г. Владивосток |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А51-1112/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 декабря 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Понуровской,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Колотенко,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Приморский мазут",
апелляционное производство N 05АП-7177/2020
на решение от 21.09.2020
судьи Е.Г. Клёминой
по делу N А51-1112/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Приморский мазут" (ИНН 2539039837, ОГРН 1022502130111)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН 2536040707, ОГРН 1042503042570),
третьи лица: Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (ИНН 2540029914, ОГРН 1042504383206), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (ИНН 2543000014, ОГРН 1122539000011),
о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации от 06.11.2019 по вх. N 22566А;
о признании незаконным решения о государственной регистрации от 17.12.2019 по вх. N 25605А;
о признании недействительными записей от 17.12.2019 N N 2192536831793, 2192536831914, 2192536831936;
об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Владивосток осуществить государственную регистрацию изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по заявлению по форме Р14001 от 29.10.2019 по вх.N 22566А датой 06.11.2019 (08.11.2019), внести в ЕГРЮЛ соответствующие записи датой от 06.11.2019, об обязании ИФНС России по Ленинскому району г. Владивосток осуществить государственную регистрацию изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по заявлению по форме Р14001 от 29.10.2019 по вх.N 22566А датой 08.11.2019, внести в ЕГРЮЛ соответствующие записи датой от 08.11.2019 (с учетом принятых судом уточнений),
при участии:
от ООО "Приморский мазут": Кутенков Ю.И. по доверенности от 17.04.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом (регистрационный номер 06-403);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока: Бобровникова О.Ю. по доверенности от 18.05.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 2242-6);
от Управления Федеральной налоговой службы по Приморскому краю: Калугина В.В. по доверенности от 09.01.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер 11837);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Приморский мазут" (далее - заявитель, общество, ООО "Приморский мазут") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока (далее - ИФНС по Ленинскому району, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконным решения о приостановлении государственной регистрации от 06.11.2019 по вх.N 22566А; о признании незаконным решения о государственной регистрации от 17.12.2019 по вх.N 25605А; о признании недействительными записей от 17.12.2019 NN 2192536831793, 2192536831914, 2192536831936; об обязании осуществить государственную регистрацию изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по заявлению по форме Р14001 от 29.10.2019 по вх.N 22566А датой 06.11.2019 (08.11.2019), внести в ЕГРЮЛ соответствующие записи датой от 06.11.2019; об обязании осуществить государственную регистрацию изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица по заявлению по форме Р14001 от 29.10.2019 по вх.N 22566А датой 08.11.2019, внести в ЕГРЮЛ соответствующие записи датой от 08.11.2019, (с учетом принятых судом уточнений).
Определением арбитражного суда от 04.02.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю (далее - УФНС по Приморскому краю), Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Приморскому краю (далее - МИФНС N 12 по Приморскому краю).
Решением суда от 21.09.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Приморский мазут" обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 21.09.2020 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что у регистрирующего органа отсутствовали основания для приостановления 06.11.2019 государственной регистрации по заявлению от 29.10.2019 и для отказа в регистрации 06.12.2019, в связи с чем считает незаконной регистрацию по заявлению от 10.12.2019. Полагает, что ссылка суда на Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" несостоятельна. Кроме того, общество при подаче заявлений от 14.10.2019, 29.10.2019, 10.12.2019 по форме Р14001 не изменяло своего места нахождения. Также считает судом, что не дана оценка причинно-следственной связи между повторной подачей обществом заявления от 10.12.2019 и оспариваемым решением о приостановлении регистрации от 06.11.2019, и тому обстоятельству, что общество не могло знать о том, что решение об отказе в государственной регистрации от 06.12.2019 будет признано незаконным в порядке ведомственного контроля. Считает имущественные права общества нарушенными ввиду невозможности использования юридического адреса в документах делового оборота и невозможности осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ИФНС по Ленинскому району, по Приморскому краю против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на доводы письменных отзывов на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В канцелярию суда от МИФНС N 12 по Приморскому краю поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей. Суд, руководствуясь статьями 156, 159, 184, 185, 258 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрел заявленное ходатайство и определил его удовлетворить. Также представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "ПРИМОРСКИЙ МАЗУТ" в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока было подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме Р14001 об изменении юридического адреса общества (с г. Владивосток, проспект Красного Знамени, д.77, этаж 4, Первореченского района г. Владивостока, на адрес г. Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж 6, Ленинского района г. Владивостока), вместе с которым были представлены: договор аренды N 2 от 14.10.2019 и гарантийное письмо от собственника указанного помещения от 14.10.2019 с присвоением вх.N 21292А.
