются судом апелляционной инстанции в качестве доказательств оплаты задолженности, поскольку в представленных квитанциях, не смотря на приписку о перечислении денежных средств за ООО "Энергосервис", в качестве плательщика указан Никитенко Владимир Иванович, а не должник.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция указывает, что за период с даты принятия Арбитражным судом Краснодарского края заявления о признании должника банкротом (с 17.10.2019 по 12.10.2020), ООО "Энергосервис" оплатило задолженность по текущим обязательным платежам на общую сумму 948 283 руб. 06 коп., а именно:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 410 573 руб. 24 коп., из начисленных за период с 01.01.2017 по 21.10.2020 в сумме 1 211 232 руб. 36 коп.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, в сумме 5 207 руб. 88 коп., из начисленных за период с 01.01.2020 по 16.10.2020 в сумме 280 785 руб. 96 коп.;
- по налогам на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со статьями 227, 227.1 и 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме 332 188 руб. 82 коп., из начисленных за период с 01.02.2016 по 02.07.2020 в сумме 858 591 руб.;
- по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) в сумме 52 961 руб. 33 коп., из начисленных за период с 12.04.2017 по 16.10.2020 в сумме 159 662 руб. 46 коп.;
- по налогам, взимаемых с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) в сумме 35 963 руб. 04 коп., из начисленных за период с 22.03.2016 по 13.05.2020 в сумме 261 674 руб.;
- по водному налогу в сумме 83 281 руб. 88 коп., из начисленных за период с 01.01.2015 по 20.10.2020 в сумме 256 158 руб.;
- по транспортному налогу с организации в сумме 5 939 руб. 87 коп., из начисленных за период с 21.01.2015 по 03.03.2020 в сумме 18 300 руб.;
- по обязательным платежам на сумму 22 167 руб., которые направлены на погашение текущих платежей второй очереди (НДФЛ).
Итого общая задолженность ООО "Энергосервис" перед бюджетом Российской Федерации, с учетом погашенных должником требований по текущим обязательствам, по состоянию на 27.10.2020 составляет 3 065 633 руб. 45 коп., в том числе: основной долг - 2 379 762 руб. 91 коп., пени, штрафы - 685 870 руб. 54 коп.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы о неверном отражении задолженности судом апелляционной инстанции отклоняются.
С учетом изложенного, ООО "Энергосервис" отвечает признакам банкротства, предусмотренным п. 2 ст. 3 Закона о банкротстве. Иные платежные документы, приложенные к апелляционной жалобе, осуществлены после вынесения обжалуемого судебного акта.
Согласно п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве требования кредиторов третьей очереди по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению после погашения основной суммы задолженности и причитающихся процентов.
В соответствии с п. 1 ст. 62 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона о банкротстве, вводится процедура наблюдения, основной задачей которой является анализ финансового состояния должника, выявление признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.
Процедура наблюдения позволяет сбалансировать законные интересы участников дела о банкротстве, в частности, предупредить злоупотребление правами, как со стороны должника, так и со стороны кредиторов. Указанная процедура является обязательной стадией дела о банкротстве должника - юридического лица. Кроме того, введение процедуры наблюдения не лишает возможности добровольно погасить кредиторскую задолженность.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах практики применения ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 15.12.2004 N 29, как следует из смысла нормы, содержащейся в п. 2 ст. 49 Закона о банкротстве, в определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться, в том числе, указания на признание требований заявителя обоснованными, очередность удовлетворения этих требований и их размер.
С учетом изложенного, требования кредитора подлежат включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника, с учетом очередности, предусмотренной п. 3 ст. 137 Закона, за исключением требований по задолженности (НДФЛ, страховым взносам в ПФР).
В соответствии с п. 1 ст. 20.7 Закона о банкротстве расходы на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, осуществляются за счет средств должника, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии п. п. 1 и 3 ст. 59 Закона о банкротстве в случае, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на опубликование сведений в порядке, установленном ст. 28 Закона о банкротстве, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.
Кредитор просит утвердить арбитражного управляющего из числа членов НП "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих".
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленным суду сведениям кандидатура Клинцова Никиты Олеговича соответствует требованиям Закона о банкротстве.
Согласно п. 1 ст. 65 Закона о банкротстве временный управляющий утверждается арбитражным судом в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона о банкротстве.
Исходя из представленных саморегулируемой организацией документов, кандидатура предложенного арбитражного управляющего соответствует требованиям ст. 20 и 20.2 Закона о банкротстве.
Согласно информации об арбитражном управляющем, он является членом саморегулируемой организации, имеет страховой полис. Суд не располагает сведениями о том, что предложенный арбитражный управляющий является заинтересованным лицом по отношению к должнику и кредиторам.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно утвердил представленную кандидатуру в качестве временного управляющего должника, с установлением вознаграждения в деле о банкротстве на основании ст. 20.6 Закона о банкротстве в размере 30 000 руб. за счет имущества должника.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют. На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2020 по делу N А32-47883/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-47883/2019
Должник: ООО "Энергосервис"
Кредитор: Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы России N1 по Краснодарскому краю, МИФНС N 1 по КК, ПАО "ТНС энерго Кубань"
Третье лицо: Временный управляющий Клинцов Никита Олегович, Клинцов Н О, НП "Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих"
Хронология рассмотрения дела:
21.08.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-10617/2023
16.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47883/19
07.12.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17988/20
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-47883/19