город Омск |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А46-11889/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Котлярова Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12202/2020) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2020 по делу N А46-11889/2020 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327) в лице филиала "Омскэнерго" к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962) о признании незаконным решение, а также об обязании предоставить земельный участок,
при участии в судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" в лице филиала "Омскэнерго" - Хирта Алексея Владимировича по доверенности от 14.09.2020 N 00/115/55/1844;
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Сибирь" в лице филиала "Омскэнерго" (далее -общество, ПАО "Россети Сибирь", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об оспаривании отказа Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - Администрация, заинтересованное лицо) в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:044102:1372, изложенного в письме N ИСХ-20/ОМС-5120 от 29.05.2020.
В качестве способа восстановления нарушенного права заявитель просил суд обязать Администрацию предоставить ПАО "Россети Сибирь" в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:20:044102:1372.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2020 по делу N А46-11889/2020 признанно незаконным бездействие Администрации Омского муниципального района Омской области по рассмотрению заявления о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:044102:1372, выразившееся в направлении письма N Исх-20/ОМС-5120 от 29.05.2020; на Администрацию возложена обязанность в течение 10 (десяти) дней со дня вступления в законную силу судебного акта, рассмотреть по существу заявление ПАО "Россети Сибирь" от 20.02.2020 N 15/01-03/1575-исх о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:044102:1372 и принять по этому заявлению решение. Этим же решением с Администрации в пользу ПАО "Россети Сибирь" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что письмо от 29.05.2020 N ИСХ-20ОМС-5120 не являться отказом в предоставлении в аренду земельного участка и не нарушает прав и законных интересов заявителя в предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку представляет собой предложение обществу представить в целях подготовки проекта договора аренды земельного участка документы, подтверждающие право собственности на объекты, находящиеся в границах земельного участка, либо проектную документацию на строительство (реконструкцию) объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения.
ПАО "Россети Сибирь" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
Администрация, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя заинтересованного лиц в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Сибири" возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Администрацию с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения объектов энергетики.
29.07.2019 Администрацией принято распоряжение N P-19/OMC-1098 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка" (далее по тексту - распоряжение).
В соответствии с пунктом 2 Распоряжения, ПАО "Россети Сибирь" предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 214 кв. м из состава земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
Условием предоставления данного земельного участка, согласно пункту 3 Распоряжения, являлось требование об обеспечении ПАО "Россети Сибирь" кадастровых работ, необходимых для образования земельного участка. Указанное требование обществом выполнено, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:044102:1372.
20.02.2020, руководствуясь подпунктом 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ), ПАО "Россети Сибирь" обратилось в Администрацию с заявлением N 1.5/01-03/575-исх от 20.02.2020 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 55:20:044102:1372 без проведения торгов для размещения объекта, предназначенного для электроснабжения.
В ответ от Администрации получено письмо от 30.03.2020 N Исх-20/ОМС-3114 содержащее разъяснения относительно невозможности предоставления участка на испрашиваемом праве.
В качестве основания отказа указано, что в представленном ПАО "Россети Сибирь" заявлении, отсутствуют документы, подтверждающие цель размещения объектов, указанные в подпункте 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Также Администрацией сообщалось, что в целях подготовки проекта договора аренды ПАО "Россети Сибирь" требуется предоставить документы, подтверждающие право собственности Общества на объекты, находящиеся в границах земельного участка, либо предоставить проектную документацию, подтверждающую строительство объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения. Кроме того в указанном письме сообщалось, что Администрация вернется к рассмотрению заявления ПАО "Россети Сибирь" после получения недостающих документов.
30.04.2020 в адрес Администрации направлено письмо N 1.5/01- 03/3729-исх от 30.04.2020, содержащее указание на то, что требования Администрации, изложенные в письме N Исх-20-ОМС-3114 от 30.03.2020, являются незаконными, а также повторное требование предоставить в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:20:044102:1372.
