город Томск |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А27-18122/2020 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Дубининой Т.Н., рассмотрев апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (N 07АП-11217/2020) на решение от 19.10.2020 (резолютивная часть.
Мотивированное решение от 02.11.2020).
Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18122/2020 (дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, судья Иващенко А.П.) по заявлению государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (650000, Кемеровская область, город Кемерово, проспект Советский, 74а, ОГРН 1084205020965, ИНН 4205168040) к обществу с ограниченной ответственностью "Абсолютспецстрой" (650002, Кемеровская область - Кузбасс, город Кемерово, улица Коперная, 68, ОГРН 1104205012713, ИНН 4205204490) о взыскании штрафа в сумме 5 500 рублей,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Абсолютспецстрой" (далее - Общество) о взыскании 5 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды - январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 19.10.2020 Арбитражного суда Кемеровской области, принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации составлено судом первой инстанции 02.11.2020 по ходатайству Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, ссылаясь на статьи 8.1, 11, 15, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что представление сведений на застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчете по форме СЗВ-М тип "исходная", не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически были не дополнены, а представлены в отношении застрахованного лица впервые и с нарушением срока.
Обществом отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлен.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, Общество (до смены наименования - общество с ограниченной ответственностью "Актив Строй") представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "исходная": за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо, что подтверждается отметками специалистов Пенсионного фонда, проставленными на отчетности по форме СЗВ-М по типу "исходная".
По результатам проведенной предварительной проверки, в том числе сверки форм СЗВ-СТАЖ за 2019 год от 27.02.2020 и СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года Пенсионным фондом выявлены расхождения в отчетах, а именно: в сведениях СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица, в связи с чем, 02.03.2020 Пенсионным фондом в адрес Общества по телекоммуникационным каналам направлено уведомление об устранении ошибок и несоответствий в сведениях со сроком исполнения в течение пяти рабочих дней с даты получения.
Общество представило в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, сведения о котором отсутствовали в ранее представленных формах СВЗ-М тип "исходная" за указанные отчетные периоды, что подтверждается извещениями о доставке от 02.03.2020 и от 03.03.2020, унифицированными протоколами проверки от 03.03.2020, от 04.03.2020 и от 05.03.2020 со статусом "Документ принят".
Пенсионным фондом составлены акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 11.03.2020 N 052S18200003563, N 052S18200003565, N 052S18200003566, N 052S18200003569, N 052S18200003571, N 052S18200003573, N 052S18200003575, N 052S18200003577, N 052S18200003579, N 052S18200003581, N 052S18200003583.
Рассмотрение актов с участием Общества назначено на 20.04.2020.
06.04.2020 срок рассмотрения актов перенесен на 26.05.2020 в связи с указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и объявлением нерабочими днями 04.04.2020 - 30.04.2020.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, от 26.05.2020 N 052S19200004557 (за январь 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004558 (за февраль 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004559 (за март 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004560 (за апрель 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004561 (за май 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004562 (за июнь 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004563 (за июль 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004564 (за август 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004565 (за сентябрь 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004566 (за январь 2019 года в размере 500 рублей), N 052S19200004567 (за ноябрь 2019 года в размере 500 рублей), общий размер финансовых санкций составил 5 500 рублей.
Обществу выставлены требования от 25.06.2020 N 052S01200007066, N 052S01200007065, N 052S01200007064, N 052S01200007063, N 052S01200007062, N 052S01200007061, N 052S01200007060, N 052S01200007059, N 052S01200007058, N 052S01200007057, N 052S01200007056 об уплате финансовых санкций в срок до 22.07.2020.
Неисполнение Обществом указанных требований в установленный срок в добровольном порядке послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Общества финансовых санкций, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции, отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
В абзаце 2 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в отношении 1 застрахованного лица.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды: январь 2019 года - не позднее 15 февраля 2019 года, февраль 2019 года - не позднее 15 марта 2019 года, март 2019 года - не позднее 15 апреля 2019 года, апрель 2019 года - не позднее 15 мая 2019 года, май 2019 - года - не позднее 17 июня 2019 года (с учетом выходных), июнь 2019 года - не позднее 15 июля 2019 года, июль 2019 года - не позднее 15 августа 2019 года, август 2019 года - 16 сентября 2019 года (с учетом выходных), сентябрь 2019 года - не позднее 15 октября 2019 года, ноябрь 2019 года - не позднее 16 декабря 2019 года (с учетом выходных).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года в установленный законом срок.
Пенсионным фондом не отрицается тот факт, что формы СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года, содержащие сведения на 1 застрахованное лицо в каждой отчетности, представлены Обществом в течение пяти рабочих дней после получения уведомления Пенсионного фонда от 02.03.2020 о выявленных ошибках. Доказательства того, что скорректированные Обществом сведения по форме СЗВ-М тип "дополняющая" за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения, в материалы дела не представлены. Данные обстоятельства Пенсионным фондом по существу не оспорены и документально не опровергнуты.
Установив, что Общество, после получения уведомления об обнаружении ошибок в представленных сведениях, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанные отчетные периоды (за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2019 года), откорректировав их путем представления в установленный пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах ("дополняющие формы СЗВ-М") за эти отчетные периоды, что допускает не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о взыскании с Общества финансовых санкций.
Доводы апелляционной жалобы о том, что представление сведений на застрахованное лицо, сведения о котором не были указаны в отчетах СЗВ-М (исходная), не может квалифицироваться в качестве уточнения (дополнения) сведений, поскольку сведения фактически не дополнены, а представлены в отношении застрахованного лица впервые и с нарушением срока, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании указанных норм права, поскольку Общество внесло исправления в представленные сведения о застрахованных лицах в установленный для этого срок, ввиду чего основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, отсутствуют, соответственно оснований для удовлетворения заявленных Пенсионным фондом требований о взыскании с Общества финансовой санкции не имеется.
В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Данная позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 36 Обзора судебной практики N 4 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.12.2019.
Суд апелляционной инстанции руководствуется правовым подходом, изложенным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 N 6-П, в соответствии с которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях.
Иное толкование Пенсионным фондом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.10.2020 (резолютивная часть от 02.11.2020) Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-18122/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Н. Дубинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18122/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской Области Межрайонное
Ответчик: ООО "Абсолютспецстрой"