21.10.2019 регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации по вх.N 21292А со ссылкой на подпункт "ц" пункт 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ, Закон о регистрации) по причине представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем 1 пункта 1.2 статьи 9 Закона N129-ФЗ.
Регистрирующим органом указано, что в представленном заявлении по форме Р14001 в листе "Б" в пункте 9 не указан детальный элемент адреса, а именно офис (квартира и т.п.) юридического лица.
Как указал регистрирующий орган, отсутствие в документах, представленных на государственную регистрацию, указания на конкретные элементы адреса (адресные ориентиры объекта недвижимости), в котором будет размещаться соответствующее юридическое лицо, не может свидетельствовать о представлении документов, отражающих действительный адрес юридического лица.
В связи с чем заявителем повторно 29.10.2019 было подано в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 об изменении юридического адреса на тот же адрес с устранением указанных в отказе в государственной регистрации от 21.10.2019 замечаний путем указания в составе адреса детального элемента - офиса N 1, с присвоением вх.N 22566А, вместе с которым представлены: решение от 28.10.2019г.N 04/2019 единственного участника, гарантийное письмо от 14.10.2019N14/019, договор аренды от 14.10.2019 N 2, доверенность от 27.09.2019 серия 25АА N 2882027.
06.11.2019 регистрирующий орган принял решение о приостановлении государственной регистрации по вх.N 22566А, указав в обоснование приостановления необходимость проверки достоверности, включаемых в ЕГРЮЛ сведений, в связи со сменой юридического адреса.
06.12.2019 по результатам приостановления государственной регистрации регистрирующий орган принял решение об отказе в государственной регистрации по вх.N 22566А со ссылкой на подпункт "р" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ по причине наличия у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе (месте нахождения), предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 5 указанного закона.
Регистрирующим органом в решении было указано, что в представленном на государственную регистрацию заявлении по форме Р14001 указан адрес: 690914, г. Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж 6, офис 1.
ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока в ходе осмотра установлено, что по адресу: 690914, г. Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж 6, офис 1, в заявленном помещении проводятся ремонтные работы, какая-либо деятельность в офисе не осуществляется, сотрудники отсутствуют. Таким образом, деятельность юридического лица по заявленному адресу (как и регистрация юридического лица) может быть осуществлена после окончания ремонтных работ.
Решением УФНС России по Приморскому краю по жалобе общества N 13-09/00787@ от 14.01.2020 решение об отказе в государственной регистрации от 06.12.2019 (вх.N 22566А) признано необоснованным.
10.12.2019 заявителем повторно было подано в регистрирующий орган заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 об изменении юридического адреса на тот же адрес, с присвоением вх.N 25605А, вместе с которым представлены: решение от 10.12.2019 N 04/2019 единственного участника, гарантийное письмо от 14.10.2019 N 14/019, договор аренды от 14.10.2019, доверенность от 10.12.2019 серия 25АА N 2807131.
17.12.2019 регистрирующий орган принял решение о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, об изменении юридического адреса общества по вх.N 26505А с выдачей заявителю листов записи от 17.12.2019 о внесении в ЕГРЮЛ записей N 2192536831793, 2192536831914, 2192536831936, уведомления о снятии с учета в налоговом органе, свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения.
Записью N 2192536831793 от 17.12.2019 в ЕГРЮЛ в отношении общества внесена запись об изменении сведений о юридическом лице, содержащихся в ЕГРЮЛ, а именно: об адресе (места нахождения) юридического лица - 690091, г. Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж 6, офис 1.
Записью N 2192536831914 от 17.12.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о снятии общества с налогового учета в МИФНС России N 12 по Приморскому краю.
Записью N 2192536831936 от 17.12.2019 в ЕГРЮЛ внесены сведения о постановке на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока.
Не согласившись с решениями налогового органа о приостановлении государственной регистрации от 06.11.2019 по вх.N 22566А, о государственной регистрации от 17.12.2019 по вх.N 25605А, записями от 17.12.2019 NN 2192536831793, 2192536831914, 2192536831936, посчитав их незаконными и нарушающими права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое обжалуемым решением было оставлено без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ. Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, является установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права и охраняемого законом интереса, факта его нарушения и нарушения права ответчиком. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
По общему правилу, закрепленному в части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на соответствующий орган или лицо, которые приняли акт, решение.
