г. Санкт-Петербург |
|
11 апреля 2024 г. |
Дело N А56-66700/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 апреля 2024 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Савиной Е.В., судей Богдановской Г.Н., Орловой Н.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
- от истца: Сеглина И.И. по доверенности от 05.02.2023,
- от ответчика: Земского Е.Е. по доверенности от 26.12.2023,
- от 3-его лица: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер13АП-42767/2023) товарищества собственников жилья "Композиторов 5"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 по делу N А56-66700/2022,
принятое по иску товарищества собственников жилья "Композиторов 5" к акционерному обществу "Невский экологический оператор"
3-е лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Композиторов 5" (далее - истец, Товарищество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к акционерному обществу "Невский экологический оператор" (далее - ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) от 30.12.2021 N 1258632-2022/ТКО.
Определением от 07.09.2022 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет).
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования, просил урегулировать разногласия, возникшие при заключении договора от 30.12.2021 N 1258632-2022/ТКО, по пункту 4.1 и Приложению N 1 (раздел 2 и раздел 3).
Уточненные исковые требования приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 07.11.2023 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с решением, истец обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, полагает, что пункт 15 типовой формы договора, предусмотренной Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156), не устанавливает императивное правило о коммерческом учете ТКО, исходя из установленного норматива.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил N 505 предусмотрена возможность выбора одного из альтернативных расчетных способов коммерческого учета ТКО.
В указанном случае Товарищество реализовало право выбора способа учета ТКО, что соответствует правовой позиции, изложенной Верховным судом Российской Федерации в определениях от 16.08.2022 N 303-ЭС22-4152, от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54.
Определением от 15.01.2024 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 14.03.2024.
Определением от 19.02.2024 дата судебного заседания изменена.
От ответчика и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу.
Согласно позиции Комитета, отсутствие у Товарищества системы раздельного накопления ТКО является основанием для коммерческого учета ТКО, исходя из установленного норматива, что следует из пункта 148(30) Правил N 354.
Как следует из доводов ответчика, Товарищество вправе производить коммерческий учет ТКО, исходя из количества и объема контейнеров, если в субъекте Российской Федерации реализована программа раздельного накопления ТКО, и потребитель осуществляет раздельное накопление ТКО при условии согласования с Обществом. В рассматриваемом случае истцом не представлены доказательства согласования с ответчиком системы раздельного накопления ТКО, ввиду чего в урегулировании разногласий на условиях, предложенных истцом, правомерно отказано.
Отзывы приобщены судом к материалам дела.
Присутствующий в заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третье лицо явку представителя не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам конкурсного отбора регионального оператора и заключенного соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города федерального значения Санкт-Петербурга от 02.09.2021, Обществу присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.3 Соглашения, региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО не ранее установленной даты применения, утвержденного (принятого) Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее, чем 01.01.2022.
Обществом после утверждения единого тарифа на услугу регионального оператора в газете "Санкт-Петербургские ведомости" на странице 4 выпуска от 09.12.2021 размещен текст оферты на оказание услуг по обращению с ТКО.
Товарищество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, ул. Композиторов, д. 5, лит. А.
В декабре 2021 года Товариществом в адрес Общества направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
25.03.2022 Товариществом получен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 30.12.2021 N 1258632-2022/ТКО (далее - Договор), по условиям пункта 4.1 которого учет твердых коммунальных отходов осуществляется расчетным методом, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, в соответствии абзацем 2 подпункта а) пункта 5 Постановления Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов".
Не согласившись с указанными условиями договора, Товариществом в адрес Общества направлен протокол разногласий от 01.04.2022.
По итогам рассмотрения протокола Общество направило в адрес Товарищества протокол согласования разногласий от 18.05.2022, содержащий пункт 4.1 Договора и Приложение N 1 в редакции, изначально предложенной Обществом.
Поскольку между сторонами не урегулированы разногласия по пункту 4.1 и Приложению N 1 к Договору, Товарищество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, признав, что спорные условия в редакции истца противоречат требованиям закона, в удовлетворении иска отказал.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов, заслушав позиции сторон, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
В соответствии со статьей 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с частью 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Приложением N 1 к Правилам N 1156.
Заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО для регионального оператора является обязанностью, которая вытекает из положений законодательства и обусловлена характером осуществления им деятельности в сфере обращения с ТКО.
