г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А21-1797/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Загараевой Л.П., Фуркало О.В.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от заинтересованного лица: не явился, извещен надлежащим образом
от 3-го лица: не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29928/2020) МП "Калининградтеплосеть" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.09.2020 по делу N А21-1797/2020, принятое
по заявлению МП "Калининградтеплосеть"
к УФАС по Калининградской области
3-е лицо: ИП Пуршел О.А.
об оспаривании решения и предписания
УСТАНОВИЛ:
муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (ОГРН 1023901007008; адрес: 236022, г. Калининград, ул. Нарвская, д. 58; далее - МП "Калининградтеплосеть", Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; адрес: 236006, г. Калининград, ул. Барнаульская, 4; далее - УФАС, Управление, заинтересованное лицо) от 30.01.2020 N 039/01/10-827/2019 и предписания от 30.01.2020 N 12-АМЗ/2020.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Пуршел Олег Анатольевич (далее - ИП Пуршел Олег Анатольевич, Предприниматель, третье лицо).
Решением от 09.09.2020 суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда, МП "Калининградтеплосеть" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Стороны и третье лицо, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, 31.07.2019 в УФАС поступила жалоба Предпринимателя, дополненная 30.09.2019, на отказ Предприятия ввести в эксплуатацию и опломбировать прибор учета тепловой энергии (типа 2WR6 зав. N 65487343) и осуществлять расчет потребленной тепловой энергии по показаниям указанного прибора учета.
По результатам рассмотрения жалобы 30.01.2020 антимонопольным органом вынесено решение N 039/01/10-827/2019, которым:
1. действия Предприятия по отказу ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии (типа 2WR6 зав. N 65487343), установленный в составе узла учета тепловой энергии в нежилом помещении Предпринимателя в МКД по адресу: г. Калининград, ул. Гайдара, 101а, по основаниям, не предусмотренным Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (далее - N 1034), повлекшие ущемление интересов Предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности, признаны нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 06.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции",
2. принято решение выдать Предприятию предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства,
3. материалы дела решено передать в правовой отдел УФАС для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
На основании решения антимонопольным органом выдано предписание N 12-АМЗ/2020, в соответствии с которым Предприятие должно устранить нарушение части 1 статьи 10 Закона N 135, для чего в срок до 02.03.2020:
1. ввести в эксплуатацию прибор учета тепловой энергии (типа 2WR6 зав. N 65487343), установленный в составе узла учета тепловой энергии в нежилом помещении Предпринимателя в многоквартирном доме по адресу: г. Калининград, ул. Гайдара, 101а,
2. представить в УФАС информацию об исполнении предписания.
Не согласившись с вынесенными решением и предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции заявленные Предприятием требования оставил без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в виду следующего.
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Перечень приведенных в части 1 статьи 10 Закона действий (бездействия) не является исчерпывающим.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определены полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно названному Закону под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, спорный прибор учета тепловой энергии установлен в помещении и принят предприятием в эксплуатацию в 2007 году.
Таким образом довод Предприятия об отсутствии технической возможности установки прибора учета со ссылкой на приказ Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" отклонен судом первой инстанции.
Судом первой инстанции также установлено, что 18.03.2013 между Предприятием и Предпринимателем заключен договор N 2047/Н снабжения тепловой энергией через присоединенную сеть нежилого помещения предпринимателя по адресу: г. Калининград, ул. Гайдара, 101а (детская комната, цокольный этаж).
Согласно пункту 2.3 указанного договора при наличии у абонента на объектах приборов учета, допущенных в эксплуатацию как коммерческие, количество тепловой энергии учитывается по их показаниям ежемесячно на период действия договора; расчет по показаниям приборов учета тепловой энергии, установленных у абонента, производится с момента подписания сторонами акта допуска узла учета в эксплуатацию, являющегося приложением к договору; показания приборов учета принимаются при условии, что прибор учета допущен к эксплуатации в соответствии с п. 7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, прошел проверку годности перед отопительным сезоном, поверен и сертифицирован.
Указанный договор действует до настоящего времени, его положения в установленном порядке не оспаривались. То обстоятельство, что в нем в качестве стороны указан Пуршел О.А. как физическое лицо, а не в качестве индивидуального предпринимателя, правового значения для рассматриваемого спора не имеет.
В акте от 03.11.2015 повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя (поверка узла учета тепловой энергии), являющегося приложением договору, указано, что узел учета тепловой энергии потребителя соответствует Правилам N 1034, и приказу Министерства регионального развития РФ N 627 от 29.12.2011, в связи с чем указанный узел учета допущен в эксплуатацию и опломбирован. Таким образом, узел учета тепловой энергии у потребителя введен в эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил N 1034.
Таким образом, доводы Предприятия о непредставлении Предпринимателем проектной документации на установку прибора учета правомерно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
Кроме того, по истечении срока поверки оборудования Предприниматель в августе 2019 года осуществил проведение поверки указанного прибора учета тепловой энергии.
