г. Пермь |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А60-70220/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Гуляковой Г.Н., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 26 августа 2020 года
по делу N А60-70220/2019
по заявлению Екатеринбургской местной общественной организации инвалидов "Перспектива" (ИНН 6659047964, ОГРН 1026600002945)
к Администрации г. Екатеринбурга (ИНН 6661004661, ОГРН 1046603983800), Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга (ИНН 6659015426, ОГРН 1026602961945)
о признании недействительным бездействия и ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
Екатеринбургская местная общественная организация инвалидов "Перспектива" (далее - заявитель, ЕМООИ "Перспектива") обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействие Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга по незаключению договоров на размещение нестационарных торговых объектов по заявлениям N 167 от 30.10.2019, N 168 от 30.10.2019; признании недействительным решение Администрации г. Екатеринбурга о перенаправлении обращения о заключении договоров на размещение нестационарных торговых объектов в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга, выразившиеся в письме N 29.2-16/001/462 от 05.11.2019; признании незаконным решения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, выразившиеся в письмах N 63/20-17/001/1238 от 25.11.2019, N 63/20-17/001/1251 от 26.11.2019, N 63/20-16/002/2821 от 03.12.2019. Заявитель также пояснил, что между сторонами происходит работа по обсуждению условий договоров (то есть работа, непосредственно связанная с их заключением), в связи с чем заявитель не считает необходимым обязывать Администрацию совершать такие действия путем указания в судебном акте такого способа устранения нарушений его прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2020 года заявленные требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, выразившиеся в письмах N 63/20-17/001/1238 от 25.11.2019, N 63/20-17/001/1251 от 26.11.2019, N 63/20-16/002/2821 от 03.12.2019. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, Администрация г. Екатеринбурга обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения требований заявителя отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Администрация ссылается на то, что судом первой инстанции оставлены без внимания доводы заинтересованных лиц о недоказанности заявителем нарушения его прав и законных интересов решениями Администрации Железнодорожного района города Екатеринбурга, изложенные в письмах от 25.11.2019 N 63/20-17/001/1238, от 26.11.2019 N 63/20-17/001/1251, от 03.12.2019 N 63/20-16/002/2821. Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга, рассмотрев обращение заявителя в указанных письмах указала, что в связи с отсутствием утвержденного Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов не представляется возможным, соответствующие договоры будут заключены после утверждения Положения, о дате и времени заключения договоров заявитель будет уведомлен дополнительно. Согласно пункту 14 Порядка, срок рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта на заключение договора не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления, при этом срок для заключения договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, Порядком не предусмотрен. Согласно материалам дела, заявитель разместил свои нестационарные торговые объекты и продолжает ими пользоваться, требований об освобождении мест размещения нестационарных торговых объектов заявителю не предъявляются, кроме того, по большей части мест размещения нестационарных торговых объектов у заявителя имеются действующие договоры аренды земельных участков, а также договоры на размещение нестационарных торговых объектов. Администрация считает, что заявителем не доказан факт нарушения его прав и законных интересов.
Заявителем представлены возражения на апелляционные жалобы, в которых он просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционных жалоб отказать.
Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга, согласно представленному отзыву, апелляционную жалобу Администрации поддерживает.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, отзыв не представили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 11.06.2019 Администрацией Железнодорожного района г. Екатеринбурга в адрес заявителя направлено письмо N 63/20-16/002/1309 о возможности переоформления (заключения) договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов по адресам: ул. Ангарская, 40; ул. Билимбаевская, 28, ул. Билимбаевская 33, ул. Билимбаевская 41, ул. Кунарская, 18, ул. Летчиков,14, ул. Минометчиков, 62, ул. Расточная, 45, ул. Техническая, 22 без торгов.
01.11.2019 ЕМООИ "Перспектива" обратилась в Администрацию города Екатеринбурга с заявлением N 167 от 30.10.2019 и в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга с заявлением N 168 от 30.10.2019 с заявление о заключении договоров на размещение следующих нестационарных торговых объектов по адресам: ул. Ангарская, 40; ул. Билимбаевская, 28, ул. Билимбаевская 33, ул. Билимбаевская 41, ул. Кишиневская 60, ул. Кунарская, 18, ул. Летчиков,14, ул. Минометчиков, 62, ул. Расточная, 45, ул. Техническая, 22.
