город Москва |
|
8 декабря 2020 г. |
Дело N А40-110219/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу ООО "Трансойл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2020
по делу N А40-110219/20
по исковому заявлению ООО "Трансойл" (ОГРН 1037835069986)
к АО "Транспортное машиностроение" (ОГРН 1026401977007)
о взыскании денежных средств;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2020, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении исковых требований ООО "Трансойл" о взыскании с АО "Транспортное машиностроение" убытков в размере 207.619, 62 руб., отказано.
Истец не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на понесенные расходы по устранению недостатков поставленного товара, выявленных в период гарантийного срока.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст.ст. 272.1, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 25.12.2017 между ООО "Трансойл" (покупатель) и ОАО "Трансмаш" (поставщик) заключен договор поставки N 69ОРW17, по условиям которого поставщик принимает на себя обязательство поставить в адрес покупателя новые, не бывшие в эксплуатации платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров и контейнеров-цистерн модели 13-9744-06, соответствующие ТУ3182-002-47766175-2004, проект 112-00.00.000-01-2018. изготовления, в количестве, сроки, а также по стоимости и на условиях поставки, согласованных в спецификации, являющейся неотъемлемой частью договора.
По условиям п. 4.5 договора, гарантийный срок на вагоны и комплектующие изделия устанавливается действующими стандартами, техническими условиями, паспортами поставщиков изделий, начиная с даты подписания акта приема-передачи, если иное не предусмотрено настоящим договором.
Расследование случаев отцепок вагонов проводится согласно Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденного НП "ОПЖТ" от 26.07.2016, действующего на момент отцепки.
Гарантийные сроки и условия выполнения гарантийных обязательств поставщиком, который является заводом-изготовителем, на вагоны устанавливаются согласно действующим техническим условиями при соблюдении покупателем Правил эксплуатации и технического обслуживания.
Сроки гарантии составляют: на вагоны после постройки - до 1 деповского ремонта, но не более 3 лет; на литые детали (боковые рамы и надрессорные балки) - 5 лет; на эластомерные поглощающие аппараты - 8 лет; на колесные пары - 3 года.
В течение гарантийного срока по выбору покупателя поставщик обязуется за свой счет устранять технологические неисправности и дефекты вагона, указанные в классификаторе "Основные неисправности грузовых вагонов" (КЖА 2005 05), утвержденном Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (протокол от 23-25 марта 2004, Комиссией специалистов по информатизации железнодорожного транспорта (протокол от 22-24 августа 2006), или возместить документально подтвержденные убытки покупателя, или третьего лица, владеющее вагоном на любом законном основании по договору с покупателем согласно п. 4.19, понесенные последним в связи с устранением технологических неисправностей и дефектов, если не докажет, что они возникли вследствие нарушения покупателем или третьим лицом, владеющим вагоном на любом законном основании по договору с покупателем согласно п. 4.19, правил эксплуатации и технического обслуживания вагонов, противоправных действий третьих лиц в отношении вагонов.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается, что в период с января 2019 по январь 2020 вагоны 94412319, 94416062, 94416518, 94416666, 94412533, 94417029, 94406303, 94412517, 94416666, 94416682, 94452752, 94415056, 94416864, 94416872, 94417029, 94417045, 94417045, 94415130, 94416476, 94416526 отцеплены в текущий отцепочный ремонт, в связи с обнаружением технологических неисправностей.
В рамках договора N ТОР-ЦВ-00-32 на выполнение текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов от 14.06.2013, ОАО "Российские железные дороги" произвело текущий отцепочный ремонт вагонов, что подтверждается актами выполненных работ, ВУ-23, ВУ-36, дефектной ведомостью, расчетно-дефектной ведомостью, актом браковки, актом - рекламации (ВУ-41), первичными актами, фотоотчетами, платежными поручениями.
Истец указывает, что стоимость текущего отцепочного ремонта вагона (расчетно-дефектная ведомость) и стоимость услуг по оформлению рекламационно-претензионной документации, согласно прилагаемым документам, составила 207.619, 62 руб.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском о взыскании убытков в размере 207.619, 62 руб., поскольку направленная в адрес ответчика претензия оставлена последним без удовлетворения.
