г. Киров |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А82-5862/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Панина Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2", ИНН 7606053324, ОГРН 1057601091151
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2020 по делу N А82-5862/2020
по иску публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН 7606053324 ОГРН 1057601091151)
к департаменту транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск" (ИНН 2901284425 ОГРН 1172901004264)
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - Компания, истец, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском о взыскании с департамента транспорта, строительства и городской инфраструктуры администрации муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Департамент, ответчик) 73 073 руб. 34 коп. убытков в виде разницы процентной ставки НДС.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе заявитель, сославшись на п.1 ст. 168 НК РФ, указал, что с 01.01.2019 продавец дополнительно к цене отгружаемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) сумму налога, исчисленную по налоговой ставке 20%. Применение иной ставки с 01.01.2019 НК РФ не допускает. Истец оплатил НДС, исходя из ставки 20%, что подтверждается выпиской из книги продаж. Департамент имел право уменьшить общую сумму налога на установленные налоговые вычеты, то есть на сумму налога, предъявленную ему при приобретении товаров, работ, услуг на основании ст. 171 НК РФ. Бездействие ответчика, выразившееся в незаключении соглашения об изменении ставки НДС к договору подключения, с последующей возможностью получения налоговых вычетов, привело к возникновению некомпенсированных убытков на стороне истца в заявленном размере. Кроме того, размер процентной ставки НДС не является условием договора, относительно которого между сторонами должно быть достигнуто соглашение, а также условием, существенным или необходимым для договора выполнения работ, оказания услуг. Отсутствие дополнительного соглашения об изменении ставки НДС не влияет на обязанность ответчика оплатить стоимость выполненных работ с учетом изменившейся величины ставки НДС.
Ответчик отзыв на жалобу не представил.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 03.11.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 04.11.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Материалами дела подтверждены следующие фактические обстоятельства.
03.05.2018 Компания (исполнитель) и Департамент (заявитель) заключили договор о подключении к системе теплоснабжения N 16-18/001130-2101/ДогД18 (далее - Договор), по условиям которого исполнитель осуществляет работы по подключению к системе теплоснабжения новых тепловых энергетических установок и (или) увеличению разрешенной к использованию тепловой мощности существующих теплоустановок на объекте департамента: "Строительство детского сада на 280 мест в 7 микрорайоне территориального округа Майская горка г. Архангельска", расположенном по адресу: на земельном участке с кадастровым номером 29:22:060403:60, местонахождение земельного участка: Архангельская область, г. Архангельск, территориальный округ Майская горка, ул. Стрелковая, в 26 метрах северо-восток от здания N 26, корп. 2 по ул. Стрелковой, с общей тепловой нагрузкой 0,410387 Гкал/час.
Размер платы за подключение теплоустановок заявителя определяется на основании Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении", Приказа ФСТ от 13.06.2013 N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075 (ред. От 01.07.2014) "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (пункт 3.1 Договора).
Плата за подключение к СТ устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки более 0,1 Гкал/ч и не более 1,5 Гкал/ч (пункт 3.1.1 Договора).
Согласно пункту 3.1.2 Договора общая стоимость подключения теплоустановок заявителя (общая цена договора) определяется как произведение платы за подключение на единицу мощности, установленной Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20.12.2017 N 7б-т/40 "Об установлении платы за подключение к системе теплоснабжения ПАО "ТГК-2" на территории муниципальных образований "Город Архангельск" к "Северодвинск"", и общей тепловой нагрузки объекта, указанной в п. 1.1 Договора, и составляет 4 311 327,36 руб., в том числе НДС 18 % - 657 660,11 руб.
В соответствии с пунктом 3.2 Договора оплата стоимости подключения производится в рублях путем перечисления заявителем денежных средств, указанных в п. 3.1.2, на расчетный счет исполнителя, на основания выставляемых исполнителем счетов, тремя частями в следующие сроки:
в размере 646 699,10 руб., в т.ч. НДС 18% - 98 649,02 руб. в течение 15 дней с даты заключения Договора,
в размере 2 155 663,68 руб., в т.ч. НДС 18% - 328 830,05 руб., в течение 90 дней с даты заключения Договора, но не позднее даты фактического подключения,
в размере 1 508 964,58 руб., в т.ч. НДС 18% - 230 181,04 руб., в течение 15 дней с даты подписания сторонами Акта о подключении.
