г. Москва |
|
07 декабря 2020 г. |
Дело N А40-111161/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Никифоровой Г.М. (единолично),
рассмотрев апелляционную жалобу МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНИ
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2020 по делу N А40-111161/20,
в порядке упрощенного производства,
по заявлению ООО "ФУДЛАЙН"
к МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ТАМОЖНЕ
о взыскании,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
ООО "ФУДЛАЙН" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Московской областной таможне (далее - ответчик, таможенный орган, административный орган) о взыскании процентов в сумме 103 926,11 рублей.
Определением от 06.07.2020 г. исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощённого производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в июне 2018 года ООО "Фудлайн" декларировало в Московской областной таможне товар - угорь жаренный, замороженный в соусе, ввезенный на территорию РФ по внешнеторговому Контракту из Китая.
Таможенная стоимость товара была заявлена по первому методу ее определению, по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В результате таможенного контроля, таможенный орган принял решение от 12.09.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013010/130618/0011046 в части, касающейся таможенной стоимости, в связи с чем, сумма таможенных платежей увеличилась на 1 710 878, 01 рублей, в том числе пени.
Не согласившись с решением таможенного органа, Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы, который решением от 28.02.2019 по делу N А40-263 049/18-17-2827 признал недействительным и отменил ненормативный правовой акт таможенного органа.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2019 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 30.09.2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
После вступления в законную силу данного судебного акта и обращения ООО "Фудлайн" от 16.08.2019, таможенный орган произвел возврат таможенных платежей по ДТ N 10013010/130618/0011046 путем зачета суммы на единый лицевой счет участника внешнеэкономической деятельности, что подтверждается отчетом о расходовании денежных средств ООО "Фудлайн" и выпиской с единого лицевого счета.
Суды, признавая недействительным решение Московской областной таможни от 12.09.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013010/130618/0011046, установили, что у таможенного органа отсутствовали законные основания для доначисления таможенных платежей.
Согласно пункту 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза", в целях компенсации потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у участников внешнеэкономической деятельности, законодательством предусмотрена выплата процентов в отношении излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов (часть 11 статьи 67 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а до начала ее применения - часть 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Статьей 66 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе (пункт 4 статьи 67 ТК ЕАЭС).
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств.
При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Таким образом, проценты подлежат начислению на сумму излишне взысканных таможенных платежей со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, до даты фактического возврата.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, в ходе таможенного декларирования товаров, таможенный орган предложил выпустить товар под обеспечение уплаты таможенных платежей в размере 840 429, 48 рублей до окончания таможенного контроля по данной декларации.
После принятия решения от 12.09.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10013010/130618/0011046, таможенный орган самостоятельно скорректировал таможенную стоимость товаров, при этом сумма таможенных платежей увеличилась еще на 870 448, 53 рублей.
Сумма, внесенная Обществом в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 840 429, 48 рублей, была зачтена таможенным органом в качестве таможенных платежей в день осуществления корректировки, а именно: 07.10.2018 - дата заполнения формы корректировки декларации на товары. Оставшаяся часть в размере 870 448, 53 рублей была списана таможенным органом с единого лицевого счета Общества 21.12.2018 согласно отчету о расходовании денежных средств.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществлялся таможенным органом в следующем порядке. Сумма 870 448, 53 рублей была возвращена Обществу путем зачета на единый лицевой счет 30.08.2019, а сумма в размере 840 429, 48 рублей была возвращена Обществу путем зачета на единый лицевой счет 03.09.2019,
Сумма процентов за периоды незаконного удержания денежных средств с 22.12.2018 по 30.08.2019 составила 45 931, 06 рублей и с 08.10.2018 по 03.09.2019 составила 57 995, 05 рублей. Общая сумма процентов составила 103 926, 11 рублей.
Представленный заявителем расчет процентов признан судом верным.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно вынесено решение о взыскивании с Ответчика в пользу Заявителя процентов, начисленных на суммы излишне взысканных таможенных платежей.
Довод таможенного органа о неверном расчете процентов судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен.
Согласно статье 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) днем фактического возврата является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет.
В соответствии со статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в Приложение N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22 декабря 2010 г. N 2520, в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на единый лицевой счет (ЕЛС).
Кроме того таможенный орган ссылается на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений ФТС России, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на единый лицевой счет ЕЛС (далее ЕЛС). Согласно указанного ведомственного акта, зачет на ЕЛС производится без подачи Обществом заявления на возврат.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ регламентирует иной порядок, предусматривающий возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет по заявлению, установленной формы, поданной Обществом.
В Московскую областную таможню Обществом было подано заявление установленной формы (в порядке статьей 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ) о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет Заявителя, соответственно Общество распорядилось излишне уплаченными денежными средствами до их зачета таможенным органом на ЕЛС.
Фактическим возвратам таможенным органом денежных средств при выбранном Обществом порядке, является возврат указанных денежных средств на банковский счет Заявителя.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определении N 303-КГ14-7912 от 02.06.2015: из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
оводы апелляционной жалобы о неверном расчете процентов обществом и необходимости расчета процентов по день зачета на единый лицевой счет отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, днем фактического возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, является возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.
Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов установлена в Приложение N 2 к приказу Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520, в которой предусмотрена графа о возврате денежных средств на банковский счет. Указанное заявление не предусматривает возврат денежных средств на единый лицевой счет (ЕЛС).
Таможенный орган ссылается на ведомственный акт о временном порядке работы структурных подразделений ФТС, который предусматривает возврат денежных средств в форме зачета на ЕЛС.
Согласно указанного ведомственного акта, зачет на ЕЛС, производится без подачи обществом заявления на возврат.
Между тем, как указано выше Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ регламентирует иной порядок, предусматривающий возврат излишне уплаченных денежных средств на банковский счет по заявлению, установленной формы.
При этом, общество обратилось в таможенный орган с заявлением установленной формы о возврате излишне уплаченных денежных средств, которое предусматривает возврат денежных средств на банковский счет заявителя.
Таким образом, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования о взыскании с Московской областной таможни процентов в размере 103 926,11 руб.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, однако не опровергают их, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание как основания для отмены решения суда.
Апелляционная инстанция находит, что судом первой инстанции дана правильная оценка представленным доказательствам, выводы сделаны с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу, нормы материального права применены арбитражным судом правильно.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено, следовательно, не имеется и оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 22.09.2020 по делу N А40-111161/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 229 АПК РФ.
Судья |
Г.М. Никифорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111161/2020
Истец: ООО "ФУДЛАЙН"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