Возражая против заявленных исковых требований, ответчик указывает на то, что требования ООО "Трансойл" по вагонам 94416062, 94416518, 94416666 (акт - рекламация N 870 от 01.04.2019), 94406303, 94412517, 94416682, 94452752, 94415056, 94416872, 94417029 (акт - рекламация N1801 от 30.09.2019), 94417045 (акт -рекламация N 336 от 07.05.2019), 94417045 (акт - рекламация N 692 от 16.11.2019) - (12 вагонов) - возмещению не подлежат; для правомерного решения вопроса о возмещении затрат на устранение недостатков по вагонам N 9441239, N 94412533, N 94417029 (акт-рекламация N 1035 от 08.07.2019), N 94416666 (акт - рекламации N1379 от 30.07.2019), N 94416864, N 94415130, N 94416476, N 94416526, истцу необходимо было предоставить документы, с учетом замечаний по РПД и фотографии надлежащего качества забракованных деталей (узлов), в соответствии с п. 2.6 Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы.
Данные документы истцом не предоставлены.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями ст. ст. 12, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих причинно-следственную связь между действиями ответчика и возникшими у истца убытками, в связи с чем в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу п. п. 1, 4 ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.
Согласно п. 2 ст. 470 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), если иное не предусмотрено договором купли-продажи.
В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации покупатель, которому передан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать от продавца возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.
Согласно п. 3 ст. 477 Гражданского кодекса Российской Федерации, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.
В силу п. п. 1 и 2 ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 названного Кодекса.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения ему убытков, их размер, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства по договору, причинно-следственную связь между ненадлежащим исполнением ответчиком принятых на себя обязательств и причиненными истцу убытками. Для удовлетворения требования о взыскании убытков необходимо доказать наличие совокупности указанных фактов
Пунктом 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов N 717-ЦВ-2009, утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2010 N 2425р, установлено, что при выполнении текущего отцепочного ремонта (ТОР) должны быть выявлены все неисправности вагона.
В соответствии с п. 2.6 Руководства текущий отцепочный ремонт грузовых вагонов производится по способу замены неисправных узлов и деталей новыми или заранее отремонтированными, то есть ТОР является единым технологическим процессом, в ходе которого производятся обязательные работы по проверке и замене в случае обнаружения неисправностей ЭПА, тормозного оборудования, тележек, буксового узла, колесных пар, кузова, рамы вагона.
Порядок удостоверения факта неисправности узлов и деталей вагонов, не выдержавших гарантийного срока после их изготовления, установлен Указанием МПС РФ от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учетных и отчетных форм по вагонному хозяйству".
Пунктом 1.1 приложения N 8 данного Указания установлено, что на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока, составляется акт формы ВУ-41-М, который является доказательством ненадлежащего качества изготовления и ремонта вагона, а также его узлов и деталей.
Рекламационные акты (по форме ВУ-41-М) являются допустимыми доказательствами выявленных неисправностей (дефектов) и определения причин их возникновения.
Согласно актам и уведомлениям ВУ-22, ВУ-36 обнаруженные неисправности устранены путем замены неисправного узла (детали) в соответствии с руководящим документом МПС РФ от 02.09.1997 N РД 32 ЦВ-056-97 "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1.520 мм. Руководство по текущему отцепочному ремонту" и условиями договора подряда на выполнение ТОР грузовых вагонов, принадлежащих ООО "Трансойл".
Работы и расходы подрядчика в полном объеме оплачены истцом, что подтверждается платежными поручениями, представленными в материалы дела.
В соответствии со ст. 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации
Порядок проведения текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов определен Руководящим документом МПС РФ N РД 32 ЦВ-056-97, утвержденным МПС РФ от 02.09.1997.
Отцепка вагонов по неисправности не зависит от волеизъявления ни собственника вагона, ни иного лица, а направлено на устранение выявленной неисправности с целью обеспечения безопасности движения вагонов.
В данном случае, покупатель некачественного товара не обладает выбором способа устранения этих неисправностей, определение которого полностью возложено на специализированную ремонтную организацию железнодорожного транспорта.
Неисправность вагона устанавливается работниками инфраструктуры/железнодорожной администрации или другими работниками, на которых в соответствие с законодательством Российской Федерации, возложены обязанности но техническому обслуживанию и контролю технического состояния вагонов.
Таким образом, характер неисправности и степень требуемого ремонта определяется структурными подразделениями перевозчика - ОАО "РЖД".