В то же время необходимо отметить, что при рассмотрении в порядке главы 24 АПК РФ дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) уполномоченных органов и их должностных лиц заявитель не может быть полностью освобожден от несения каких-либо процессуальных обязанностей и принимать лишь пассивное участие в судебном процессе. Напротив, из содержания статей 65, 71, 168, 189, части 1 статьи 198, частей 4, 5 статьи 200 АПК РФ следует, что именно обратившееся в суд лицо несет бремя доказывания фактов нарушения его прав и интересов и иных имеющих значение для дела обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.
В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3 статьи 54 ГК РФ).
По смыслу действующего законодательства место нахождения юридического лица имеет существенное значение, в том числе при определении места исполнения обязательств, уплаты налогов, подсудности споров. Недостоверность сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с хозяйствующим субъектом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона N 129-ФЗ ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице указывается адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В силу пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В пункте 1.1 статьи 9 Закона о регистрации установлено, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (пункт 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Пункт 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ определяет случаи проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, а также способы проведения такой проверки.
В соответствии с указанной нормой проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 Закона о регистрации).
По правилам пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Так, в случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
На основании пункта 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждены формы и требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе форма N Р14001 - заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Как следует из материалов дела, 29.10.2019 в регистрирующий орган было представлено заявление (вх. N 22566А) по форме N Р 14001 с устранением замечаний путем указания в заявлении в составе адреса его детального элемента - офиса N1. К заявлению представлены: решение от 28.10.2019г.N 04/2019 единственного участника, гарантийное письмо от 14.10.2019N14/019, договор аренды от 14.10.2019 N 2, доверенность от 27.09.2019 серия 25АА N 2882027.
В соответствии с данным договором ИП Глушак СЛ. передал ООО "Приморский Мазут" во временное пользование недвижимое имущество - нежилое помещение общ. пл. 205.1 кв. м. по адресу: г. Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж. 6. Срок действия договора 11 месяцев.
Согласно гарантийному письму от 14.10.2019 N 14/019 ИП Глушак С.Л. (собственник) гарантирует предоставление ООО "Приморский мазут" в аренду находящееся в здании по адресу г. Владивосток, ул.Абрекская, д.12 нежилое помещение на 6-м этаже общей площадью 205,1 кв. м, в том числе в качестве юридического адреса (места нахождения).
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, ООО "Приморский мазут" до 17.12.2019 состояло на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю; с 17.12.2019 состоит на налоговом учете в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока; основным видом деятельности является "Торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами"; единственный учредитель - Семикин А.В., руководитель - Чен Е.А.
ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока 30.10.2019 произведен осмотр по адресу: "г.Владивосток, ул. Абрекская, д. 12, этаж 6, оф. 1", заявленному для государственной регистрации, о чем был составлен протокол осмотра от 30.10.2019 N 1346.
По результатам обследования инспекцией установлено, что 6 этаж разделен на 3 отдельные комнаты с дверями; нумерация помещений отсутствует; в помещении имеется 1 стол и 4 стула; имеется вывеска с режимом работы; на этаже ведутся ремонтные работы. Также при осмотре помещения находился гражданин Переходько В.В. без документов, удостоверяющих личность, представившись заместителем генерального директора ООО "Приморский мазут" документально в момент осмотра полномочия данного гражданина не были подтверждены; имеются учредительные документы; какая-либо деятельность в помещении не осуществляется, сотрудники отсутствуют.
В связи с наличием сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, на основании пункта 4.2, пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующим органом было принято решение от 06.11.2019 о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, истребованы пояснения. При этом должностными лицами инспекции не допущено нарушений полномочий по проверке заявленных сведений, регистрирующий орган действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Законность оспариваемого ненормативного акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене.
Данный правовой подход соответствует сложившейся судебной практике, нашедшей свое подтверждение в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 17.10.2016 N 309-АД16-10395 по делу N А60-16466/2015.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение налогового органа о приостановлении регистрации от 06.11.2019 правомерно признано судом первой инстанции законным, нарушение прав ООО "Приморский мазут" не повлекло, поскольку решение о приостановлении государственной регистрации не является окончательным актом регистрирующего органа и принято в пределах полномочий регистрирующего органа на проверку достоверности представленных к регистрации сведений. Доводы общества об обратном коллегией отклоняются.
Кроме того, в соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является самостоятельным способом защиты гражданских прав. В силу ст. 12 ГК РФ, право выбора способа защиты нарушенного права, предоставлено истцу.
