г. Киров |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А17-3412/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Ившиной Г.Г., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.06.2020 по делу
N А17-3412/2019
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
(ИНН: 3704005843, ОГРН: 1113704000585)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСервис-плюс"
(ИНН: 3711027090, ОГРН: 1103711000821)
о взыскании денежной суммы,
третье лицо: открытое акционерное общество "Единый расчетный центр"
(ИНН: 3702611849, ОГРН: 1103702005813),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" (далее - истец, Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЖилСервис-плюс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 516 219 рублей 05 копеек оплаты услуг по договору от 01.07.2017 N 27-0-0002, 149 533 рублей 62 копеек неустойки, 15 902 рублей 08 копеек судебных издержек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (далее - третье лицо, Расчетный центр).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.06.2020 исковые требования удовлетворены частично: с Общества в пользу Регионального оператора взыскано 167 726 рублей 08 копеек задолженности по оплате услуг, 34 662 рубля 24 копейки неустойки, 1 520 рублей расходов по оплате услуг представителя, 165 рублей 38 копеек расходов по ксерокопированию, 107 рублей 48 копеек почтовых расходов.
Истец с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
Истец считает, что судом первой инстанции необоснованно занижена сумма платы за оказанную ответчику коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.03.2018 по 31.12.2018. При этом истец ссылается на то, что с июля 2017 года расчет начислений происходил исходя из сведений, предоставленных Обществом на момент заключения договора. В дальнейшем Общество свои обязанности по ежемесячному предоставлению сведений о зарегистрированных гражданах не исполняло, тем самым ввело в заблуждение Регионального оператора о реальном количестве жителей в многоквартирном доме. На основании сведений, которые были представлены ответчиком в феврале и марте 2018 года, истцом были произведены перерасчеты, которые отразились в счетах, выставленных к оплате за март и апрель 2018 года. Истец считает, что судом первой инстанции неверно установлено, что расчет задолженности ответчика является документально подтвержденным и верным, поскольку документами не подтвержден. Кроме того, расчет задолженности ответчика формировался исходя из проживающих граждан в жилом помещении, а не зарегистрированных и собственников. Истец полагает, что судом первой инстанции необоснованно исключены суммы начислений, по которым, по мнению ответчика, необходимо выполнить перерасчет платы.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу с доводами истца не согласился.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 17.01.2017 между Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области и ООО "Чистое поле - Центр" (в дальнейшем переименованным в ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами") заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, в соответствии с которым истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на период с 01.01.2017 по 31.12.2031 с определением зоны деятельности - Ивановская область.
Согласно пункту 6.1 соглашения от 17.01.2017 в обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Ивановской области, заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
01.07.2017 между Региональным оператором и Обществом (управляющая организация) заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N 27-0-0002.
Согласно пункту 1 договора региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющая организация обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В пунктах 5, 6 договора стороны предусмотрели, что под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц, управляющая организация оплачивает услуги по обращению с ТКО в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
26.03.2019 истцом ответчику вручена претензия, в которой Региональный оператор потребовал погасить задолженность по оплате услуг по вывозу ТКО за период с марта по декабрь 2018 года.
Поскольку ответчик требования истца не исполнил, Региональный оператор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Частично отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 307, 309, 310, пунктом 1 статьи 314, статьями 329, 330, 331, 408, пунктом 1 статьи 779, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 10, 11 части 1 статьи 4, частью 4 статьи 154, частями 1, 14 статьи 155, частями 1, 2, 12, 15 статьи 161, частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктами 13, 14, 31, 148.7, 148.22 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пунктом 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, пунктом 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (далее - Обзор N 3 (2016)), учитывал правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 24.07.2012 N 3993/12.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 148.7 Правил N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 148(5) настоящих Правил, посредством заключения с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителям.
В силу абзаца первого пункта 148 (30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения N 2 к настоящим Правилам.
Из данной формулы следует, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в i-м жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении, на основании нормативов накопления ТКО.
Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд (пункт 148 (34)).
При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (пункт 148 (36)).
В подпункте "д" пункта 148 (24) Правил N 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Согласно подпункту "г" пункта 148 (22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
В силу пункта 148 (44) Правил N 354 при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по расчету истца задолженность ответчика по оплате услуг по вывозу ТКО составляет 516 219 рублей 05 копеек за период с марта по декабрь 2018 года.