Письмом от 05.11.2019 N 29.2-16/001/462 Администрация г. Екатеринбурга сообщила заявителю о перенаправлении обращения в Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга.
Письмами от 25.11.2019 N 63/20-17/001/1238, от 26.11.2019 N 63/20-17/001/1251 Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга сообщила, что ввиду отсутствия в настоящее время Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" заключения договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта не представляется возможным и будет проводиться после принятия Екатеринбургской городской Думой решения об утверждении Положения.
Письмом от 03.12.2019 N 63/2016/002/2821 Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга сообщила заявителю, что договор, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта, будет заключен после принятия и вступления в силу решения Екатеринбургской городской Думы "Об утверждения Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", которым будет определен размер платы за размещение нестационарного торгового объекта.
Полагая, что заинтересованные лица незаконно бездействуют, указанные выше письма являются незаконными и нарушают права и законные интересы организации, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, соблюдение судом норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части.
На основании части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с положениями абзацев 10, 11 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решение вопросов местного значения городского округа в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К органам местного самоуправления относятся избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу подпунктом 15 пункта 1 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу части 3 статьи 10 указанного закона схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП утвержден Порядок разработки и утверждения схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области (далее - Порядок).
Согласно пунктам 5,6,7 Порядка размещение нестационарного торгового объекта осуществляется в местах, определенных схемами размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на основании договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта в определенном схемой месте, заключаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области.
Договор заключается органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, по результатам проведения торгов или без проведения торгов в случаях, предусмотренных пунктом 13 Порядка.
Согласно пункту 13 Порядка, без проведения торгов договор заключается на основании заявления хозяйствующего субъекта о заключении договора в следующих случаях:
1) обращение хозяйствующего субъекта в уполномоченный орган, с которым заключен договор для целей размещения нестационарного торгового объекта либо договор аренды земельного участка, предусматривающий размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, срок действия которого не истек.
2) обращение в уполномоченный орган, при подтверждении добросовестного внесения платы и (или) отсутствии задолженности за размещение нестационарного торгового объекта в месте, включенном в схему, в отсутствие заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта либо договора аренды земельного участка, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта.
Согласно пункту 14 Порядка, срок рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта на заключение договора не может превышать 30 календарных дней со дня регистрации такого заявления (срок для заключения договора, предусматривающего размещение нестационарного торгового объекта, не предусмотрен).
В соответствии с Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 20.05.2019 N 1187 "Об определении органов, уполномоченных на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург" органами, уполномоченными на заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", являются территориальные органы Администрации города Екатеринбурга в данном случае Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга.
В письмах от 25.11.2019 N 63/20-17/001/1238, 26.11.2019 N 63/20-17/001/1251, от 03.12.2019 N 63/20-16/002/2821 Администрация Железнодорожного района города Екатеринбурга указала, что в связи с отсутствием утвержденного Положения об условиях размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "город Екатеринбург", заключение договоров, предусматривающих размещение нестационарных торговых объектов, не представляется возможным, соответствующие договоры будут заключены после утверждения Положения, о дате и времени заключения договоров заявитель будет уведомлен дополнительно.
Вместе с тем, сам по себе факт непринятия нормативного правового акта не может являться основанием для отказа заявителю в оформлении прав на размещение нестационарных торговых объектов, включенных в схему размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 09.04.2002 N 68-О, пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
Дав ответ об отсутствии соответствующих нормативных актов, администрация фактически отказало в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по одному основанию - отсутствие порядка заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов.
Иных оснований для отказа в заключении договора (отсутствие в схеме размещения, невозможность размещения в указанном месте) в решениях не приведено.
На основании изложенного администрация не доказала соответствие оспариваемых решений законодательству, чем нарушила права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Свердловской области от 14.03.2019 N 164-ПП "Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов на территории Свердловской области" органом, уполномоченным на заключение договора с хозяйствующим субъектом, является орган местного самоуправления (пункт 1 подпункта 7 данного Порядка).
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 26 августа 2020 года по делу N А60-70220/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-70220/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ МЕСТНАЯ ИНВАЛИДОВ ПЕРСПЕКТИВА
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, АДМИНИСТРАЦИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА, МИНИСТЕРСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