Согласно п. 1.3 Регламента при производстве текущего ремонта устранению подлежат неисправности вагонов, независимо от характера их возникновения: естественный износ деталей и узлов вагонов, нарушения правил эксплуатации и производства погрузочно-выгрузочных и маневровых работ, нарушения требований правил и руководств по изготовлению и ремонту вагонов, их узлов и деталей, возникновение форс-мажорных обстоятельств.
Пунктом 6.2 указанного Регламента предусмотрено, что при выявлении дефектов узлов и деталей вагонов, возникших в период гарантийных сроков ответственности по причине низкого качества изготовления, ремонта или модернизации составляются акты-рекламации формы ВУ-41-М.
Акты-рекламации являются, документами установленной формы, порядок составления и оформления которых содержится в Регламенте расследования отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. Акты - рекламации по форме ВУ-41, оформленные в соответствии требованиями действующего законодательства, являются однозначным и бесспорным доказательством наступления гарантийного случая.
Акт-рекламация формы ВУ-41, составленный комиссионно в установленном порядке компетентной комиссией ОАО "РЖД", является итоговым документом, определяющим причины возникновения дефектов, а также предприятие, виновное в возникновении дефектов. Акты-рекламации являются допустимым и достоверным доказательством противоправности, вины ответчика и причинно-следственной связи между проведенными им ремонтами вагонов и понесенными истцом убытками.
По факту отцепки вагонов в текущий отцепочный ремонт составлены акты-рекламации по форме ВУ-41, в которых указаны: характер дефекта, код неисправности, в графе "причина неисправности" - конкретная причина неисправности со ссылкой на соответствующие руководящие нормативные документы и инструкции принятые, а также виновное лицо по случаю отцепки.
В обоснование заявленных исковых требований истцом в материалы дела представлены документы, содержащие сведения о проведенном ремонте вагонов 94412319, 94416062, 94416518, 94416666, 94412533, 94417029, 94416666, 94415056, 94416864, 94416872, 94417029, 94417045, 94415130, 94416476, 94416526 в гарантийный период.
В представленных в материалы дела актах-рекламациях указана достаточная информация по каждому случаю неисправности, в том числе наименование отказавших узлов и деталей, их завод-изготовитель, характер дефекта, заключение комиссии о причинах появления дефектов.
Виновное лицо устанновлено - ООО "Трансмаш".
Согласно представленным актам-рекламации, содержащим дату и номер телеграммы, вызывался для участия в расследовании причин отцепки вагонов.
Однако ответчик своих представителей для участия в расследовании не направил, возражения не представил.
Сумма расходов, понесенных истцом по устранению недостатков вагонов 94412319, 94416062, 94416518, 94416666, 94412533, 94417029, 94416666, 94415056, 94416864, 94416872, 94417029, 94417045, 94415130, 94416476, 94416526, выявленных в период гарантийного срока в размере 174.947 руб., подтверждается представленными в материалы дела актами выполненных работ, ВУ-23, ВУ-36, дефектными ведомостями, расчетно-дефектными ведомостями, актами браковки, актами -рекламациями (ВУ-41), первичными актами, фотоотчетами, платежными поручениями.
При этом довод ответчика о не направлении истцом одновременно с претензией в адрес поставщика актов формы ВУ-41-М, не освобождает АО "Транспортное машиностроение" от возмещения убытков, возникших в связи с проведенным ремонтом вагонов гарантийный период, поставленных на основании договора поставки N 69ОРW17 от 25.12.2017.
Требования о возмещении убытков, возникших в связи с проведенным ремонтом вагонов 94406303, 94412517, 94416682, 94452752, 94417045 в размере 32.672, 62 руб., документально не подтверждены.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта о частичном удовлетворении заявленных исковых требований в размере 174.947 руб.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Руководствуясь ст. ст. 110, 229, 266, 268, 269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2020 по делу N А40-110219/20 отменить.
Взыскать с АО "Транспортное машиностроение" (ОГРН 1026401977007) в пользу ООО "Трансойл" (ОГРН 1037835069986) убытки в размере 174.947 руб., расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 6.026, 51 руб., расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3.000 руб.
В удовлетворении иска в остальной части, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110219/2020
Истец: ООО "ТРАНСОЙЛ"
Ответчик: АО ТРАНСПОРТНОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