г. Санкт-Петербург |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А56-56305/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Семеновой А.Б., Слоневской А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.,
при участии:
от истца (заявителя): Бойцова В.Ю., по доверенности от 09.10.2020;
от ответчика (должника): не явился, извещен;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25667/2020) Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56-56305/2019, принятое
по заявлению Санкт - Петербургского государственного унитарного предприятия по обслуживанию иностранных представительств "Инпредсервис"
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
3-е лицо: общество с ограниченной ответственностью "ПРОМЭНЕРГО";
индивидуальный предприниматель Висвар Н.Д.
об оспаривании решения и предписания,
УСТАНОВИЛ:
Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие по обслуживанию иностранных представительств "Инпредсервис" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 21.02.2019 по жалобе N Т02-112/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" (далее - Общество) и индивидуальный предприниматель Висвар Н.Д.
Решением от 05.08.2020 Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал недействительными решение и предписание Управления федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21.02.2019 по жалобе N Т 02-112/19 в части признания в действиях организатора торгов нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем необоснованного отклонения от участия в закупке заявки общества с ограниченной ответственностью "ПромЭнерго" по позиции 4 Приложения N 2 к Техническому заданию документации по товару "Грунтовка 1". В удовлетворении заявления в остальной части требований отказал.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить.
В судебном заседании представитель предприятия просил в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Управление и третьи лица, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей, в связи с чем, судебное заседание проведено судом в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 25.01.2019 Предприятием на официальном сайте в сети Интернет www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведение аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на осуществление закупки лакокрасочных материалов.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ, Закон о закупках), Положением о закупке товаров, работ, услуг ГУП "Инпредсервис" (далее - Положение о закупках), версия 19 от 28.12.2018, на момент размещения закупки опубликованным на Официальном сайте в Реестре опубликованных положений о закупках, а также Документацией.
14.02.2019 в Управление поступила жалоба Общества (вх. N 4344-П/19) на действия закупочной комиссии организатора торгов.
Решением Управления от 21.02.2019 по жалобе N Т02-112/19 жалоба признана обоснованной; в действиях закупочной комиссии организатора торгов признано нарушение требований пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем необоснованного отклонения от участия в закупке заявки Общества, а также неправомерного допуска к участию в закупке предпринимателя Висвар Н.Д. согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.02.2019, осуществленных в порядке, не соответствующем документации, нарушение пункта 4 части 1, части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное путем установлении в Документации ненадлежащих и неизмеряемых требований к характеристикам цветов паст колеровочных 1-6.
21.02.2019 Обществу выдано предписание, которым в срок до 15.03.2019 предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на осуществление закупки лакокрасочных материалов, путем аннулирования процедуры закупки с отменой всех юридически значимых документов, составленных в ходе проведения процедуры закупки.
Не согласившись с решением и предписанием, Предприятие оспорило их в судебном порядке.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Согласно п. п. 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется, в том числе, в случае осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положений о закупке такого заказчика и предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
Предприятие относится к унитарным предприятиям, для которых положениями Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
Положение о закупке является документом, который в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
- информационная открытость закупки;
- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
- целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
- отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Следуя части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 05.02.2019 заявка Общества отклонена от участия в Закупке по причине несоответствия продукции по позициям 6, 7, 8 - 11 заявки требованиям Документации. Представители организатора торгов сообщили, что по указанным позициям в первой части заявки Общества в форме N 1 были указаны характеристики цветов колеровочных паст без слова "аналог", не соответствующие техническому заданию документации.
На основании п. п. 2, 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.
В соответствии с пунктом 11.1.1 части 1 Документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна быть оформлена в соответствии с формой N 1 Раздела I.3 настоящей Документации об аукционе и должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
Согласно пункту 11.1.2 части 1 Документации при проведении электронного аукциона на поставку товара участник указывает:
а) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в Техническом задании, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в Техническом задании указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);
б) наименование страны происхождения товара;
в) при указании Заказчиком в Документации товарного знака (его словесное обозначение), знака обслуживания, фирменного наименования, патента, полезных моделей, промышленных образцов, наименования происхождения товара участник аукциона дает согласие на поставку такого товара.
В соответствии с пунктом 11.1.2.1 части 1 Документации в случае установления Заказчиком в Техническом задании требований к значениям показателей (характеристик) товара, предлагаемого к поставке, или предлагаемого с целью выполнения работ/ оказания услуг, позволяющие определить соответствие потребностям Заказчика, участник закупки обязан руководствоваться Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, приведенной в Информационной карте Раздела I.2 документации об электронном аукционе.