При этом в сумму долга истец включил задолженность за период с июля 2017 по февраль 2018 года, которая возникла в результате сведений, представленных ответчиком в феврале и марте 2018 года.
Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 05.03.2019 по делу N А17-5398/2018 рассмотрены исковые требования истца о взыскании с ответчика долга по договору от 01.07.2017 N 27-0-0002 за период с июля 2017 года по февраль 2018 года. Следовательно, исковые требования в данной части фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных по делу N А17-5398/2018, и пересмотр вступившего в законную силу судебного акта.
Также установлено, что по соглашению от 18.07.2018, заключенному между Расчетным центром, Региональным оператором и Обществом, денежные средства от собственников и нанимателей помещений многоквартирных домов перечислялись непосредственно на расчетный счет Регионального оператора в общей сумме 503 968 рублей 76 копеек.
Кроме того, истцом в материалы дела представлены сведения о перечислении непосредственно Региональному оператору денежных средств собственниками и нанимателями помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении ответчика, в общей сумме 152 550 рублей 52 копеек за период с 01.06.2018 по 31.12.2018.
Кроме того, судом первой инстанции правильно уменьшен размер долга на суммы перерасчетов в связи с временным отсутствием в жилом помещении граждан, которые составили 7 836 рублей 74 копеек за период с 01.03.2018 по 31.12.2018.
Доводы истца о том, что документы, представленные в материалы дела ответчиком, не подтверждают факт временного отсутствия гражданина в жилом помещении, подлежат отклонению.
В пунктах 93, 94, 95 Правил N 354 перечислены документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, требования к порядку их оформления и заверения.
При этом согласно подпункту "к" пункта 93 Правил N 354 в качестве документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, к заявлению о перерасчете могут прилагаться иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.
Таким образом, перечень документов не является исчерпывающим.
В подтверждение факта отсутствия граждан по месту жительства и соответственно наличия оснований для перерасчета платы ответчиком представлены в материалы дела заявлениями граждан о проведении перерасчета, справками, подтверждающими нахождение гражданина на стационарном лечении, по месту отбывания уголовного наказания, свидетельствами о регистрации по месту пребывания, свидетельствами о смерти и другими.
Доводы ответчика о том, что расчет задолженности ответчика формировался исходя из проживающих граждан в жилом помещении, а не зарегистрированных и собственников, подлежат отклонению, поскольку из материалов дела следует, что собственникам помещений перерасчеты не производились.
Доводы истца о том, что плата за услуги по обращению с ТКО за период с 01.03.2018 по 31.12.2018 должна быть начислена в размере 857 438 рублей 32 копеек, подлежат отклонению, поскольку как правильно указал суд первой инстанции, документы, подтверждающие обоснованность расчета истца, Региональным оператором не представлены. В свою очередь представленный ответчиком расчет (за исключением перерасчета платы, произведенного на основании заявлений граждан о перерасчете, подтвержденных только пояснениями свидетелей), согласно которому начисления за услуги по обращению с ТКО за указанный период составляет 832 082 рублей 10 копеек основан на документах (сведениях), которые имеются у Общества, как у управляющей организации и представленных в материалов дела (поквартирные карточки, свидетельства о государственной регистрации права).
Таким образом, плата, признанная судом первой инстанции правильно начисленной, рассчитана по установленной формуле с учетом фактического количества граждан для расчета платы, ответчиком число граждан в формуле расчета не подтверждено доказательствами. При этом взысканию с управляющей организации подлежит плата, которая подлежит оплате собственниками и проживающими, а не больше, чем данная обязанность имеется у собственников и нанимателей.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с Общества в пользу Регионального оператора долг за услуги по обращению с ТКО в размере 167 726 рублей 08 копеек.
За нарушение срока оплаты оказанных услуг истец начислил ответчику неустойку в сумме 149 533 рублей 62 копеек за период с 11.05.2018 по 22.07.2020, которая правильно взыскана судом первой инстанции с Общества частично в размере 34 662 рублей 24 копеек с учетом определенной судом суммы долга, а также разъяснений, изложенных в вопросе N 3 Обзора N 3 (2016)
Решение Арбитражного суда Ивановской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Регионального оператора - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.06.2020 по делу N А17-3412/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-3412/2019
Истец: ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами"
Ответчик: ООО "ЖилСервис - Плюс""
Третье лицо: ОАО "Единый Расчетный Центр", Арбитражный суд Владимирской области, Арбитражный суд Ивановской области, Второй Арбитражный Апелляционный суд