г. Чита |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А19-3655/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Бушуевой Е.М., Куклина О.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ваулиной Ю.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Тайшетского городского поселения на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.08.2020 по делу N А19-3655/2020 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404) к Тайшетскому муниципальному образованию "Тайшетское городское поселение" в лице администрации Тайшетского городского поселения (ОГРН 1053815025527, ИНН 3815009650) о взыскании 887 880, 13 руб.,
с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: областного государственного унитарного энергетического предприятия "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго" (ОГРН 1023801542412, ИНН 3800000252),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" обратилось к Тайшетскому муниципальному образованию "Тайшетское городское поселение" в лице Администрации Тайшетского городского поселения с требованиями о взыскании 887 880 руб. 13 коп., составляющих сумму потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10.09.2020 исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что при сложении сумм, предъявленным по четырем счетам-фактурам получается сумма в размере 877 880,13 руб., то есть на 10 000 рублей меньше, чем заявлено истцом и взыскано судом. Администрация в своем ходатайстве от 19.06.2020 обращала внимание суда на разницу в размере сумм, подлежащих к возмещению в счет потерь электроэнергии, указанных в документах истца. Указанная информация судом оставлена без внимания. Также указывает, что правовых оснований для возложения на Администрацию обязанности по компенсации потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях не имеется. Бесхозяйные сети являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую оплату. Передача электроэнергии сетевой организацией по бесхозяйным электросетям является законным основанием пользования этим имуществом. Издержки по эксплуатации таких сетей подлежат возложению на лицо, фактически эксплуатирующее их, то есть на сетевую организацию, которая осуществляет свою профессиональную деятельность и получает выгоду при их использовании. Органам местного самоуправления несвойственны функции по эксплуатации объектов электросетевого хозяйства, поскольку такая эксплуатация включает в себя их использование по назначению, содержание, техническое обслуживание и ремонт.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Иркутскэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком и осуществляет продажу электрической энергии (мощности) на территории Иркутской области в границах зоны деятельности в соответствии с постановлением Правления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 N 46-П, Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2009 N 140-спр, в том числе населению и иным потребителям Тайшетского муниципального образования через взаимодействие с сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (осуществляет деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по своим распределительным электрическим сетям в пределах границ балансовой принадлежности до границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих Тайшетскому муниципальному образованию).
Тайшетскому муниципальному образованию на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства ТП N 306(5); КТП-83; ТП-38а, ТП-24а (с присоединенными к ним воздушными линиями электропередач), расположенные в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика, через которые энергопринимающие устройства потребителей Тайшетского муниципального образования опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго" (Свидетельство о государственной регистрации права от 06.07.2010 38 АД 167767; Свидетельство о государственной регистрации права от 14.07.2010 38 АД 167964; выписки из реестра муниципального имущества Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение", акты разграничения балансовой принадлежности сторон, составленные с сетевой организацией ОГУЭП "Облкоммунэнерго", от 28.11.2012 N 376/12-ТЭС-ЮЛ, от 20.01.2015 N 1-15-ТЭС-ЮЛ; от 21.03.2013 N 107-13-ТЭС-ЮЛ).
В процессе передачи электрической энергии в принадлежащих муниципальному образованию объектах электросетевого хозяйства произошли потери электрической энергии, определенные истцом в виде разницы между объемом электрической энергии, переданной гарантирующим поставщиком на объекты электросетевого хозяйства муниципального образования, и объёмом электрической энергии, переданным потребителям гарантирующего поставщика - физическим и юридическим лицам.
В сентябре-декабре 2019 года в объектах электросетевого хозяйства ответчика согласно составленному гарантирующим поставщиком расчету, основанному на показаниях приборов учета потребителей (Реестры полезного отпуска электрической энергии потребителей (по лицевым счетам), акты сверок), присоединенных к ТП-38а (за сентябрь-декабрь 2019 года), к КТП-83 (за сентябрь-декабрь 2019 года), к ТП N 306 (за сентябрь-декабрь 2019 года), ТП-24 (за ноябрь-декабрь 2019 года), размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях составил соответственно за сентябрь 2019 года - 26 994 кВт.ч, октябрь 2019 года - 87 932 кВт/ч, ноябрь 2019 года - 101 810 кВт/ч, декабрь 2019 года -77 713 кВт/ч.
Гарантирующим поставщиком в адрес Администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" для оплаты стоимости фактических потерь электрической энергии были направлены счета-фактуры от 30.09.2019 N 10420-15 на сумму 75 537 руб. 75 коп., от 31.10.2019 N 12013-15 на сумму 238 644 руб. 65 коп., от 30.11.2019 N 13259-15 на сумму 328 669 руб. 55 коп., от 31.12.2019 N 14505-15 на сумму 235 028 руб. 18 коп. и товарные накладные.
Согласно расчету истца общая стоимость фактических потерь составила 877 880,13 руб.
Неисполнение обязательств по оплате стоимости потерь послужило основанием для обращения ООО "Иркутскэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Истцом заявлено требование о взыскании 887 880 руб. 13 коп.
Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно положениям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В пунктах 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из системного анализа абзаца третьего пункта 4 статьи 26, абзаца 1 пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункта 51 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N861, пунктов 4, 128, 129, 130 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N442, следует, что к субъектам, обязанным оплачивать гарантирующему поставщику потери электрической энергии, отнесены сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики. Отсутствие у владельца электросетевого хозяйства статуса сетевой организации не освобождает его от обязанности возмещать стоимость потерь электроэнергии, возникших в его сетях при транзите этой энергии конечным потребителям.
Собственнику электросетевого оборудования, не обратившемуся за установлением тарифа на услуги по передаче электрической энергии и не реализовавшему иные предусмотренные законодательством полномочия в отношении такого оборудования, присущи признаки сетевой организации, в том числе в вопросе компенсации возникших в принадлежащих ему сетях потерь электрической энергии.
Договор о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электроэнергии между ООО "Иркутскэнергосбыт" и администрацией не заключался.
В случае отсутствия заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства иного владельца объектов электросетевого хозяйства (пункт 130 Правил N 442).
Поскольку ответчику, как иному владельцу на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, через которые энергопринимающие устройства потребителей Тайшетского муниципального образования опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации ОГУЭП "Облкоммунэнерго", и получают электрическую от гарантирующего поставщика, муниципальное образование (как владелец сетей) обязано в силу вышеуказанных правовых норм возмещать стоимость фактических потерь электрической энергии, вне зависимости от наличия либо отсутствия договора с гарантирующим поставщиком.
В соответствии с пунктом 50 Правил N 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
В соответствии с пунктом 136 Правил N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных: с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета; - при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Доводы заявителя жалобы об отсутствии оснований для возложения на Администрацию обязанности по компенсации потерь электроэнергии в бесхозяйных сетях, подлежат отклонению, поскольку потери электрической энергии в названных сетях гарантирующим поставщиком исключены из расчетов количества и стоимости потерь, предъявляемых муниципальному образованию.
Поскольку ответчиком не представлено в материалы дела доказательств передачи вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства каким-либо иным лицам в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду или безвозмездное пользование, как и доказательств оплаты, требования истца о взыскании потерь являются обоснованными.
Вместе с тем, судом установлено, что в настоящем случае размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях за спорный период составил в сентябре 2019 года - 26 994 кВт.ч., октябре 2019 года - 87 932 кВт/ч., ноябре 2019 года - 101 810 кВт/ч., декабре 2019 года - 77 713 кВт/ч., на общую сумму 877 880,13 руб., что подтверждается представленными истцом первичными документами.
Истцом для оплаты выставлены счета-фактуры на общую сумму 877 880,13 руб., в том числе: от 30.09.2019 N 10420-15 на сумму 75 537 руб. 75 коп., от 31.10.2019 N 12013-15 на сумму 238 644 руб. 65 коп., от 30.11.2019 N 13259-15 на сумму 328 669 руб. 55 коп., от 31.12.2019 N 14505-15 на сумму 235 028 руб. 18 коп., указанные суммы также содержатся в представленных в материалы дела товарных накладных.
Истцом же были заявлены требования о взыскании суммы потерь в размере 887 880 руб. 13 коп., то есть как и указывает заявитель жалобы на 10 000 рублей больше.
Суд апелляционной инстанции откладывал судебное заседание, предлагал истцу представить пояснения по поводу наличия разницы в расчетах истца.
Определение суда истцом не исполнено.
В этой связи суд находит обоснованными доводы жалобы ответчика о предъявлении истцом к взысканию излишней суммы - 10 000 руб., поскольку наличия задолженности в этой сумме истцом не доказано.
При таких обстоятельствах, исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит изменению на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Требования удовлетворены на 98,87%, поэтому расходы по уплате государственной пошлины в сумме 235 руб. относятся на истца, и в сумме 1 765 руб. подлежат возмещению ответчиком.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.08.2020 по делу N А19-3655/2020 изменить.
Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" в лице Администрации Тайшетского городского поселения (ОГРН 1053815025527, ИНН 3815009650) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Иркутская Энергосбытовая компания" (ОГРН 1073808009659, ИНН 3808166404) 877 880 руб. 13 коп. основного долга и 1 765 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
В остальной части исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
Е.М. Бушуева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-3655/2020
Истец: ООО "Иркутская энергосбытовая компания"
Ответчик: Администрация Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение"
Третье лицо: Областное государственное унитарное энергетическое предприятие "Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей "Облкоммунэнерго"