В ответ от Администрации получено письмо N Исх-20/ОМС-5120 от 29.05.2020 (N1.5/1467-вх-пов от 01.06.2020) содержащее разъяснения, аналогичные изложенным в письме N Исх-20/ОМС-3114 от 30.03.2020.
Общество, расценив указанные извещения как отказ в предоставлении земельного участка на испрашиваемом праве, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности на основании пункта 2 статьи 11 ЗК РФ.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, юридическим лицам для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-,газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.15 ЗК РФ.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, объектов федерального, регионального или местного значения, осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который предусматривает последовательное совершение следующих действий: 1) подготовку схемы расположения земельного участка; 2) подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 4) выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета.
Как усматривается из материалов дела, подача обществом заявления о предварительном согласовании предоставления участка преследует в конечном итоге цель получения права аренды земельного участка без проведения торгов.
Так, согласно распоряжению от 29.07.2019 N P-19/OMC-1098 " ПАО "Россети Сибирь" предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью 214 кв. м из состава земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "коммунальное обслуживание".
Материалами подтверждается, что общество во исполнение пункта 63 распоряжения ПАО "Россети Сибирь" проведены кадастровые работы, необходимые для образования земельного участка и в \\ЕГРН\ внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 55:20:044102:1372.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Вместе с тем из содержания письма N ИСХ-20/ОМС-5120 от 29.05.2020 следует, что обществу не может быть предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 55:20:044102:1372 в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие право собственности общества на объекты, находящиеся в границах земельного участка, либо предоставить проектную документацию, подтверждающую строительство объектов, предназначенных для обеспечения электроснабжения. В указанном письме сообщалось, что Администрация вернется к рассмотрению заявления ПАО "Россети Сибирь" после получения недостающих документов.
Поскольку указанное письмо влечет для ПАО "Россети Сибирь" юридически значимые последствия, тождественные отказу в предоставлении земельного участка, следовательно, фактически является отказом в предоставлении земельного участка.
Таким образом, доводы Администрации о том, что письмо от 29.05.2020 N ИСХ-20/ОМС-5120 не является отказом в предоставлении земельного участка, несостоятельны.
Более того, Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, содержится в Приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (далее - Приказ Минэкономразвития N 1).
Согласно пункту 25 Перечня документов юридическому лицу для предоставления в аренду земельного участка на основании подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ необходимо предоставить:
- выписку из документа территориального планирования или выписку из документации по планировке территории, подтверждающую отнесение объекта к объектам регионального или местного значения (не требуется в случае размещения объектов, предназначенных для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи, нефтепроводов, не относящихся к объектам регионального или местного значения),
- выписку из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке - в случае направления заявления о предоставлении земельного участка, сведения о котором внесены в ЕГРН),
- выписку из ЕГРЮЛ о юридическом лице, являющемся заявителем.
В Перечне документов указано, что данные документы запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, посредством межведомственного информационного взаимодействия. При этом выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке) не прилагается к заявлению о приобретении прав на земельный участок и не запрашивается уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении земельного участка с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать.
Таким образом, на заявителя не возлагается обязанность по предоставлению документов, подтверждающих право собственности на объекты недвижимого имущества, следовательно, требование Администрации, изложенное в оспариваемом отказе является незаконным.
В рассматриваемом случае Администрация фактически не рассмотрела заявку общества по существу и содержание оспариваемого отказа не содержит ссылки на положения статьи 39.16 ЗК РФ, то есть в установленный срок Администрация не приняла решения, предусмотренного статьей 39.16 ЗК РФ.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанций пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества: признав бездействие Администрации незаконным и в качестве последствий такого незаконного бездействия правомерно возложило на Администрацию обязанность по рассмотрению в установленный срок соответствующего заявления общества с принятием решения в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не распределяются, поскольку Администрация при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину не платила и согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.10.2020 по делу N А46-11889/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Н.Е. Котляров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-11889/2020
Истец: ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ СИБИРИ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА "ОМСКЭНЕРГО", ПАО " Россети Сибирь" в лице филиала "Омскэнерго"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