г. Ессентуки |
|
9 декабря 2020 г. |
Дело N А22-3492/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кипкеевым Р.Д., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия - Санжиевой Ю.П. (доверенность от 09.01.2019), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Парижская Коммуна" (ИНН 2624025225, ОГРН 1022603221893), третьих лиц - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, индивидуального предпринимателя Аксенова Замба Ильича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Парижская Коммуна" на решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.09.2020 по делу N А22-3492/2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парижская Коммуна" (далее - Общество, ООО "Парижская Коммуна") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия (далее - Управление) о признании незаконными действий Управления по внесению 17.06.2019 в ЕГРН записи о регистрации права аренды земельного участка с кадастровым номером 08:09:480201:12, площадью 712 га, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, участок Хар-Зуха в пользу Аксенова З.И.; обязать Управление погасить запись от 17.06.2019 N 08:09:480201:12-08/044/2019-3 об аренде земельного участка с кадастровым номером 08:09:480201:12, площадью 712 га, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, участок ХарЗуха (уточненные требования, т.1, л.д. 124-127).
Решением от 28.09.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку действующим законодательством не предусмотрено право государственного регистратора проверять обоснованность выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство, а также ставить под сомнение возникающие в порядке наследования права, подтвержденные таким свидетельством.
Не согласившись с принятым решением, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм права и несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела. Заявитель считает, что государственный регистратор, получив свидетельство о наследовании за умершим Аксеновым И.Н., с учетом невозможности наследования права аренды и расторжения Договора, должен был направить запрос нотариусу, выдавшему свидетельство о наследстве, уточнив основания его выдачи, в том числе сведения об оставшихся членах КФХ, правовые основания раздела права аренды с учётом норм Модельного земельного кодекса, и вынести решение о приостановлении государственной регистрации заявленных прав согласно п.п. 1,3 и 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ). Кроме того осуществление регистрации права аренды на спорный участок в порядке наследования за Аксеновым З.И. свидетельствует о существенном нарушении государственным регистратором норм действующего законодательства, нарушает баланс прав и обязанностей субъектов арендных правоотношений, влечет приобретение прав в обход установленного земельным законодательством процедуры прав на землю.
В отзывах управление и третье лицо - ИП Аксенов З. И. возражают против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представитель управления поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Истец явку представителя не обеспечил, по удовлетворенному судом ходатайству об участии в судебном заседании в онлайн режиме не подключился, апелляционная жалоба рассматривалась в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). При этом суд отклоняет заявленное обществом ходатайство об отложении судебного заседания, мотивированное невозможностью участия в нем представителя по доверенности и руководителя по причине их временной нетрудоспособности, поскольку общество не обосновало по правилам статьи 158 АПК РФ невозможность обеспечения явки в судебное заседание иного уполномоченного лица.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании постановления Администрации города Элисты от 08.10.2015 N 5168 из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Элисты, Аксенову Илье Нарановичу предоставлен земельный участок с кадастровым номером 08:09:480201:12, площадью 712 га, предназначенный для ведения крестьянского (фермерского), расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, участок Хар-Зуха (далее - спорный участок, т. 1, л.дж. 8-12).
В связи с чем, между Управлением по земельным и имущественным отношениям Администрации города Элисты и Аксеновым И.Н. был заключен договор аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия от 08.10.2015 N 1132/2015.
15.11.2015 между Аксёновым И.Н. и ООО "Парижская Коммуна" был заключен Договор субаренды спорного земельного участка сроком на 10 месяцев (далее - Договор субаренды, т. 1, л.д. 13-15).
В соответствии с условиями Договора субаренды Общество ежегодно направляло предпринимателю уведомления о продлении договора субаренды, Общество осуществляет на спорном участке сельскохозяйственные работы.
Согласно свидетельства о смерти от 23.11.2015 серии IV-АГ N 841165, выданного отделом ЗАГС Щербинского района управления ЗАГС Краснодарского края, Аксенов И.Н. умер 23.11.2015.
На основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27.03.2017, удостоверенного нотариусом Шамолдаевой Г.Б. и зарегистрированного в реестре за N 1-745, а также соглашения о разделе наследственного имущества от 28.03.2017, удостоверенного нотариусом Шамолдаевой Г.Б. и зарегистрированного в реестре за N 1-758, Аксенов Замба Ильич, 21.03.1999 года рождения, признан наследником 2/6 долей права аренды земельного участка с кадастровым номером 08:09:480201:12, площадью 712 га, предназначенный для ведения крестьянского (фермерского), расположенный по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, участок Хар-Зуха (т.1, л.д. 71-74).