Согласно статье 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Пункт 4.1 Договора устанавливает порядок коммерческого учета ТКО, подлежащий применению в целях определения размера платы за услуги, оказываемые региональным оператором по Договору.
Порядок коммерческого учета ТКО в силу пункта 25 Правил N 1156 относится к числу существенных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Как следует из протокола разногласий от 01.04.2022, Общество предлагает установить в пункте 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО расчетным способом, исходя из нормативов накопления ТКО.
Товарищество, в свою очередь, просит включить в пункт 4.1 Договора условие о коммерческом учете ТКО, исходя из объема и количества контейнеров для складирования ТКО, а также исходя из объема и количества КГО, вывоз которых осуществляется по предварительной заявке.
Условие о порядке учета ТКО также изложено в Приложении N 1 к Договору.
Суд первой инстанции, отказывая в урегулировании пункта 4.1 и Приложения N 1 к Договору на условиях, предложенных истцом, исходил из того, что коммерческий учет ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, возможен только при организации раздельного накопления ТКО в месте накопления ТКО.
Между тем, доказательств согласования с ответчиком применения истцом системы раздельного накопления ТКО материалы дела не содержат.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, апелляционная коллегия исходит из следующего нормативно-правового обоснования.
В соответствии с пунктом 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), коммерческий учет ТКО осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
При этом в соответствии с абзацем вторым пункта 1 Правил N 1156 к отношениям, возникающим между собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах и управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, иными специализированными потребительскими кооперативами, между собственниками помещений, пользователями жилых помещений в многоквартирных домах, собственниками жилых домов и региональными операторами, между собственниками жилых домов и организациями (в том числе некоммерческими объединениями), которые от своего имени и в интересах собственника жилого дома заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующими региональными операторами, связанным с обеспечением предоставления указанным собственникам и пользователями коммунальной услуги по обращению с ТКО, положения названных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления ТКО), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правительством Российской Федерации в Правилах N 354. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 N 232 внесены изменения в Правила N 354, согласно которым указанные Правила дополнены разделом XV(1) "Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами" (пункты 148(1) - 148(49) Правил), в котором установлены особенности осуществления данного вида коммунальной услуги, заключения соответствующего договора, определения объема предоставленной услуги и размер платы за нее.
Согласно подпункту "а" пункта 8(1) Правил N 1156, в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ), договор заключается с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в порядке, установленном в разделе I(1) названных Правил (пункты 8(1) - 8(20) Правил).
В силу подпункта "е" пункта 25 Правил N 1156 и абзаца первого пункта 148(13) Правил N 354 способ коммерческого учета количества ТКО (порядок определения объема услуги по обращению с ТКО) является существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО.
По общему правилу, расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении и нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется на основании нормативов накопления ТКО (пункт 148(30) Правил N 354).
В соответствии с пунктом 148(30) Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(1) и 9(2) приложения N 2 к этим Правилам, расчет по которым основан на нормативе накопления ТКО.
Абзацем третьим пункта 148(30) Правил N 354 установлено, что при раздельном накоплении сортированных отходов размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 9(3) и 9(4) приложения N 2 к данным Правилам соответственно.
В основу расчета платы по указанным формулам включен такой показатель, как объем контейнеров, вывезенных с места (площадки) накопления ТКО, за расчетный период.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их совокупной взаимосвязи следует, что способ коммерческого учета ТКО, исходя из объема и количества контейнеров, вывезенных с места накопления ТКО, как обоснованно указал суд первой инстанции, возможен только при раздельном накоплении сортированных ТКО. Данная правовая позиция находит подтверждение в пункте 12 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.12.2023.
В данном случае Товарищество не заявляло о наличии раздельного накопления ТКО, с заявкой о согласовании системы раздельного накопления ТКО к Обществу в порядке, установленном распоряжением Комитета от 01.07.2022 N 371-р, не обращалось.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал Товариществу в урегулировании разногласий по пункту 4.1 Договора и Приложению N 1 к Договору на условиях, предложенных истцом.
Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании и применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2023 по делу N А56-66700/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Савина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-66700/2022
Истец: ТСЖ "КОМПОЗИТОРОВ 5"
Ответчик: АО "НЕВСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР"
Третье лицо: Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности