город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2020 г. |
дело N А32-3056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Семченко Ю.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.07.2020 по делу N А32-3056/2020
по заявлению акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева"
(ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635)
к Администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района
(ИНН 2353021584, ОГРН 1052329691810)
о признании незаконным отказа; об обязании,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева (далее - заявитель, АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит:
признать несоответствующим закону отказ Администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района (далее - администрация) в продаже обществу по цене 15% от кадастровой стоимости земельной доли размером 3531000/11459747 в земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская", с кадастровым номером 23:31:0101000:813, выраженный в письме от 13.12.2019 N 141-1594/19-34;
обязать Администрацию Роговского сельского поселения Тимашевского района в течение тридцати календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу направить проект договора купли-продажи по цене 15 % от кадастровой стоимости земельной доли размером 3531000/11459747 в земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская", с кадастровым номером 23:31:0101000:813, содержащего все существенные условия, установленные законодательством для данного вида договоров в адрес общества.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 признан не соответствующим Федеральному закону от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" отказ Администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района, выраженный в письме от 13.12.2019 N 141-1594/19-34 в продаже акционерному обществу фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" (ИНН 2328000083, ОГРН 1022303554635) по цене 15% от кадастровой стоимости земельной доли размером 3531000/11459747 в земельном участке с кадастровым номером 23:31:0101000:813, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская".
Суд обязал Администрацию Роговского сельского поселения Тимашевского района в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения суда по настоящему делу в законную силу подготовить и направить в адрес АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" подписанный администрацией Роговского сельского поселения Тимашевского района проект договора купли-продажи по цене 15% кадастровой стоимости земельной доли в размере 3531000/11459747 в земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:31:0101000:813, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская", содержащий все существенные условия, установленные законодательством для данного вида договоров.
С Администрации Роговского сельского поселения Тимашевского района в пользу АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева" взыскано возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Роговского сельского поселения Тимашевского района обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что представленные доказательства не подтверждают использования земельной доли в размере 3531000/11459747 в земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:31:0101000:813, расположенного по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская", акционерным обществом фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева, что свидетельствует об отсутствии права на льготное приобретение земельного участка.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений от 30.11.2020 в связи с нахождением судьи Пименова С.В. в отпуске, в составе суда произведена замена на судью Ефимову О.Ю., в связи с чем, рассмотрение дела начинается с самого начала в порядке статьи 18 АПК РФ.
От АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева" поступило ходатайство об участии представителя в онлайн судебном заседании.
Суд удовлетворил ходатайство об участии представителя акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева" в онлайн судебном заседании.
В назначенное время представитель акционерного общества фирма "Агрокомплекс" им. Н.И. Ткачева" не подключился к онлайн-трансляции.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, не явились, представителей не направили, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Тимашевского районного суда от 03.06.2019 по делу N 2-791/2019 признано право муниципальной собственности администрации администрация Роговского сельского поселения Тимашевского района на невостребованные земельные доли в размере 3531000/11459747 в земельном участке, расположенном по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, в границах ОАО АФ "Роговская", с кадастровым номером 23:31:0101000:813.
На основании указанного решения в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано 11.10.2019 N 23:31:0101000-23/005/2019-116 право муниципальной собственности администрации поселения на земельные доли в размере 3531000/11459747 в земельном участке с кадастровым номером 23:31:0101000:813.
Администрацией поселения в газете "Кубанские новости" от 25.10.2019 N 164 (6739) размещена информация о возможности приобретения земельной доли в размере 3531000/11459747, находящейся в муниципальной собственности Роговского сельского поселения, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ) по цене, определенной как произведение 15% кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка и площади, соответствующей размеру участка.
Общество обратилось в администрацию с соответствующим заявлением от 26.11.2019 N 336, в котором просило предоставить в силу пункте 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ в собственность за плату без торгов земельную долю 3531000/11459747 в земельном участке с кадастровым номером 23:31:0101000:813.
В письме от 13.12.2019 N 141-1594/19-34 администрация сельского поселения отказала в предоставлении земельной доли в собственность. Отказ мотивирован отсутствием доказательств факта использования обществом (его правопредшественниками) спорной земельной доли на законных основаниях (не представлен план-чертеж границ и размеров земельного участка, предоставленного по договору аренды от 07.08.2007 N 3100007214; договор аренды расторгнут в судебном порядке в 2012 году; с 2017 года отсутствует оплата по договору аренды от 07.08.2007 N 3100007214).