12.10.2018 распоряжением Министерства прекращено право аренды с Аксеновым И.Н. по договору аренды земельного участка, находящегося на территории города Элисты Республики Калмыкия от 08.10.2015 N 1132/2015.
17.06.2019 на основании обращения Аксенова З.И. Управлением в Единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного земельного участка внесена запись N 08:09:480201:12-08/044/2019-3 о регистрации обременения - Аренда, срок действия с 17.06.2019 по 08.10.2030 за Аксеновым Замбой Ильичем, 21.03.1999 года рождения на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 27.03.2017, нотариально удостоверенного Шамолдаевой Г.Б. 27.03.2017, соглашения о разделе наследственного имущества от 28.03.2019, нотариально удостоверенного Шамолдаевой Г.Б., договора аренды земельного 4 участка от 08.10.2015 N 1132/2015, решения АС РК от 14.02.2017. и 20.04.2017 по делу N А22-3563/2016.
Указывая, что осуществление регистрации права аренды на спорный участок в порядке наследования за Аксеновым З.И. лишает общество в будущем права участвовать в торгах на право аренды спорного участка, проводимых Министерством по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, общество обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд должно быть обусловлено необходимостью защиты нарушенных прав и иметь своей целью их восстановление. При этом заинтересованное лицо самостоятельно определяет способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, для признания решения незаконным необходимо наличие двух условий - несоответствие закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
С 01.01.2017 отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом N 218-ФЗ.
Согласно части 6 статьи 72 Федерального закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу настоящего закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
При этом, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В соответствии с ч. 3 и ч. 5 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 218-ФЗ внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав: 1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации; 2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости; 3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных настоящим Федеральным законом случаях дополнительных сведений, внесение которых в Единый государственный реестр недвижимости не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу п. 1 ст. 1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
В соответствии с п. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
В силу пункта 2 статьи 11165 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве на наследство.
Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, а в случае, когда государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество была осуществлена до заключения ими соглашения о разделе наследства, на основании соглашения о разделе наследства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из ЕГРН от 25.06.2019 в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 08:09:480201:12 Управлением произведена государственная регистрация внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости в отношении спорного земельного участка,о чем Управлением 17.06.2020 внесена следующая запись N 08:09:480201:12-08/044/2019-3: "Ограничение прав и обременение объекта недвижимости", вид - Аренда, срок действия ограничения - с 17.06.2019 по 08.10.2030; лицо, в пользу которого установлено ограничение прав - Аксенов Замба Ильич, 21.03.1999 года; основание государственной регистрации - свидетельств о праве на наследство по закону от 27.03.2017, нотариально удостоверенного Шамолдаевой Г.Б. 27.03.2017; соглашение о разделе наследственного имущества от 28.03.2019, нотариально удостоверенного Шамолдаевой Г.Б., договор аренды земельного участка от 08.10.2015 N 1132/2015; решения АС РК от 14.02.2017. и 20.04.2017 по делу N А22-3563/2016.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу пункта 4 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются свидетельства о праве на наследство.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Федерального закона N 218-ФЗ при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов проверка законности такого нотариально удостоверенного документа государственным регистратором прав не осуществляется.
Таким образом, приведенными правовыми нормами не предусмотрено право государственного регистратора проверять обоснованность выдачи нотариусом свидетельства о праве на наследство, а также ставить под сомнение возникающие в порядке наследования права, подтвержденные таким свидетельством.
В связи с тем, что в Управление были представлены свидетельство о праве на наследство по закону и соглашение о разделе наследственного имущества, арбитражный суд приходит к выводу, что Управлением обосновано произведена государственная регистрация внесения изменений в ЕГРН в отношении спорного земельного участка и внесена соответствующая запись 17.06.2020 N 08:09:480201:12-08/044/2019-3.
Ссылка заявителя на п.п.216,224,237 Приказа Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество" несостоятельна, поскольку, в данном случае, государственной регистрации подлежала не нотариально удостоверенная сделка, а право аренды на основании свидетельства о праве на наследство по закону и соглашения о разделе наследственного имущества.
Несогласие с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств, и иное толкование положений закона не свидетельствует о допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для отмены судебного акта судом апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 28.09.2020 по делу N А22-3492/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А22-3492/2019
Истец: ООО ПАРИЖСКАЯ КОММУНА
Ответчик: Аксенов З. И, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Третье лицо: Министрество по земельным и имущественным интересам РК, УПРАВЛЕНИЕ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ И ИМУЩЕСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЭЛИСТЫ, Галустян Валерий Яковлевич, ИФНС по г. Элисте, МВД России Управление МВД РФ по г. Элисте
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2021 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4256/20
04.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-222/2021
09.12.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4256/20
28.09.2020 Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3492/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Калмыкия N А22-3492/19