г. Вологда |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А05-7172/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 10 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2020 года по делу N А05-7172/2020,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Рычков Андрей Владимирович (адрес: 164900, Архангельская область, ИНН 290302058472, ОГРНИП 318290100047607; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования "Город Архангельск" ("Город Архангельск" (адрес: 163069, город Архангельск, площадь Ленина, дом 5; ИНН 2901065991, ОГРН 1022900509521; далее - Администрация) о признании незаконным выраженного в письме от 31.01.2020 N 043/830/194-03 решения Департамента градостроительства Администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земельных участков в Исакогорском территориальном округе города Архангельска по улице Центральной для размещения наружной линии электропередач уровнем напряжения 0,4 кВ, включая опоры и токопроводящий провод, от точки присоединения на опоре ВЛ-04 кВ от ТП-682 у дома N 3 корп. 5 по ул. Центральная до объекта - катер "Проект Д-3" бортовой N Р04-46АЕ.
Решением суда от 31.08.2020 заявление удовлетворено.
Администрация с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе просила его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Поскольку в Перечень муниципальных услуг, предоставляемых органами Администрации, утвержденный постановлением мэра города Архангельска 22.06.2012 N 164, такая услуга как выдача разрешения на использование земельных участков не включена, заявление Предпринимателя принято в порядке рассмотрения обращений. Линия передач, размещенная на испрашиваемых земельных участках, является самовольной постройкой, в силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и на основании решения суда по делу N А05-11313/2019 подлежит сносу. Истец не подтвердил право собственности на принадлежащий ему катер проекта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили. От Предпринимателя поступило ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В связи с этим дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Предпринимателю принадлежит катер "Проект Д-3" бортовой N Р04-46АЕ, поставлен на учет в ГИМС по Архангельской области.
В соответствии с заявкой Предпринимателя на основании договора от 18.08.2017 N 161-89ТП/0817а общество с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" произвело технологическое присоединение энергопринимающих устройств на объекте - катер "Проект Д-3", бортовой N Р04-46АЕ в районе береговой линии по адресу: город Архангельск, поселок Турдеевск, по улице Центральная, к электрической сети.
Как указано в заявлении, линия электропередачи используется Предпринимателем для мелкого ремонта и содержания катера, для работы охранной системы видеонаблюдения, установленной в районе размещения судна. Поскольку напряжение сети составляет менее 20 кВт, разрешение на строительство линии электропередач как объекта капитального строительства не требовалось, необходимо получить разрешение на использование земельного участка для размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВт.
Предприниматель 25.12.2019 обратился в Департамент градостроительства Администрации с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков, кадастровыми номерами 29:22:081304:456 и 29:22:000000:8687, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для линии электроснабжения катера "Проект Д-3" напряжением до 20 кВ сроком на 5 лет в Исакогорском территориальном округе города Архангельска по улице Центральной.
В момент обращения Предпринимателя с заявлением в Администрацию в Арбитражном суде Архангельской области рассматривалось дело N А05-11313/2019 по иску Администрации к обществу с ограниченной ответственностью "Архангельское специализированное энергетическое предприятие" и Предпринимателю, согласно которому Администрация просила суд возложить на ответчиков обязанность за свой счет демонтировать наружной линии электропередач, включая опоры и токопроводящий провод, уровнем напряжения 0,4 кВт от ТП-682 у дома 3 корпус 5 по улице Центральной до объекта: катер "Проект Д-3" бортовой N Р04-46АЕ в районе береговой линии по адресу: городской округ Архангельск, поселок Турдеевск по улице Центральной, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Требования Администрации обоснованы тем, что у Предпринимателя отсутствовало разрешение на использование земельных участков для размещения линии электропередач.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2020 по делу N А05-11313/2019 исковые требования Администрации удовлетворены.
Департамент градостроительства администрации 31.01.2020 отказал Предпринимателю в выдаче разрешения на использование земельных участков, указав, что проект распоряжения "О выдаче разрешения на использование земельных участков в Исакогорском территориальном округе г. Архангельска по ул. Центральной" отклонен от согласования муниципально-правовым Департаментом Администрации на основании решения Арбитражного суда Архангельской области от 24.01.2020 по делу N А05-11313/2019.
Не согласившись с данным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными, требование удовлетворил.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, т.е. нестационарных торговых объектов и рекламных конструкций), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Согласно пункту 5 упомянутого Перечня к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВт, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением правительства Архангельской области от 17.03.2015 N 103-пп утвержден Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута (далее - Порядок N 103-пп).
Пунктом 1 Порядка N 103-пп предусмотрено, что он устанавливает правила и условия размещения объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земель или земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута. Размещение объектов осуществляется на основании разрешений органа государственной власти или органа местного самоуправления муниципального образования Архангельской области, уполномоченных на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 9 Порядка N 103-пп установлены случаи, при которых принимается решение об отказе в выдаче разрешения. К ним относятся случаи подачи заявления с нарушением требований, установленных пунктами 3 и 4 Порядка N 103-пп; непредставления одного или нескольких документов, установленных пунктами 3 и 4 Порядка N 103-пп; указание в заявлении объектов, виды которых не значатся в перечне видов объектов.
Согласно пункту 10 Порядка N 103-пп предусмотрено, что в решении об отказе в выдаче разрешения должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 9 настоящего Порядка, а заявитель вправе обжаловать решение об отказе в выдаче разрешения в установленном законом порядке.
Из материалов дела видно, что Администрация отказала заявителю в возможности размещения линии электропередач классом напряжения до 20 кВт на земельных участках в связи с отклонением проекта распоряжения о выдаче разрешения на использование земельных участков муниципально-правовым Департаментом Администрации на основании решения арбитражного суда.
Суд первой инстанции установил, что такое основание не поименовано в перечне, установленном пунктом 9 Порядка N 103-пп, на момент обращения Предпринимателя с заявлением к администрации решение суда не принято, а на дату принятия оспариваемого решения Администрации оно не вступило в законную силу.
При этом суд указал, что в данном случае Предприниматель обратился к Администрации с заявлением о выдаче разрешения на использование земельных участков с целью узаконить установленную линию электропередач, поскольку в суде уже рассматривалось дело по иску Администрации к Предпринимателю о демонтаже линии электропередач в связи с отсутствием у заявителя разрешения на размещение этой линии.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение Администрации об отказе заявителю в выдаче разрешения на использование земельных участков для размещения линии электропередачи классом напряжения до 35 кВт не соответствует требованиям пункта 9 Порядка N 103-пп, пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод Администрации о том, что земельный участок, кадастровым номером 29:22:081304:456, находится в аренде у общества с ограниченной ответственностью "Поморская судоверфь" на основании договора аренды земельного участка, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанный договор аренды заключен 03.08.2020, тогда как Предприниматель обратился в Администрацию с заявлением 25.12.2019.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении заявления у суда первой инстанции не имелось. Требование удовлетворено правомерно.
Оснований не согласиться с данным выводом у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31 августа 2020 года по делу N А05-7172/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-7172/2020
Истец: ИП Рычков Андрей Владимирович
Ответчик: администрация муниципального образования "Город Архангельск"