город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2020 г. |
дело N А32-24709/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Романовым А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования Темрюкский район
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30 сентября 2020 года по делу N А32-24709/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Лопарева Владимира Борисовича (ИНН 502100443733), г.Климовск Московской области,
к Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края,
о признании отказа в предоставлении отсрочки незаконным, об обязании предоставить отсрочку путем заключения дополнительного соглашения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Лопарев Владимир Борисович (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации муниципального образования Темрюкский район, Краснодарский край, г. Темрюк (далее - заинтересованное лицо), согласно которому просит:
ответ от 13.05.2020 Администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края об отказе в предоставлении отсрочки - признать незаконным.
обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края исполнить требования Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" по предоставлению отсрочки уплаты арендной платы по договору договор аренды земельного участка N 3000002510 от 18.11.2004 путем заключения дополнительного соглашения в срок и на условиях установленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".
Заявление мотивировано тем, что в связи с пандемией коронавирусной инфекции предприниматель в силу принятых нормативных актов имеет право на предоставлении отсрочки арендной платы в 2020 году.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.09.2020 заявление предпринимателя частично удовлетворено. Суд признал незаконным отказ Администрации муниципального образования Темрюкский район в предоставлении отсрочки по оплате арендных платежей, обязал Администрацию в месячный срок со дня вступления решения в законную силу направить в адрес предпринимателя проект дополнительного соглашения об отсрочке уплаты арендной платы.
Судебный акт мотивирован правомерностью требований заявителя, основанных на норме пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2010 N 98-ФЗ. Также судебный акт мотивирован ссылкой на распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р, постановление Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 14.04.2020 N 221.
Не согласившись с указанным решением арбитражного суда первой инстанции, Администрация муниципального образования Темрюкский район обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, отказав Лопареву В.Б. в удовлетворении заявленных требований. Заявитель апелляционной жалобы указывает на неправильность толкование судом первой инстанции норм материального права, в том числе, потому, что договор аренды земельного участка был заключен с Лопаревым В.Б. как физическим лицом, а не как предпринимателем. Суд необоснованно сослался на постановление Губернатора Краснодарского края, поскольку земельный участок не является собственностью Краснодарского края, и указанное постановление к земельному участку не применимо.
От представителя Лопарева В.Б. поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения Арбитражного суда Краснодарского края.
В судебное заседание арбитражного апелляционного суда стороны представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела надлежаще извещены путем публикации определения суда о принятии апелляционной жалобы к рассмотрению, выполненного в форме электронного документа, опубликованного на сайте арбитражного суда в срок, установленный частью 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Краснодарсельмаш" (арендатор) и администрацией муниципального образования Темрюкский район (арендодатель) на основании постановления главы Темрюкского района Краснодарского края от 16.07.2004 г. N 2624 заключен договор аренды участка несельскохозяйственного назначения N 3000002510 от 18.11.2004 г., на основании которого арендатору представлен земельный участок с кадастровым номером 23:30:0401001:005, площадью 25777 кв. м., расположенный северо-восточнее ст. Голубицкой для эксплуатации базы отдыха "Прибой".
01.11.2012 г. между ОАО "Краснодарсельмаш" и Лопаревым В.Б. заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды, согласно которому общество передало гражданину все права и обязанности по договору аренды участка несельскохозяйственного назначения N 3000002510 от 18.11.2004 г.
20.04.2020 на основании Распоряжения Правительства РФ от 19.03.2020 г. N 670-р "О мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства" предприниматель Лопарев В.Б. обратился в администрацию с заявлением о предоставлении отсрочки уплаты арендных платежей за 2, 3, 4 кварталы 2020 г.
Письмом от 13.05.2020 г. N 07-5812/20-26 администрация отказала заявителю в предоставлении отсрочки уплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3000002510 от 18.11.2004 г.
Отказ администрации мотивирован тем, что договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3000002510 от 18.11.2004 г. заключен с гражданином Лопаревым В.Б., а не с индивидуальным предпринимателем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" не позволяет предоставить отсрочку от оплаты арендных платежей.
Не согласившись с отказом администрации, ИП Лопарев В.Б. обратился в суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что с 20.10.2014 г. является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается сведениями из ЕГРИП (ГРН 314507429300048 дата внесения записи 20.10.2014 г.).
В ходе рассмотрения заявления администрация настаивала на отсутствии оснований для представления заявителю отсрочки по оплате арендных платежей, ссылаясь на дополнительные основания.
