г. Пермь |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А60-13803/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Трефиловой Е.М.,
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Компания "Центр-2000": Белова Е.Б., паспорт, доверенность от 21.02.2020;
от заинтересованного лица - Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области: Алехин Д.П., удостоверение, доверенность от 26.11.2019;
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-реставрационное объединение "Ордер": представитель не явился,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 25 августа 2020 года по делу N А60-13803/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Центр-2000" (ИНН 6660137901, ОГРН 1026604958710), общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-реставрационное объединение "Ордер" (ИНН 6660015580, ОГРН 1036603504409)
к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (ИНН 6671035429, ОГРН 1169658019123)
о признании недействительным отказа в предоставлении государственной услуги по согласованию документации и уведомления об отказе в принятии результатов историко-культурной экспертизы,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Центр-2000" и общество с ограниченной ответственностью "АРО "Ордер" обратились в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области с требованиями о признании недействительным отказа в предоставлении государственной услуги по согласованию документации от 23.12.2019 N 38-01-82/4916 и уведомления об отказе в принятии результатов историко-культурной экспертизы от 20.12.2019 N 38-05-16/142.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными отказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации от 23.12.2019 N 38-01-82/4916, уведомление о результатах рассмотрения заключения государственной историко-культурной экспертизы от 20.12.2019 N 38-05-16/142. На Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей. В порядке распределения судебных расходов с Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Компания "Центр-2000" взыскано 3000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с судебным актом, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе приведены доводы о том, что в представленной ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" УралНИИпроект на согласование в Управление научно-проектной документации "Объект: ОКН регионального значения "Усадьба Жолобова", г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции, д. 35, Проект реставрации и приспособления. Шифр 196-00" одним из проектных решений является увеличение площади этажности пристроя со стороны юного фасада данного объекта культурного наследия, что противоречит требованиям подп. 1 п. 1 ст. 5.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и повлечет изменение утвержденного для данного объекта культурного наследия предмета охраны; объект культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом" является одним из объектов культурного наследия, входящим в состав ансамбля - объекта культурного наследия "Усадьба Жолобова", имеющим единую с ним границу территории; данный объект культурного наследия, входящий в ансамбль, является объектом капитального строительства, чьи объемно-пространственные характеристики увеличению не подлежат; заявитель жалобы считает, что при вынесении обжалуемого решения судом нарушены принципы законности, обоснованности и объективности, выводы суда о не отнесении объектов культурного наследия к объектам капитального строительства, а, соответственно, и не применении в отношении них требования подп. 1 п. 1 ст. 5.1. Федерального закона N 73-ФЗ незаконны, приводят к правовой незащищенности объектов культурного наследия, имеющих определенную культурную ценность, в отличие от каких-либо иных объектов, расположенных на их территории, но такой ценностью не обладающих; апеллянт отмечает, что при принятии решения суд ссылался на приказ Минкультуры России от 22.11.2013 N 1942, письмо Минкультуры России от 27.01.2015 N 21-01-39-ГП, вместе с тем, управление рассматривало представленную проектную документацию и принимало оспариваемые решения в соответствии с приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 15.05.2019 N224, в связи с этим судом неверно были применены нормы материального права и сделаны неправильные выводы; также управление считает, что выводы историко-культурной экспертизы о соответствии спорной проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия и рекомендации к ее согласованию при фактическом изменении предмета охраны данного объекта культурного наследия путем увеличения его объемно-пространственных композиции для возможности размещения в нем офиса, предприятия общественного питания противоречат установленному статьей 29 Федерального закона N 73-ФЗ принципу презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности
Участвовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица выразил несогласие с решением суда первой инстанции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель заявителя (ООО "Компания "Центр-2000") указал на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заявитель - ООО "АРО "Ордер" отзыв на апелляционную жалобу не представил; о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещен надлежащим образом, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом из материалов дела, между обществами "Компания "Центр-2000" (заказчик, собственник) и "АРО "Ордер" заключен договор от 25.10.2018 N 15-ПР на выполнение научно - исследовательских и проектных работ.
Согласно предмету договора (п. 1.1 - 1.4 договора), заказчик поручает, а общество "АРО "Ордер" принимает на себя обязательство выполнить научно-исследовательские и проектные работы в отношении объекта культурного наследия (далее - ОКН) "Усадьба Жолобова", ансамбль регионального значения, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции д. 35, 33 "А" и состоящего из "двухэтажный каменный дом"; "ворота и ограда"; металлическое ограждение палисадника"; "хозпостройки (перестроены)". Согласно договору, разрабатывается научно-проектная документация в составе: "Предварительные работы"; "Комплексные научные исследования"; "Эскизные проект реставрации только для главного корпуса". Общество "АРО "Ордер" участвует совместно с заказчиком в согласовании научно-проектной документации в Управлении.
Между обществом "АРО "Ордер" и ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" УралНИИ Проект заключено соглашение от 10.10.2019, на основании которого работы, выполненные обществом "АРО "Ордер" переданы для дальнейшего согласования с органом власти - Управлением.
Между обществами "Компания "Центр-2000" и "АРО "Ордер" также заключены договор от 06.09.2019 N 10-ЭК на подготовку, организацию и проведение государственной историко-культурной экспертизы.
Общество "Компания "Центр-2000" является собственником указанного имущества с 15.06.2017 (выписка из ЕГРН от 15.06.2017 N 66:41:0301016:15-66/001/2017-3).
Земельные отношения между обществом "Компания "Центр-2000" и собственником земельного участка, на котором располагаются объекты культурного наследия, урегулированы договором аренды от 12.03.2019 N Т-122.
Акт государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения "Усадьба Жолобова", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции, д. 35, Шифр 196-00 подготовлен 11.10.2019 и направлен в Управление для согласования.
Управление 20.12.2019 направило в адрес общества "АРО "Ордер" уведомление N 38-05-16/142 о результатах рассмотрения заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором указано, что Управлением принято решение о несогласии с выводами, изложенными в заключении государственной экспертизы.
Также Управление направило в адрес филиала ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" УралНИИпроект уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (письмо от 23.12.2019 N 38-01-82/4916), в котором указано, что в результате рассмотрения предоставленной проектной документации установлено несоответствие заключения государственной историко-культурной экспертизы от 11.10.2019, оформленного в виде Акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН регионального значения "Усадьба Жолобова", расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции, д. 35, Шифр 196-00, законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (подп. 1 п. 1 ст. 5.1. Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"), а именно принятие проектных решений об увеличении площади этажности пристроя со стороны южного фасада объекта культурного наследия регионального значения "Двухэтажный каменный жилой дом", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, д. 35.
Ссылаясь на то, что отказ Управления в предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации от 23.12.2019 N 38-01-82/4916, уведомление о результатах рассмотрения заключения государственной историко-культурной экспертизы от 20.12.2019 N 38-05-16/142 являются незаконными, нарушают их права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции требования заявителей признаны обоснованными и удовлетворены.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приняв во внимание возражения, приведенные в отзыве на жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06. 2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), который направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В преамбуле названного Закона указано, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В статье 3 Федерального закона N 73-ФЗ установлено, что объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места.
Ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения, в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи; объекты археологического наследия.
В силу п. 1 ст. 3.1 Федерального закона N 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Согласно статье 4 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
Исходя из положений пункта 1 статьи 33 Федерального закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия, в том числе под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования.
Согласно ч. 2 ст. 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
На территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях (подп. 3 п. 1 ст. 5.1 Федерального закона N 73-ФЗ).
Лицо, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия, земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, переданы во владение или в пользование на основании договора, обязано выполнять требования в отношении таких объектов, установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона (пункт 11 статьи 48 Федерального закона N 73-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.
В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Определение приспособления объекта культурного наследия для современного использования приведено в ст. 44 вышеуказанного Закона, согласно которой под приспособлением понимаются научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Таким образом, пользователь объекта культурного наследия обязан обеспечивать неизменность объекта и не проводить работы, изменяющие, разрушающие и уничтожающие предмет охраны. Разрабатываемая научно-проектная документация по сохранению объекта культурного наследия не должна нарушать утвержденный предмет охраны данного объекта.
Согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 2 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ).
Приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 утвержден Порядок подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (далее - Порядок), подп. 5 п. 9 которого предусмотрен отказ в согласовании проектной документации в случае несогласия органа охраны объектов культурного наследия с заключением государственной историко-культурной экспертизы.
В п. 30 Положения государственной историко-культурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 N 569 (далее - Положение N 569), по результатам рассмотрения заключений экспертизы, прилагаемых к нему документов и материалов, а также предложений, поступивших во время общественного обсуждения, орган охраны объектов культурного наследия принимает решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы, или несогласии с выводами, изложенными в заключении экспертизы.