Заявитель, полагая, что отказ администрации противоречит положениям Закона N 101 -ФЗ, обратился в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ основанием для признания незаконными решений органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание иных препятствий для осуществления такой деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Законом N 101 -ФЗ.
В соответствии с пунктами 1-8 статьи 12.1 Закона N 101-ФЗ невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (список невостребованных земельных долей). Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
В соответствии с пунктом 4 статья 12 Закона N 101 -ФЗ в течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Указанные сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство вправе приобрести земельную долю, находящуюся в муниципальной собственности, по цене, определяемой как произведение 15 процентов кадастровой стоимости одного квадратного метра такого земельного участка и площади, соответствующей размеру этой земельной доли.
Не позднее чем в течение одного месяца со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится данная земельная доля, обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) информацию о возможности приобретения земельной доли на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории этого муниципального образования.
В случае, если никто из указанных в настоящем пункте лиц не заключил договор купли-продажи земельной доли, орган местного самоуправления в течение года с момента возникновения права муниципальной собственности на нее обязан выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли или земельных долей при условии ненарушения при этом требований к образуемым земельным участкам.
В силу пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном данным Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15% его кадастровой стоимости, а арендная плата - в размере 0,3% его кадастровой стоимости.
Условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
Таким образом, заявитель должен доказать факт использования испрашиваемого им земельного участка. При этом закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, срок использования участка. При оценке условий использования земельного участка необходимо учитывать, в том числе и добросовестное фактическое использование такого участка при отсутствии нарушения прав третьих лиц, а также лиц, в общей долевой собственности которых находился земельный участок, из которого выделен земельный участок в счет невостребованных долей.
В пункте 24 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 5 (2017) указано, что при применении положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ учитывается фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка.
Как указано в Определении Верховного суда РФ от 25.10.2017 по делу N 308-КГ17-7961 условиями реализации права на приватизацию земельного участка или заключение договора аренды в предусмотренном пунктом 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ порядке являются: особый статус субъекта, который вправе претендовать на льготное предоставление земельного участка (сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство); использование земельного участка, выделенного в счет земельных долей; обращение в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора в установленный срок (в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок); использование земельного участка должно иметь место до регистрации права муниципальной собственности на него.
К таким основаниям и доказательствам использования земельного участка могут быть отнесены: договоры аренды или безвозмездного пользования, иные договоры, заключенные в отношении земельного участка, находящегося в общей долевой собственности в соответствии с действовавшим на момент их заключения законодательством; в случае если указанные субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Министерство экономического развития России в письме от 25.11.2011 N Д23-4894 "О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" также указало на возможность использовать вышеназванные доказательства использования земельного участка.
Таким образом, в целях применения положений пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок.
Разрешение спора о заключении договора купли-продажи (либо аренды) земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101 - ФЗ связано с проверкой судом соблюдения сельскохозяйственной организацией всех условий для реализации права на льготное приобретение земельного участка, установленных указанной нормой. Установленный льготный порядок предоставления земли не должен позволить приобрести земельный участок недобросовестному лицу.
Таким образом, в соответствии с данной правовой позицией, судом должна быть дана оценка представленным обществом документам в обоснование факта добросовестного фактического использования спорного земельного участка в отсутствие иных претендентов, также имеющих право на приобретение в собственность этого участка на основании пункта 5.1 статьи 10 Закона N 101-ФЗ.
Наличие у общества статуса сельскохозяйственного субъекта заинтересованными лицами не оспаривается.
С заявлением о предоставлении спорной земельной доли в собственность общество обратилось в администрацию в пределах установленного шестимесячного срока.
Одним из условий льготного предоставления земельных участков в рамках Закона N 101 -ФЗ является использование надлежащим субъектом земельного участка до регистрации права муниципальной собственности на него.
Из материалов дела следует, что между администрацией муниципального образования Тимашевский район и ООО "Холдинговая компания агрофирма "Россия" заключен договор аренды от 07.08.2007 N 3100007214 земельного участка сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, сформированного из невостребованных земельных долей, расположенный в границах земель ОАО фирма "Роговская" площадью 954, 44 га, находящийся по адресу: секция 1 контуры 2, 202; секция 3 контур 4; секция 6 контуры 24, 34, 38, 46; секция 12 контур 9; секция 13 контуры 1-17; секция 16 контуры 5-7, 11, 12, 14; секция 17 контуры 12, 17, 19-25, 33-44, 602, 46; секция 18 контуры 3, 301; секция 21 контуры 20, 2801, 28 (часть), 35 (часть); секция 22 контуры 1603, 1607, 1611, 3701; секция 23 контуры 12, 1201.
Из пункта 1.2 договора следует, что земельный участок предоставлен хозяйству с 01.01.2007.
Границы и размеры участка обозначены на прилагаемом к договору плане-чертеже земельного участка, который является составной и неотъемлемой частью настоящего договора (пункт 1.3 договора).
АО "Холдинговая компания агрофирма "Россия"" прекратило свою деятельность 09.11.2017 в связи с реорганизацией в форме присоединения к АО фирма "Агрокомплекс им. Н.И. Ткачева".
Доказательства того, что на спорные земельные доли в земельном участке сельскохозяйственного назначения также не претендовали другие сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, не представлены.
В соответствии с представленными обществом документами, достоверность которых не оспаривалась администрацией, общество осуществляло длительное использование земельного участка сельскохозяйственного назначения как правопреемник АО "Холдинговая компания агрофирма "Россия", участок которому в свою очередь был представлен на основании договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 07.08.2007 N 3100007214.
Апелляционной коллегией не принимается довод администрации о прекращении действия договора аренды от 07.08.2007 N 3100007214 в силу его расторжения в 2012 году в судебном порядке, что делает невозможным предоставление обществу земельного участка.
Договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 07.08.2007 N 3100007214 прекратил свое действие, однако, действующее законодательство предусматривает, что в случае если субъекты использовали истребуемый участок без оформления правоотношений, то ими могут быть представлены любые относимые и допустимые доказательства, подтверждающие использование земельного участка в сельскохозяйственных целях (например, сведения о расходах по обработке земельного участка и внесении удобрений, о проведении посевных работ и уборке урожая и другие).
Из материалов дела следует, что общество осуществляло обработку, вносило удобрения, производило сбор урожая на земельном участке единого землепользования с кадастровым номером 23:31:0101000:813 на площади 353, 1 га (поля 6/7а, 7/6, 7/4а, 7/7, 7/7а, бригада N 7).
Кроме того, в материалы дела представлено доказательство оплаты земельного налога, заверенного отметкой банка N 30684 от 25.10.2017 в размере 120 022, 58 рублей.
Администрацией не представлено доказательств недобросовестности действий общества по использованию земельного участка (самозахват, нарушение прав дольщиков и т.п.).
Ссылка администрации на отсутствие плана-чертежа земельного участка, ненадлежащее исполнение обязательств по внесению платы за фактическое использование невостребованных земельных долей судом отклоняется как несостоятельная, поскольку указанные обстоятельства не являются в силу закона основаниями для отказа в приобретении в собственность невостребованных земельных долей.
Не принимается довод апелляционной жалобы о том, что представленное в суд первой инстанции платежное поручение N 1065 от 29.01.2019 по аренде земельного участка не подтверждает факт оплаты Роговскому сельскому поселению, а направлен Медведовскому сельскому поселению, так как не влияет на вывод суда первой инстанции. Суд при принятии решения указанное платежное поручение не учитывал.
Суд апелляционной инстанции в определениях от 16.09.2020, 30.09.2020, 21.10.2020 неоднократно предлагал Администрации Роговского сельского поселения представить доказательства доводов апелляционной жалобы о том, что договор аренды расторгнут, общество не использует земельный участок. Однако, данные доказательства суду апелляционной инстанции представлены не были.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что заявленные обществом требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку основной довод общества о его длительном непрерывном и добросовестном использовании земельного участка подтвержден материалами дела и не опровергнут администрацией.
Таким образом, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2020 по делу N А32-3056/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3056/2020
Истец: АО фирма "Агрокомплекс" им. Н.И.Ткачева
Ответчик: Администрация Роговского сельского поселения Тимашевского района