Изменения и дополнения к Договору совершаются только в письменной форме в виде единого документа и подлежат подписанию полномочными представителями обеих сторон, за исключением случаев, предусмотренных Договором (пункт 10.1 Договора).
Истец обязательства по Договору исполнил в полном объеме, что подтверждается актом о подключении объекта к системе теплоснабжения от 03.12.2019 N 16-18, подписанным сторонами.
Для оплаты по Договору истец выставил ответчику счет от 10.05.2018 N 2101/П/142 на сумму 646 699,10 руб. (оплачен 22.05.2018 платежным поручением N 809672); счет от 10.05.2018 N 2101/П/143 на сумму 2 155 663,68 руб. (оплачен 26.12.2018 платежным поручением N 413062); счет от 03.12.2019 N 2201/П/250 на сумму 1 508 964,58 руб. (оплачен 26.12.2019 платежным поручением N 26.12.2019); счет от 03.12.2019 N 2201/П/251 на сумму 73 073,34 руб. (не оплачен).
Счет от 03.12.2019 N 2201/П/251 на сумму 73 073,34 руб. выставлен истцом ответчику в связи с изменениями с 01.01.2019 ставки НДС в отношении товаров (работ, услуг), поставленных (выполненных, оказанных), начиная с 01.01.2019, что установлено Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 303).
Стоимость Договора без НДС составила 3 653 667,25 руб., стоимость Договора с НДС 20 % - 4 384 400,70 руб., в том числе НДС 20 % - 730 733,45 руб. С учетом оплат ответчика сумма разницы за счет увеличения НДС на 2% составила 73 073,34 руб.
Претензией от 16.01.2020 истец предложил ответчику оплатить образовавшуюся задолженность.
Претензия оставлена ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
С 01.01.2019 общая ставка НДС, урегулированная в пункте 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, повышена Законом N 303-ФЗ с 18% до 20%. При этом пункт 4 статьи 5 Закона N 303-ФЗ в том числе предусматривает, что положения пункта 3 статьи 164 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных (выполненных, оказанных), переданных начиная с 01.01.2019.
Таким образом, независимо от момента получения оплаты за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), переданные начиная с 01.01.2019, их реализация подлежит налогообложению НДС по ставке 20%.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 31-П, в процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате НДС в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения НДС завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуги) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС.
Исходя из пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" допустимо взыскание НДС сверх цены работ, если он не был включен в расчет этой цены.
Соответственно, если стороны сделки не согласовали иного, поставщик товаров (работ, услуг), отгруженных (выполненных, оказанных), в том числе переданных после 01.01.2019, имеет право на получение с покупателя НДС по ставке 20%.
Однако Договор был заключен в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Из пункта 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019) (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019) следует, что цена государственного контракта, согласно положениям части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ, в общем случае является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения.
В пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017) разъяснено, что стороны государственного (муниципального) контракта по общему правилу не вправе заключать дополнительное соглашение, предусматривающее увеличение цены контракта более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным, если иное не следует из закона.
При этом часть 54 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (введена Федеральным законом от 27.12.2018 N502-ФЗ) устанавливает, что до 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Стороны дополнительных соглашений к Договору в связи с увеличением с 01.01.2019 ставки НДС не заключали.
Соответственно, без достигнутого соглашения сторон и без наличия на то лимитов бюджетных обязательств отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований.
Указанная позиция согласуется с выводами ВС РФ, изложенными в Определении от 03.11.2020 N 309-ЭС20-9679.
Доказательств того, что спорная сумма является убытком, возникшим на стороне истца по вине ответчика, в дело не представлено.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 21.08.2020 по делу N А82-5862/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-5862/2020
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ТРАНСПОРТА, СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД АРХАНГЕЛЬСК"