г. Ессентуки |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А20-1164/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сомова Е.Г., судей Белова Д.А. и Цигельникова И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамаевым О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.09.2020 по делу N А20-1164/2020, по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик (ИНН 0711038428, ОГРН 1040700207756) к обществу с ограниченной ответственностью "ЮКАгро" с. Кременчуг-Константиновское (ОГРН 1160726058492, ИНН 0726017131) с привлечением в качестве третьего лица Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики о взыскании 954 838 рублей 71 копейки, при участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики - Нахушева М.Х. (доверенность от 19.03.2019), представителя общества с ограниченной ответственностью "ЮК-Агро" - Утова А.М. (доверенность от 01.12.2020),
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЮК-Агро" (далее - общество) о взыскании суммы предоставленных в 2019 году субсидий на возмещение части затрат по уходу за многолетними насаждениями в размере 954 838 рублей 71 копейки.
Решением от 17.09.2020 в удовлетворении иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что на дату подачи заявки у общества не имелось оснований полагать о наличии неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Общество добросовестно полагалось на предоставленные налоговым органом сведения.
В апелляционной жалобе министерство просило решение отменить, ссылаясь на наличие оснований для отказа в предоставлении субсидии и как следствие, обязанности по возврату субсидии.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, апелляционный суд находит жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 13.05.2019 общество предоставило в министерство пакет документов для получения субсидии на уход за многолетними насаждениями (площадью 24 га), за счет средств бюджета Кабардино-Балкарской Республики, приложив необходимые документы, в том числе справку об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 931613 от 30.04.2016.
По результатам обращения обществу 18.06.2019 перечислена субсидия в размере 954 838,71 руб.
В рамках контрольного мероприятия "Проверка законности и результативности использования средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, направленных на государственную поддержку отдельных подотраслей растениеводства в целях осуществления закладки и ухода за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями за 2018-7 месяцев 2019 года" установлен факт неправомерного получения обществом субсидий. В связи с чем министерству выдано представление N 01-44/646 от 09.12.2019 Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики о проведении проверки по факту предоставления субсидии обществу при наличии неисполненных обязательств по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Что послужило основанием для направления министерством письма с предложением вернуть предоставленные бюджетные средства, последним указанное письмо оставлено без удовлетворения.
В связи с не возвратом обществом в добровольном порядке указанных бюджетных средств министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП утверждены Правила N 216-ПП, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий.
Условия предоставления субсидии определены в пункте 10 Правил N 216-ПП, подпункт "б" которого содержит требование об отсутствии у общества задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд первой инстанции установил, что основанием для возникновения спора послужило наличие (отсутствие) у общества задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на дату обращения о выдаче субсидии (13.04.2019). Возникновение задолженности возникло ввиду изменения алгоритма формирования справок о состоянии расчетов, в части производства расчета программным комплексом налогового органа по сроку уплаты, а не по дате представления расчетов и деклараций.
Суд первой инстанции отметил, что общество для получения субсидии надлежащим образом исполнило обязанности по представлению всей документации, содержащей актуальные сведения на дату подачи заявки, а именно справку МР ИФНС России N 2 по КБР об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по состоянию на 30.04.2019. В справке об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 931613 от 30.04.2016 отражено, что общество по состоянию на 30.04.2019 не имеет неисполненные обязанности по уплате налогов и сборов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что изменение алгоритма формирования справки о состоянии расчетов не должно обременять добросовестных получателей государственной поддержки дополнительными расходами. Вместе с тем риски в части проведения проверочных мероприятий по представленным подателем заявки документам и сведениям, лежат на публичных органах.
Кроме того, апелляционным судом установлено, что в справке об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 16377 отражено, что общество по состоянию на 30.04.2019 не имело неисполненную обязанность по уплате налогов и сборов.
В целях исключения споров по вопросу наличия (отсутствия) задолженности общество заблаговременно приняло меры по получению информации об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов и представило на обозрение суду.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, принимая во внимание представление обществом всех необходимых для получения субсидии документов, соглашается с выводом первой инстанции об отсутствии у министерства оснований для взыскания предоставленных бюджетных средств (субсидий).
Суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований министерства.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств.
Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 17.09.2020 по делу N А20-1164/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Сомов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-1164/2020
Истец: Министерство сельского хозяйства КБР
Ответчик: ООО "ЮК-Агро"
Третье лицо: Контрольно-счетная палата Кабардино-Балкарской Республики, Контрольно-счетная палата КБР, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд