г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А21-2618/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Сацкевич Е.С., по доверенности от 24.01.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-29862/2020) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2020 по делу N А21-2618/2020, принятое
по заявлению государственного предприятия Калининградской области "Водоканал"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
государственное предприятие Калининградской области "Водоканал" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) N ЖК-2/2834/ЖСА/29438-вх по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 13.12.2019.
Решением от 04.09.2020 Арбитражный суд Калининградской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным предписание Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области N ЖК-2/2834/ЖСА/29438-вх по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 13.12.2019.
В апелляционной жалобе Министерство просит решение суда от 04.09.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что основания для начисления платы за коммунальные услуги водоснабжение и водоотведение исходя из пяти проживающих граждан в квартире N 4 дома 156 по ул. А.Невского в г. Калининграде с января 2019 года у Предприятия отсутствуют, в связи с чем Предприятием при начислении платы за коммунальные услуги водоснабжение и водоотведение с января 2019 года нарушен порядок расчета платы.
23.11.2020 предприятие представило отзыв на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель Предприятия просил в удовлетворении жалобы отказать, по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, с учетом положений части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", в судебное заседание представителей не направило, что в силу статей 156, 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством проверки установлено, что квартира 4 д. 156 по ул. А. Невского в г. Калининграде не оборудована индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, в связи с чем с января 2019 плата за коммунальную услугу холодного водоснабжения производится по нормативу потребления исходя из 5 человек, в то время как согласно копии лицевого счета собственника жилья N 791 в данной квартире зарегистрировано 2 человека.
В связи с этим 13.12.2019 Министерство выдало предписание N ЖК2/2834/ЖСА/29438-вх по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства, которым обязало предприятие в срок до 13.03.2020 произвести перерасчет платы за холодное водоснабжение, водоотведение с января 2019 года за весь период незаконных начислений до момента исполнения предписания по указанной выше квартире исходя из 2-х зарегистрированных человек.
Не согласившись с указанным предписанием, Предприятие обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое предписание Министерства противоречит требованиям законодательства и обстоятельствам рассматриваемого дела, в связи с чем является недействительным
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции усматривает основания для удовлетворения апелляционной жалобы Министерства и отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Надлежащее исполнение обязанностей по договору управления предусматривает выполнение управляющей организацией обязательных требований, установленных жилищным законодательством, в том числе Правил предоставления коммунальных услуг собственникам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно пункту 56 (1) Правил, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 59 указанных правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в том числе в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Министерством проверки установлено, что квартира 4 д. 156 по ул. А. Невского в г. Калининграде не оборудована индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения, в связи с чем с января 2019 плата за коммунальную услугу холодного водоснабжения производится по нормативу потребления исходя из 5 человек, в то время как согласно копии лицевого счета собственника жилья N 791 в данной квартире зарегистрировано 2 человека.
Из лицевого счета собственников жилья N 791 следует, что в кВ. 4 д. 156 ул. А.Невского в г. Калининграде зарегистрировано два человека: Иванова Е.Г. и Иванов Д.В.
Согласно пункту 60 Правил N 354, по истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 настоящих правил, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил в случаях, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента, величина которого принимается равной 1,5, а в случаях, предусмотренных подпунктом "б" пункта 59 настоящих Правил, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Таким образом, Предприятию следовало производить расчет исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по количеству постоянно проживающих граждан (зарегистрированных) или собственников такого помещения.
Расчет по фактическому количеству проживающих в квартире граждан предусмотрен Правилами N 354 в следующих случаях и при соблюдении следующего порядка действий.
Согласно пункту 56 Правил N 354, если жилым помещением, не оборудованным индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии, пользуются временно проживающие потребители, то размер платы за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной в таком жилом помещении, рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих в жилом помещении потребителей. При этом в целях расчета платы за соответствующий вид коммунальной услуги потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Пунктом 56(1) предусмотрено, что в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией.
В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка.
Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.
В соответствии с пунктом 56(1) Правил N 354 в случае, если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении.
Составленный исполнителем коммунальных услуг Акт в соответствии с тем же пунктом 56(1) Правил N 354 в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел и (или) органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Из смысла пункта 56 Правил N 354 следует, что расчет платы за соответствующий вид коммунальной услуги производится исходя из числа постоянно и временно проживающих в жилом помещении потребителей только в тех случаях, если такое жилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета горячей воды, и (или) холодной воды, и (или) электрической энергии.
Доказательств подтверждающих вручение копии акта от 10.12.2018 собственнику квартиры заявителем не представлено. Сама по себе подпись собственника на спорном акте не является надлежащим доказательством исполнения управляющей компании своей обязанности по направлению данного акта собственнику квартиры.
Таким образом, акт не соответствует установленным законодательством требованиям и не направлялся в органы внутренних дел, в связи, с чем не может быть признан надлежащим документом для начисления платы за коммунальные услуги, исходя из указанного в нем количества проживающих граждан.
Кроме того в акте отсутствуют сведения о дате начала проживания поименованных в нем лиц.
Также Правила не содержат положений, которые бы позволили Предприятию самостоятельно устанавливать количество фактически проживающих временных жильцов путем принятия составленного акта в нарушение указанных требований Правил.
Заявление собственника жилого помещения (квартира 4 д. 156 по ул. А. Невского в г. Калининграде) предусмотренное пп. "б" пункта 57 Правил N 354 в адрес управляющей организации также не поступало.
Таким образом, основания для начисления платы за коммунальные услуги водоснабжение и водоотведение исходя из пяти проживающих граждан в квартире N 4 дома 156 по ул. А.Невского с января 2019 года у Предприятия отсутствуют.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2020 по делу N А21-2618/2020 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.09.2020 по делу N А21-2618/2020 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2618/2020
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Департамент жилищного контроля и надзора Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, Министерство регионального контроля (надзора) Правительства Калининградской области
Третье лицо: ООО "ЖЭУ - 23"