Так, согласно возражениям администрации, 22.05.2020 г. вышеуказанное заявление предпринимателя Лопарева В.Б. было повторно рассмотрено на заседании Рабочей группы по вопросам предоставления арендаторам отсрочки уплаты арендной платы либо уменьшения арендной платы по договорам аренды за недвижимое имущество, решением которой Лопареву В.Б. также отказано в предоставлении отсрочки по причине отсутствия основного ОКВЭДа с кодом 68.20, которым занимается предприниматель Лопарев В.Б. в федеральном перечне по постановлению Правительства N 434 и краевом перечне по постановлению Главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 202. Дополнительные ОКВЭДы также не входят в федеральный перечень по постановлению Правительства N 434.
Кроме того, администрация пояснила, что 19.06.2020 г. в управление имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Темрюкский район от ИП Лопарева В.Б. поступило возражение на претензию о задолженности по спорному договору, с требование отозвать претензию и подготовить документы по заключению дополнительного соглашения к договору от 18.11.2004 г. N 3000002510 о предоставлении отсрочки арендных платежей.
По результатам рассмотрения Лопареву В.Б. было сообщено, что Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 г. N 670-р распространяет свое действие на договоры аренды федерального имущества, при этом, земельный участок который арендует Лопарев В.Б. не является федеральной собственностью и не находится в государственной казне Российской Федерации.
Более того, администрация считает, что ответчику не подлежит предоставление отсрочки оплаты арендных платежей за испрашиваемый им период (2,3,4 кварталы 2020 г.) в виду того, что основная деятельность предпринимателя "Туристическое обслуживание" (код. 5.2.1.) предполагает осуществление деятельности лишь в третьем квартале.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Поскольку Лопарев В.Б. является индивидуальным предпринимателем и поскольку он стал правопреемником арендатора земельного участка на основании перехода прав и обязанностей, у суда не имеется оснований отказывать в признании его статуса индивидуального предпринимателя для целей настоящего дела, а равно оспаривать факт использования спорного земельного участка для целей предпринимательской деятельности, а не для целей личного, бытового или семейного потребления. В связи с этим соответствующие доводы Администрации отклоняется как необоснованные.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", вступившего в силу 01.04.2020 г., если договор аренды недвижимости заключен до того, как в 2020 году орган государственной власти субъекта РФ ввел на территории региона режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, арендатор вправе обратиться к арендодателю с требованием заключить с ним дополнительное соглашение об отсрочке уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году, и в течение 30 дней со дня такого обращения арендодатель обязан заключить с ним это соглашение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. N 439 "Об установлении требований к условиям в срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" установлены требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции.
Режим повышенной готовности на территории Краснодарского края был введен с 15.03.2020 постановлением Главы Администрации (Губернатора) Краснодарского края от 13.03.2020 N 129.
Согласно пункту 1 Требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439, требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее соответственно - договор аренды, отсрочка).
Суд первой инстанции, мотивируя основания для предоставлении отсрочки уплаты арендной платы, сослался на то обстоятельство, что предприниматель используется земельный участок с целевым использованием "для туристического обслуживания". Вместе с тем Арбитражный суд Краснодарского края не учел, что льгота предоставляется не по объекту, а по субъекту. Согласно коду ОКВЭД 79 " "Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма" деятельность предпринимателя Лопарева В.Б. не может быть признана таковой для целей определяемых кодом 79 ОКВЭД.
Однако указанное обстоятельство не является основанием для отказа в удовлетворении заявления Лопарева В.Б., поскольку согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции включена деятельность по предоставлению мест для временного проживания - код 55 ОКВЭД, группировка услуг 55.20 (деятельность по предоставлению мест для краткосрочного проживания).
Таким образом, предприниматель Лопарев В.Б. правомерно заявил о предоставлении ему льготы, установленной федеральным законодательством в виде предоставления отсрочки уплаты арендной платы согласно пункту 3 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что льгота предоставляется только при условии, что она установлена для основного вида экономической деятельности предпринимателя, не основана на норме Федерального закона или постановления Правительства Российской Федерации.
Апелляционный суд согласен с доводом апеллянта о том, что норма распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 N 670-р распространяется только на арендаторов федерального имущества, а нормы постановления Губернатора Краснодарского края от 14.04.2020 N 221 на арендаторов собственности, принадлежащей Краснодарскому краю, однако ошибочная ссылка суда первой инстанции на указанные нормативно-правовые акты не привела к неправильному разрешению дела по существу.
Арендодатель не доказал, что арендатор в действительности не пострадал и с очевидностью не пострадает в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, и его требования являются проявлением заведомо недобросовестного поведения, в связи с чем оснований для отказа в удовлетворения заявителя предпринимателя не имеется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта апелляционный суд не установил.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30 сентября 2020 года по делу А32-24709/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24709/2020
Истец: Лопарев В Б, ЛОПАРЕВ ВЛАДИМИР БОРИСОВИЧ
Ответчик: Администрация муниципального образования Темрюкский район