Из чего следует, что избранный истцом способ защиты нарушенного права должен приводить к восстановлению нарушенного права.
Коллегия полагает, что удовлетворение заявления общества о признании недействительными решения о приостановлении регистрации от 06.11.2019 и решения о регистрации от 17.12.2019 не могут привести к защите или восстановлению прав общества (ч. 1 ст. 4 АПК РФ).
10.12.2019 в налоговый орган обществом подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, по форме Р14001 об изменении юридического адреса на тот же адрес (вх.N 25605А), вместе с которым представлены: решение от 10.12.2019 N 04/2019 единственного участника, гарантийное письмо от 14.10.2019 N 14/019, договор аренды от 14.10.2019, доверенность от 10.12.2019 серия 25АА N 2807131.
По результатам рассмотрения представленных документов инспекцией 17.12.2019 принято решение N 25605А о государственной регистрации, на основании которого в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи о государственной регистрации ООО "Приморский мазут" (ГРН 2192536831793), о снятии общества с налогового учета в Межрайонной ИФНС России N 12 по Приморскому краю (ГРН 2192536831914); о постановке на налоговый учет в ИФНС России по Ленинскому району г. Владивостока (ГРН 2192536831936).
Согласно подпунктам 1, 2 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр; моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Порядок государственной регистрации изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица прямо предусмотрен статьями 9, 17, 18 Закона N 129-ФЗ.
Исходя из анализа указанных норм права, для внесения требуемых обществом изменений установлен заявительный порядок регистрации, предусматривающий обращение заинтересованного лица по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти. Таковой является форма N Р14001, утвержденная приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.
Внесение изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ носят заявительный характер, и в силу положений статьей 5, 9, 25 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании представленных уполномоченными лицами (заявителями) документов, всю ответственность за достоверность сведений несут заявители, юридические лица.
Таким образом, как верно установил суд, регистрирующий орган не обязывал общество в третий раз подавать форму N Р 14001, однако согласно заявлению от 10.12.2019, именно Чен Евгений Анатольевич выразил свое волеизъявление, направленное на внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении ООО "Приморский мазут", личность подписавшего заявление была проверена нотариусом.
Заявление общества от 10.12.2019 рассмотрено с принятием положительного для общества решения в полном соответствии с законом.
Оснований для признания решения о государственной регистрации от 17.12.2019, произведенной по заявлению общества, коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о том, что признание недействительным решения регистрирующего органа о государственной регистрации приведет к восстановлению прав заявителя, коллегией признается необоснованным в связи с тем, что государственная регистрация о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ была инициирована по заявлению самого общества.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ признание оспариваемого ненормативного акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента его принятия и в соответствии с абзацем 6 статьи 12 ГК РФ.
Следовательно, признание решения о регистрации от 17.12.2019 недействительным не может повлечь иных правовых последствий, кроме установленных частью 2 статьи 201 АПК РФ, в том числе не приведет к изменению даты регистрационных действий.
Требование общества об исключении записей из ЕГРЮЛ от 17.12.2019 N N 2192536831793, 2192536831914, 2192536831936, также не подлежит удовлетворению, поскольку правилами ведения ЕГРЮЛ не предусмотрена процедура исключения или аннулирования записей. Существующие в реестре записи не исключаются, о недействительности существующих записей вносятся новые записи в хронологическом порядке.
Ссылка апелляционной жалобы о причинении обществу ущерба, ввиду принятия налоговым органом оспариваемых решений, коллегией не оцениваются, как не имеющий правового значения для целей разрешения настоящего спора.
Доводы заявителя о том, что судом не дана надлежащая оценка представленным в материалы дела доказательствам, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку нарушений статьи 67, 68, 71 АПК РФ при оценке доказательств судом первой инстанции допущено не было. Всем представленным в материалы дела документам судом дана надлежащая оценка. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1500 рублей на основании статьи 110 АПК РФ относятся коллегией на заявителя, а в оставшейся части подлежат возврату из бюджета как излишне уплаченные в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 21.09.2020 по делу N А51-1112/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Приморский мазут" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 (шесть тысяч) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы в Пятый арбитражный апелляционный суд по платежному поручению N 1030 от 19.10.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1112/2020
Истец: ООО "ПРИМОРСКИЙ МАЗУТ"
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г. Владивостока
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной Налоговой службы N12 по Приморскому краю, Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю