г. Владимир |
|
03 декабря 2020 г. |
Дело N А43-17559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 декабря 2020 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2020 по делу N А43-17559/2020, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Наш дом" (ИНН 5260148520;
ОГРН 1055238038316) к администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253001036, ОГРН 1025203032579), Комитету по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (ИНН 5253000265; ОГРН 1025203030280) о взыскании задолженности и неустойки, в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Наш дом" (далее - Общество) обратилось в суд с иском о взыскании с администрации г. Нижнего Новгорода (далее - Администрация) и Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода (далее - Комитет) 108 933 руб. 97 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества и коммунальных ресурсов за период с 01.04.2017 по 31.07.2019, 19 846 руб. 79 коп. неустойки за период с 11.05.2017 по 03.04.2020 (с учетом уточнения исковых требований, принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 04.09.2020 Арбитражный суд Нижегородской области взыскал с Комитета в пользу Общества 108 933 руб. 97 коп. задолженности, 19 846 руб. 79 коп. неустойки, а также 4863 руб. расходов по государственной пошлине; в удовлетворении требований к Администрации отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Комитет обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что Комитет не наделен полномочиями собственника имущества от имени города и не может являться надлежащим ответчиком по делу.
Общество и Администрация отзывы по существу апелляционной жалобы не представили.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда от 26.11.2020 не обеспечили. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие по имеющимся в деле материалам.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, муниципальное образование город Нижний Новгород является собственником нежилого помещения площадью 57,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Автомеханическая, д. 3А, и нежилого помещения площадью 74,1 кв.м, расположенного по адресу: г. Нижний Новгород, пр. Октября, д. 16, что подтверждается выписками из ЕГРП.
26.11.2007 состоялось голосование собственников названных многоквартирных домов (далее - МКД) в форме заочного голосования, по результатам которого управляющей организацией выбрано Общество.
По данным истца, с момента избрания управляющая компания оказывает услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах по адресам: г. Нижний Новгород, ул. Автомеханическая, д. 3А, и г. Нижний Новгород, пр. Октября, д. 16, в том числе и путем заключения договоров со сторонними организациями на проведение соответствующих работ.
Договор на оказание услуг по содержанию, капитальному и текущему ремонту общего имущества между сторонами не оформлен.
Истец в период с 01.04.2017 по 31.07.2019 оказал услуги по содержанию и ремонту общего имущества вышеуказанных МКД и поставил коммунальные ресурсы, что подтверждено представленными управляющей компанией отчетами.
Собственник спорных помещений в течение названного периода не участвовал в расходах на содержание общего имущества и не возмещал истцу стоимость его услуг.
По расчету истца, задолженность по оплате расходов по содержанию и ремонту общего имущества МКД по ул. Автомеханическая, д. 3А, и пр. Октября, д. 16, в г. Нижнем Новгороде и коммунальных платежей за период с 01.04.2017 по 31.07.2019 составляет 108 933 руб. 97 коп.
Указанные выше обстоятельства послужили истцу основанием для обращения с иском в суд.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Согласно части 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (статья 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества.
При этом отсутствие договора, заключенного с организацией, оказывающей услуги по управлению многоквартирным домом, не освобождает собственника помещения от обязанности производить оплату услуг управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме.
Материалами дела подтверждается фактическое оказание истцом услуг по управлению жилым домом, право собственности муниципального образования г. Нижний Новгород на спорные нежилые помещения. Следовательно, собственник спорных нежилых помещений обязан ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества.
Плата на содержание и текущий ремонт имущества определена истцом на основании тарифов, установленных органами местного самоуправления и тарифов, утвержденных протоколами от 02.03.2018, от 20.04.2018 (с уменьшением расходов на вывоз мусора).
Расчет задолженности по оплате коммунальных платежей произведен за период с апреля 2017 года по июль 2019 года на основании решений Региональной службы по тарифам Нижегородской области.
По расчетам истца, доля собственника спорных нежилых помещений за содержание и ремонт общего имущества МКД за период с 01.04.2017 по 31.07.2019 составила 108 933 руб. 97 коп.
Расчет задолженности не оспорен и документально не опровергнут.
Администрацией заявлено о применении срока исковой давности.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 195, 196, 199, 200, 204, установил, что требование истца о взыскании долга за период с 01.04.2017 по 31.07.2019, с учетом 30-ти дневного срока необходимого для соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, заявлено в пределах срока исковой давности, в связи с чем отклонил заявление о применении срока исковой давности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд первой инстанции, проверив расчет суммы задолженности и учитывая непредставление в дело доказательств внесения соответствующей платы, правомерно удовлетворил требование о взыскании задолженности в заявленной сумме (108 933 руб.
97 коп.).
В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон (пункт 1 статьи 332 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за помещение и коммунальные услуги.
В части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В силу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Исходя из представленного истцом расчета, пени за период с 11.05.2017 по 03.04.2020 составляют 19 846 руб. 79 коп.
Суд первой инстанции, проверив расчет неустойки, не оспоренный ответчиками, и признав его верным, обоснованно удовлетворил требование о взыскании пени в полном объеме.
При этом, удовлетворяя исковые требования за счет Комитета, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что поскольку от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их компетенции (пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации), то возмещение затрат на содержание не распределенного и не закрепленного за конкретным пользователем имущества, принадлежащего публично-правовому образованию, должно осуществляться не за счет его казны, а непосредственно с того органа, которому переданы полномочия по управлению этим имуществом.
Комитет является структурным подразделением Администрации. Комитет является юридическим лицом, имеет штамп, круглую гербовую печать со своим наименованием, может от своего имени вступать в правоотношения с другими юридическими и физическими лицами (пункты 1.1, 1.10 Положения о Комитете (далее - Положение), утвержденного постановлением Администрации от 04.12.2017 N 5866).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Положения Комитет осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальным имуществом города Нижнего Новгорода (далее - муниципальное имущество, муниципальная собственность), в том числе по приватизации объектов муниципальной собственности, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и земельными участками, находящимися в границах муниципального образования города Нижнего Новгорода, собственность которых не разграничена, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Нижегородской области (далее - земельные ресурсы города), а также осуществляет иные полномочия, возложенные на Комитет. Комитет осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом и земельными ресурсами города в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления города, выступает продавцом муниципального имущества.
Исходя из пунктов 3.1.28, 3.1.30, 3.1.31, 4.1.7, 5.4.4 Положения Комитет осуществляет управление муниципальным нежилым фондом и контроль за его использованием; заключает договоры аренды, безвозмездного пользования и иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества; заключает соглашения о порядке владения и пользования муниципальным имуществом, находящимся в общей долевой собственности; выступает муниципальным заказчиком при размещении муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов в форме аукциона, в том числе аукциона в электронной форме, и без проведения торгов (запрос котировок цен, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных комитету в бюджете города Нижнего Новгорода; заключает от имени комитета договоры, контракты, соглашения и иные сделки, обеспечивает их выполнение.
Пунктами 3.1.35, 3.1.36 Положения предусмотрено, что Комитет выступает главным распорядителем бюджетных средств в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Комитету в бюджете города Нижнего Новгорода, для выполнения задач и функций, возложенных на Комитет настоящим Положением; осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов бюджета города Нижнего Новгорода и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета города Нижнего Новгорода, главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, получателя бюджетных средств в пределах предоставленных полномочий.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.3.1, 1.3.2, 1.5, 2.1 Постановления Администрации от 02.10.2006 N 3362 "О Порядке реализации полномочий собственника муниципальных нежилых помещений структурными подразделениями администрации города Нижнего Новгорода" Комитету предоставлены следующие полномочия:
- организовать содержание муниципальных нежилых неиспользуемых помещений после выбора собственниками помещений одного из способов управления многоквартирным домом или проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации: заключать с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, с обслуживающими организациями договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле муниципальных нежилых помещений в праве общей собственности на это имущество; заключать договоры на предоставление коммунальных услуг для муниципальных нежилых помещений в многоквартирном доме с соответствующими организациями, производящими или поставляющими коммунальные ресурсы;
- формировать и представлять в департамент финансов и налоговой политики администрации города Нижнего Новгорода пакет документов для финансирования расходов по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме соразмерно доле в праве общей собственности на это имущество, а также расходов по оплате коммунальных услуг по неиспользуемым муниципальным нежилым помещениям в многоквартирных домах в порядке, установленном настоящим постановлением;
- представлять интересы собственника муниципальных нежилых помещений, принимать участие на собраниях собственников многоквартирных домов и информировать в письменном виде комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода и департамент жилья и инженерной инфраструктуры о принятых решениях.
На основании изложенного суд первой инстанции верно установил, что Комитет является органом, осуществляющим от имени города права собственника в отношении муниципального имущества в виде нежилых помещений в МКД.
Доводы заявителя апелляционной жалобы относительно несогласия с данным выводом отклоняются ввиду их несостоятельности по вышеприведенным основаниям.
Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены (изменения) судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 04.09.2020 по делу N А43-17559/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-17559/2020
Истец: ООО "Наш Дом"
Ответчик: "город Нижний Новгород" в лице Администрации города Нижнего Новгорода
Третье лицо: Комитет по упр. гор. имуществом и зем.ресурсами Адм. г. Н.Новгорода