Вместе с тем, Предприятие письмом от 06.06.2019 N 16036 сообщило Предпринимателю об отказе ввести указанный прибор учета тепловой энергии в эксплуатацию в связи с тем, что система отопления многоквартирного жилого дома, в котором находятся принадлежащие заявителю нежилые помещения, подключена к централизованным сетям теплоснабжения и выполнена по вертикальной схеме; при этом согласно п. 3 приложения N 1 к приказу Минрегиона России от 29.12.2011 N 627 техническая возможность установки индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом или нежилом помещении МКД отсутствует, если по проектным характеристикам многоквартирный дом имеет вертикальную разводку внутридомовых инженерных систем отопления.
На основании изложенного, Предприятие отказалось осуществлять расчет потребленной Предпринимателем тепловой энергии по показаниям прибора учета тепловой энергии и производило его расчетным методом в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Частью 3 статьи 19 Закона N 190 и п. 31 Правил N 1034 установлено, что осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
1) отсутствие в точках учета приборов учета;
2) неисправность приборов учета;
3) нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
При этом пунктом 3 Правил N 1034 предусмотрено, что под неисправностью средств измерений узла учета понимается состояние средств измерений, при котором узел учета не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях).
В соответствии с п. 14 Правил N 1034 по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не ответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Заявитель во исполнение указанных требований п. 3, 14 Правил N 1034 осуществил необходимые мероприятия по проведению поверки прибора учета в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учета.
Пунктами 55-59 Правил N 1034 установлен следующий порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии:
- для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:
а) принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;
б) акты разграничения балансовой принадлежности;
в) проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;
д) свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
е) формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы); ж)смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;
з) ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток;
- при вводе узла учета в эксплуатацию проверяется:
а) соответствие заводских номеров средств измерений номерам, указанным в их паспортах;
б) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемых договором и условиями подключения к системе теплоснабжения;
в) качество монтажа средств измерений и линий связи, а также соответствие монтажа требованиям технической и проектной документации;
г) наличие пломб изготовителя или ремонтного предприятия и поверителя;
- при вводе в эксплуатацию измерительной системы узла учета на источнике тепловой энергии составляется акт ввода в эксплуатацию узла учета и узел учета пломбируется. Пломбы ставят представители организации - владельца источника тепловой энергии и основной смежной теплоснабжающей организации;
- узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию;
- в случае выявления несоответствия узла учета положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроков их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.
В соответствии с п. 15, 16, 19 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема; коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии; узлы учета оборудуются в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что Правила N 1034 прямо указывают на возможность организации коммерческого учета тепловой энергии потребителями тепловой энергии путем оборудования им узла учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности трубопроводов, с учетом реальных возможностей на объекте.
Предусмотренный Правилами N 1034 порядок ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, не содержит таких оснований для отказа ввода в эксплуатацию узла учета, которые указаны в письме Предприятия от 06.06.2019 N 16036.
Из материалов дела следует, что узел учета тепловой энергии Предпринимателя фактически установлен предпринимателем, 03.11.2015 повторно допущен Предприятием в эксплуатацию.
Предприятие также указало на то, что показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии заявителя не являются корректными и не могут использоваться в целях начисления платы за потребленную тепловую энергию, поскольку в зону учета этих приборов не попадает потребление тепловой энергии от установленных в помещении заявителя стояков системы отопления и смежных ограждающих конструкций и перекрытий.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что находящиеся в нежилом помещении Предпринимателя стояки системы отопления надлежащим образом заизолированы.
Из материалов дела следует, что теплоснабжение помещения Пуршела О.А. осуществляется за счет радиаторов, показания расхода тепловой энергии для нагрева которых учитываются индивидуальным прибором учета тепла заявителя. Нахождение в нежилом помещении заявителя стояков системы отопления и смежных ограждающих конструкций и перекрытий является объективной необходимостью, обусловлено текущим техническим устройством жилого дома.
Согласно представленной ООО "ЖЭУ-23" (в управлении которой находится МКД, в котором находится помещение предпринимателя) информации, МКД по адресу г. Калининград, ул. Гайдара, 101а оснащен вертикальной системой отопления, однако в самом нежилом помещении, принадлежащем предпринимателю, система отопления выполнена по горизонтальной схеме.
В соответствии с частью 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Частью 2 статьи 539 ГК РФ установлено, что договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с положениями части 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
На основании части 2 статьи 541 ГК РФ договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.
В соответствии с положениями части 1 статьи 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
С учетом приведенных норм суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что наличие действующего заключенного с Предпринимателем договора на поставку тепловой энергии исключает право МП "Калининградтеплосеть" осуществлять начисление по нормативу потребления, при этом пользуясь своим доминирующим положением и ущемлять права Общества, получая при этом необоснованную выгоду.
При изложенных обстоятельствах, решение УФАС и выданное на его основании предписание правомерно признаны судом первой инстанции законными, заявление Предприятия обоснованно отклонено судом первой инстанции ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 201 АПК РФ.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 09.09.2020 и удовлетворения апелляционной жалобы Предприятия не имеется.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении.
Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 09 сентября 2020 года по делу N А21-1797/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1797/2020
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КАЛИНИНГРАДТЕПЛОСЕТЬ" ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД КАЛИНИНГРАД"
Ответчик: Управление Федеральной Антимонопольной службы по Калининградской области
Третье лицо: ИП Пуршел Олег Анатольевич
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2029/2021
10.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26461/20
09.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-29928/20
09.09.2020 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1797/20