В случае несогласия с выводами заключения экспертизы орган охраны объектов культурного наследия уведомляет об этом заказчика письменно с указанием мотивированных причин несогласия. К причинам несогласия относится несоответствие заключения экспертизы законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Уведомление органа охраны объектов культурного наследия о несогласии с заключением экспертизы (далее - уведомление) направляется (вручается) заказчику.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления в рамках предоставления государственной услуги поступило заявление ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" УралНИИпроект от 18.10.2019 N 542 о согласовании научно-проектной документации: "Объект: ОКН регионального значения Усадьба Жолобова", г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции, д. 35. Проект реставрации и приспособления. Шифр 196-01", разработанной заявителем в 2019 году (далее - проектная документация). Главным архитектором проекта (ГАП) в проектной документации указан Курашов Ю.Ю.
Объект культурного наследия регионального значения "Усадьба Жолобова", расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Октябрьской Революции, д. 35, принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18.02.1991 N 75 "О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области" и зарегистрирован в реестре как ансамбль приказом Министерства культуры Российской Федерации от 11.08.2017 N 98352-р "О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Жолобова", 1840-1880 гг. (Свердловская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - ансамбль, ОКН "Усадьба Жолобова").
В реестре в составе ансамбля зарегистрированы следующие объекты культурного наследия регионального значения: "Металлическое ограждение палисадника" (приказ Минкультуры РФ от 11.08.2017 N 99119-р); "Двухэтажный каменный жилой дом" (приказ Минкультуры РФ от 11.08.2017 N 100472-р); "Ворота" (приказ Минкультуры РФ от 11.08.2017 N 100564-р); "Хозпостройки (перестроены)" (приказ Минкультуры РФ от 11.08.2017 N 100909-р).
Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от 07.11.2018 N 438 утверждены предметы охраны объекта культурного наследия регионального (областного) значения "Усадьба Жолобова" и входящих в его состав объектов культурного наследия регионального (областного) значения "Двухэтажный каменный жилой дом", "Ворота и ограда", "Металлическое ограждение палисадника" и "Хозпостройки (перестроены)", расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, д. 35, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
В приложении к приказу дано описание предметов охраны каждого из указанных объектов культурного наследия.
Предметом охраны объекта культурного наследия регионального (областного) значения "Усадьба Жолобова", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, д. 35, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - ансамбль), является:
1) фиксация ансамблем исторической красной линии улицы Октябрьской революции (бывш. Коробовской);
2) расположение объекта культурного наследия "Ворота и ограда" с восточной стороны объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом";
3) расположение объекта культурного наследия "Металлическое ограждение палисадника" с северной стороны объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом";
4) состав ансамбля: двухэтажный каменный жилой дом (1840-е гг., 1880, 1900, 1910, 1920 гг.); ворота; металлическое ограждение палисадника.
Предметом охраны объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом", входящего в состав ансамбля, является:
1) объемно-пространственная композиция двухэтажного здания, состоящего из разновременных восточной и западной частей 1840 - 1920 годов постройки;
2) композиция северного фасада асимметричная с повышенной правой частью, увенчанной парапетом с листовидными зубцами; восточная часть на пять оконных осей; западная часть на четыре оконных оси;
3) декоративное убранство северного фасада восточной части: горизонтальные штукатурные профилированные тяги; стилизованные пилястры и клейма в простенках второго этажа; подоконные филенки второго этажа; аркатурный пояс во фризовой части; гладкая штукатурная отделка фасада с окраской поля стены, выделением тяг и архитектурно-лепного декора светлым тоном;
4) декоративное убранство северного фасада западной части: горизонтальные профилированные тяги; стилизованные пилястры в простенках второго этажа; аркатурный пояс над оконными проемами второго этажа; лицевая кирпичная кладка (верстовая и цепная) фасада без окраски; фризовая часть гладкая с венчающим профилированным карнизом с сухариками и гирьками, парапетом с зубцами из лекального кирпича;
5) форма и размер прямоугольных оконных проемов в восточной части, обрамленных профилированными наличниками; форма и размер оконных проемов с арочным завершением в западной части, их оформление;
6) скатная форма крыши над восточной частью; кованый ажурный балкон второго этажа на кронштейнах и кованый ажурный навес с подзором на стойках парадного входа на северном фасаде западной части.
Приказом Управления от 21.03.2019 N 92 утверждены границы территории объекта культурного наследия регионального (областного) значения "Усадьба Жолобова" и входящих в его состав объектов культурного наследия регионального (областного) значения "Двухэтажный каменный жилой дом", "Ворота и ограда", "Металлическое ограждение палисадника" и "Хозпостройки (перестроены)", расположенных по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Октябрьской революции, д. 35, и режим использования данной территории.
Представленная на согласование в Управление проектная документация предусматривает проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включающая приспособление и реставрацию объекта культурного наследия регионального значения "Двухэтажный каменный жилой дом", а также реставрацию объектов культурного наследия регионального значения "Ворога" и "Металлическое ограждение палисадника".
По заданию заказчика запроектировано приспособление объекта культурного наследия "Усадьба Жолобова. Двухэтажный каменный жилой дом" для современного использования в качестве офиса, предприятия общественного питания.
По результатам рассмотрения представленной на согласование проектной документации Управлением было установлено, что в рамках предлагаемого приспособления объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом" предусмотрена реконструкция, а именно изменение его объемно-пространственных характеристик путем увеличения площади застройки и объема, включая возведение встроенного в него дополнительного двухэтажного объема с единой крышей, со стороны южного фасада на территории бывших пристроев.
При анализе проектной документации с учетом ранее утвержденных предметов охраны, границ территорий и режимов использования данной территории Управлением пришло к выводу о нарушение подп. 1 п. 2 предмета охраны объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом", входящего в состав ансамбля "Усадьба Жолобова", поскольку предлагается изменить объемно-пространственную композицию двухэтажного здания, состоящего из разновременных восточной и западной частей 1840-1920 годов постройки.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба Жолобова", акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации, установил, что по приспособлению объекта культурного наследия "Усадьба Жолобова. Двухэтажный каменный жилой дом" проектом предлагаются увеличение площади и этажности пристроя со стороны юного фасада объекта культурного наследия "Двухэтажный каменный жилой дом", что само по себе влечет изменение предмета охраны, указанного в подп. 1 п. 2, а именно объемно-пространственной композиции указанного двухэтажного здания, подлежащего обязательному сохранению.
Так, выполнением предусмотренных проектной документацией работ предполагается реконструкция путем возведения двухэтажного пристроя к зданию на его территории с южной стороны, что влечет за собой существенное изменение объекта культурного наследия, фактически утрачивается существующая стена здания с южной стороны, теряется прежний облик объекта, изменяется его визуальное восприятие
Предлагаемое проектом приспособление объекта культурного наследия затрагивает объемно-планировочные структуры здания в габаритах исторически несущих конструкций, что приводит к изменению особенности объекта, составляющего предмет охраны.
Кроме того, в силу подп. 1 п.1 ст. 5.1 Федерального закона N 73 в границах территории объекта культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характристик существующих на территории ансамбля объектов капитального строительства.
В данном случае, в нарушение указанной нормы планируется увеличение площади объектов и этажности пристроя непосредственно на территории объекта культурного наследия, режим использования которой не предусматривает возможность проведения соответствующих работ.
Согласно ст. 29 Федерального закона N 73-ФЗ государственная историко-культурная экспертиза проводится на основе принципа презумпции сохранности объекта культурного наследия при любой намечаемой хозяйственной деятельности.
Доказательств невозможности современного использования указанного объекта культурного наследия при ином приспособлении, чем предложено спорной проектной документацией (без увеличения объемно-пространственных характеристик) заявителем в силу ст. 65 АПК РФ не представлено.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией Управления, что при фактическом изменении предмета охраны данного объекта культурного наследия путем увеличения его объемно-пространственных композиций для возможного размещения в нем офиса, предприятия общественного питания, заключение государственной историко-культурной экспертизы не соответствуют законодательству Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Вместе с тем, следует отметить, что п. 32 Положения N 569 предусматривает право заказчика вновь представить в орган охраны объектов культурного наследия заключение экспертизы и прилагаемые к нему документы при условии их доработки с учетом замечаний и предложений, изложенных в уведомлении, или реализовать свое право на обращение в указанный орган с заявлением о назначении повторной экспертизы в установленном порядке (п. 33 Положения N 569).
При таких обстоятельствах, отказ Управления в предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации, уведомление о результатах рассмотрения заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствуют действующему законодательству.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины по заявлению относят на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 августа 2020 года по делу N А60-13803/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.М. Трефилова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13803/2020
Истец: ООО АРХИТЕКТУРНО-РЕСТАВРАЦИОННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРДЕР, ООО КОМПАНИЯ ЦЕНТР-2000
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