г. Саратов |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А12-10794/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2020 года по делу N А12-10794/2020
по заявлению индивидуального предпринимателя Антюфеева Владимира Владимировича (г. Волгоград, ОГРНИП 304344425300046, ИНН 344400089452)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (400005, г. Волгоград, ул. 7 Гвардейской, д. 12, ОГРН 1043400395631, ИНН 3444118585)
об обязании возвратить излишне уплаченный земельный налог,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратился индивидуальный предприниматель Антюфеев Владимир Владимирович (далее - ИП Антюфеев В.В., налогоплательщик, предприниматель, заявитель) с заявлением об обязании инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Волгограда (далее - ИФНС России по Центральному району г. Волгограда, налоговый орган, инспекция) возвратить излишне уплаченный земельный налог за 2016 год в сумме 21 650 руб.
Решением суда первой инстанции от 22 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд обязал ИФНС России по Центральному району г. Волгограда возвратить ИП Антюфееву В.В. излишне уплаченный земельный налог за 2016 год в сумме 21 650 руб.
Кроме того, с налогового органа в пользу заявителя взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
ИФНС России по Центральному району г. Волгограда не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ИП Антюфееву В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 34:34:040028:32, расположенный по адресу: 400131, г. Волгоград, ул. Комсомольская, д. 10г, разрешенное использование: 142002050000 - для размещения объектов общественного питания, наименование категории: 1014978 003002000000 - земли населенных пунктов, актуальная кадастровая стоимость - 1 014 978 руб.
04.03.2020 ИП Антюфеев В.В. обратился в ИФНС России по Центральном району г. Волгограда с заявлением о перерасчете земельного налога за 2016, 2017, 2018 годы с приложением решения Волгоградского областного суда от 10.12.2019 по делу N 3а-495/19, которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:040028:32 установлена в размере его рыночной стоимости - 1 014 978 руб., уведомления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от 26.02.2020 N КУВД-001/2020-2302676/1.
01.04.2020 налоговым органом принято решение N 84569 о возврате налогоплательщику излишне уплаченного земельного налога за 2017-2019 годы в сумме 43 300 руб.
Сообщением от 01.04.2020 N 84569 инспекция сообщила предпринимателю о принятом решении, а также указала, что в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2016 год отказано в связи с истечением предусмотренного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации трехлетнего срока на обращение с заявлением о возврате налога.
ИП Антюфеев В.В., полагая, что у налогового органа имеется обязанность возвратить предпринимателю излишне уплаченный земельный налог за 2016 год, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 6 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно подпункту "а" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 03.08.2018 N 334-ФЗ) абзацы 4 - 7 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1.
Согласно абзацу 1 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2019) изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.
Абзацем 4 пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы, начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2019), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", вступившим в законную силу 22.07.2014, в статью 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) внесены изменения, согласно которым в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ, указанные сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Судом первой инстанции установлено, что заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подано Антюфеевым В.В. в Волгоградский областной суд 25.10.2019.
Решением Волгоградского областного суда от 10.12.2019 по делу N 3а-495/2019 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 34:34:040028:32, площадью 139 кв.м, расположенного по адресу: г. Волгоград, ул. Комсомольская, 10 г, установлена по состоянию на 01 января 2015 года в размере равном его рыночной стоимости - 1 014 978 руб.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о применении в рассматриваемом случае положений пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в части проведения перерасчета заявителю земельного налога.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени и штрафов.
Подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлена корреспондирующая данному праву налогоплательщика обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Пунктом 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Возврат излишне уплаченного налога, как это следует из положений пункта 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что оплата земельного налога за 2016 год в сумме 36 875,48 руб. произведена Антюфеевым В.В. платежным поручением от 08.12.2017 N 418.
О праве на возврат излишне уплаченного земельного налога предпринимателю стало известно с момента принятия Волгоградским областным судом решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости и вступления данного решения в законную силу, то есть 13.01.2020.
С заявлением о возврате излишне уплаченного земельного налога ИП Антюфеев В.В. обратился в налоговый орган 04.03.2020, то есть в течение трехлетнего периода с момента уплаты земельного налога за 2016 год.
Согласно представленному заявителем расчету переплата по земельному налогу за 2016 год составила 21 650 руб.
Налоговым органом данный расчет не опровергнут.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные ИП Антюфеевым В.В. требования.
Обжалуя решение суда первой инстанции, налоговый орган, ссылаясь на пункт 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым перерасчет ранее исчисленного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, указывает на невозможность осуществления перерасчета земельного налога за 2016 год.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод.
ИП Антюфеев В.В. в соответствии с пунктом 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации имеет право на перерасчет земельного налога, в том числе за 2016 год, исходя из установленной судебным актом кадастровой стоимости земельного участка в размере 1 014 978 руб.
Заявление о возврате излишне уплаченного налога подано предпринимателем в пределах установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации срока.
Наличие у предпринимателя переплаты по земельному налогу за 2016 год инспекцией не опровергнуто.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа заявителю в возврате излишне уплаченного земельного налога за 2016 год у налогового органа не имелось.
Положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемому случаю применению не подлежат.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные предпринимателем требования.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы инспекции, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ИФНС России по Центральному району г. Волгограда не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 сентября 2020 года по делу N А12-10794/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10794/2020
Истец: Антюфеев Владимир Владимирович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Хронология рассмотрения дела:
06.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1988/2021
02.04.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1712/2021
08.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9719/20
22.09.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-10794/20