Согласно пункту 18 раздела I.2 Документации подробные требования к качеству, техническим характеристикам Товара, требования к его безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам), требования к размерам, упаковке, отгрузке Товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого Товара потребностям Заказчика указаны в Техническом задании. (Часть II).
Требования к значениям показателей (характеристик) товара, предлагаемого к поставке, установлены в Приложении N 2 к Техническому заданию Документации.
Согласно пункту 20 раздела I.2 Документации Организатором торгов установлены требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, следуя которым указано, что участник закупки предоставляет: наименование, характеристики, количество, поставляемого товара, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным техническим заданием (Часть II), товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии). Участник закупки должен продекларировать (указать) в поданной заявке наименование страны происхождения поставляемых товаров. Предоставляемые участником закупки сведения в отношении поставляемых товаров не должны сопровождаться словами "эквивалент", "аналог".
Пунктом 21 раздела I.2 Документации приводится инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно инструкции пункта 21 раздела I.2 Документации при описании предлагаемого к поставке товара или товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг, являющихся предметом гражданско-правового договора, участник закупки указывает следующие показатели:
1) Показатели, (характеристики), значения которых не могут изменяться;
2) Показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения.
Согласно позициям 6, 7, 8-11 Приложения N 2 к Техническому заданию Документации в предмет поставки включены пасты колеровочные 1-6, а в столбце показателей, (характеристик), значения которых не могут изменяться, установлены требования к цветам паст - "Abrikos (абрикосовый) или аналог", "Cognac (коньяк) или аналог", "Amazonas или аналог", "Iris (ирис) или аналог", "Terra или аналог" и "Savanna или аналог", что не корреспондирует с установленными самим же заказчиком требованиями пункта 20 раздела I.2 Документации.
Управление пришло к правильному выводу о том, что установленный Организатором торгов в пункте 20 раздела I.2 Документации запрет на указание в заявке слов "эквивалент", "аналог" при предоставлении сведений в отношении поставляемых товаров прямо указывал на необходимость устранения данных слов по позициям 6, 7, 8-11 Приложения N 2 к Техническому заданию Документации в форме N 1 заявки на участие в Закупке.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в действиях Предприятия нарушений пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, также в предъявлении к участникам закупки требований, которые не указаны в документации о закупке, допущенные путем необоснованного отклонения от участия в закупке заявки Общества по позициям 6, 7, 8-11 приложения N 2 к Техническому заданию по предмету поставки - пасты колеровочные 1-6.
Кроме того, положения документации не являются предельно ясными и допускают неоднозначное толкование содержащихся в них требований.
Таким образом, Управление обоснованно установило, что организатор торгов в позициях 6, 7, 8-11 Приложения N 2 к Техническому заданию Документации установлены ненадлежащие и фактически неизмеряемые требования к цветам паст колеровочных 1-6, которые не позволяют объективно определить как потребность организатора торгов, так и соответствие предполагаемого к поставке товара его потребностям.
Управление правомерно усмотрело в действиях Предприятия по установлению в Документации ненадлежащих и неизмеряемых требований к характеристикам цветов паст колеровочных 1-6 нарушение пункта 4 части 1, части 6.1 статьи 3, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки, а также в нарушении и ненадлежащем соблюдении требований норм статей, допущенное при организации и проведении процедуры закупки.
Общество, жалоба которого была признана обоснованной решением Управления, по товару N 4 "Грунтовка 1" указало значение показателя "Упаковка, л." в виде диапазона: "9.99 - 10.01 л.", что является нарушением требований, установленных Документацией.
Вывод Управления о том, что характеристика товара Грунтовка "Упаковка, л." должна быть отнесена согласно Инструкции (п. 21 Информационной карты документации) к значениям с предельными отклонениями показателей товара, предлагаемого для выполнения работ, вследствие чего указанный показатель "Упаковка, л." должен быть заполнен в заявке в виде диапазона значения противоречит Инструкции, которая содержит порядок предоставления участником значений, для которых установлены минимальные/максимальные показатели.
Доводы Управления, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.08.2020 по делу N А56-56305/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56305/2019
Истец: ГУП САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ИНОСТРАННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ "ИНПРЕДСЕРВИС"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: Висвар Надира Джураевна, ООО "ПРОМЭНЕРГО"