город Томск |
|
9 декабря 2020 г. |
Дело N А27-4618/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Стасюк Т.Е.,
судей Афанасьевой Е.В.,
Сухотиной В.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касьян В.Ф., рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (07АП-10520/2020) и Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (07АП-10520/2020 (2)) на решение от 25.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-4618/2020 по исковому заявлению акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ОГРН 1034205040935, ИНН 4205049090, г. Кемерово, Бульвар Пионерский, 4А) к комитету по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (ОГРН 1024201887049, ИНН 4239002580, г. Прокопьевск) о признании незаконным решения об отказе в заключении договора аренды лесного участка с кадастровым номером 42:10:0000000:1018 без проведения торгов, выраженное в письме N4475 от 12.12.2019; обязании в течение тридцати дней со дня вынесения решения осуществить подготовку проекта договора аренды и направить его для подписания АО "Угольная компания "Кузбассразрезуголь".
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1045402499141, ИНН 5406289329, г. Новосибирск, пр. Красный, 35, 502) Администрация Прокопьевского муниципального округа (ОГРН 1024201886103, ИНН 4239002269, г. Прокопьевск, пр. Гагарина, 1В).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Чевтайкина Н.А. по доверенности от 04.12.2019 (сроком по 19.01.2022), диплом, паспорт.
СУД УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - заявитель, общество, АО "УК "Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района (далее - Комитет), выраженного письмом от N 4475 от 12.12.2019 в предоставлении АО "УК "Кузбассразрезуголь" в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 42:10:0000000:1018, об обязании Комитета в тридцатидневный срок со дня вынесения решения осуществить подготовку проекта договора аренды земельного и направить его для подписания в АО "УК "Кузбассразрезуголь".
Решением от 25.09.2020 Арбитражного суда Кемеровской области решение Комитета об отказе в заключении договора лесного участка с кадастровым номером 42:10:0000000:1018 без проведения торгов, выраженное в письме N 4475 от 12.12.2019 признано незаконным. На Комитет возложена обязанность повторно рассмотреть заявление АО "УК "Кузбассразрезуголь", изложенное в письме от 12.08.2019 N 18-2880, в установленном порядке.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить его в части обязания Комитета повторно рассмотреть заявление АО "УК "Кузбассразрезуголь", изложенное в письме от 12.08.2019 N 18-2880 в установленном порядке, принять в этой части новое решение, обязав Комитет в течение тридцати дней со дня вынесения решения осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка и направить проект договора для его подписания АО "УК "Кузбассразрезуголь".
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт указывает на то, что заявление истца уже было рассмотрено ответчиком и письмом от 12.12.2019 было отказано в предоставлении земельного участка, таким образом, выбранный судом способ не может восстановить нарушенного права истца.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет также обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новый судебный акт б отказе в удовлетворении заявления в полном объеме.
В обоснование к отмене решения арбитражного суда апеллянт указывает на то, что представленные заявителем документы не подтверждают использование земельных участков в пределах предоставленной лицензии, следовательно, отсутствует право на приобретение земельного участка без проведения торгов, так как это противоречит действующему законодательству.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзывов на апелляционные жалобы не поступило.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил жалобу Комитета оставить без удовлетворения. В части признания незаконным решения Комитета считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным.
Ответчик, третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своих представителей не направили. Ходатайств об отложении судебного заседания от сторон не поступало. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела АО "УК "Кузбассразрезуголь" является владельцем лицензии на пользование недрами КЕМ 14593 ТЭ (дата гос. регистрации - 29.10.2008), выданной с целью разведки и добычи полезных ископаемых (каменного угля) на участке недр Новоказанское месторождение (участки Новоказанский-1, Новоказанский-Западный). Срок действия лицензии КЕМ 14593 ТЭ-до 31.12.2030.
Участок недр, право пользования, которым предоставлено АО "УК "Кузбассразрезуголь", расположен на территории Прокопьевского района Кемеровской области и имеет статус горного отвода. Спорный земельный участок расположен между границами горного отвода участков "Новоказанский-Западный" и "Новоказанский-1" лицензии КЕМ 14593 ТЭ, входит в проектный контур проекта "реконструкция участков открытых горных работ "Новоказанский-Западный", "Новоказанский-1" Таежное поле филиала "Талдинский угольный разрез" АО "УК "Кузбассразрезуголь" и необходим для реализации соответствующих проектных решений.
На земельном участке, который заявитель просит у ответчика предоставить в аренду без торгов, будет расположена технологическая автодорога, которая будет использоваться для перевозки вскрышной породы на внешний автоотвал "Северный".
Постановлением Администрации Прокопьевского муниципального район от 09.01.2019 N 4 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждения схемы расположения на кадастровом плане территории" заявителю предварительно согласовано предоставление земельного участка, из земель - земли запаса, площадью 70000 кв.м., разрешенное использование: недропользование, местоположение земельного участка: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, Большеталдинское сельское поселение, территориальная зона, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок - производственная и коммунально-складская зона; утверждена схема расположения земельного участка.
В выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 06.08.2019 содержатся следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер 42:10:0000000:1018; дата присвоения кадастрового номера: 01.02.2019; адрес: Кемеровская область, Прокопьевский муниципальный район, Большеталдинское сельское поселение; категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи; виды разрешенного использования: недропользование.
Заявителем заключен договор с ООО "Кузнецкая проектная компания" на разработку проектной и рабочей документации от 01.06.2018. 01.07.2019 к данному договору подписано дополнительное соглашение N 1.
ООО Кузнецкая проектная компания" разработаны схемы расположения земельных участков в границах проектирования.
Заявитель обратился в Комитет с заявлением от 12.08.2019 N 18-2880 о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 42:10:0000000:1018.
Решением от 12.12.2019 N 4475 Комитет отказал в предоставлении земельного участка без проведения торгов со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится не в лицензии, а также нет объектов недвижимости принадлежащих АО "УК "Кузбассразрезуголь" на праве собственности. Указано, что земельный участок может быть предоставлен только через аукцион.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением.
Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции принял по существу верное решение, при этом выводы суда соответствуют представленным в дело доказательствам и установленным на основании этих доказательств обстоятельствам.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации перечисляет основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии следующего основания: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее по тексту - Закон о недрах), недра в границах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. В соответствии с действующим законодательством, добыча общераспространенных полезных ископаемых субъектами хозяйственной деятельности допускается на основании решения уполномоченного органа и выданной им лицензии (статьи 9, 11 Закона).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Часть 3 статьи 11 Закона "О недрах" указывает, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу части 3 статьи 12 названного Закона, лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
К числу таких оснований статей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации отнесены, в частности несоответствие разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14), а также, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (подпункт 6).
Делая вывод о незаконности отказа Комитета в предоставлении без проведения торгов испрашиваемого заявителем земельного участка, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что право заявителя на предоставление земельного участка без проведения торгов, необходимого для ведения работ, связанных с использованием недр основано на законе.
Согласно части 1 статьи 7 Закона "О недрах" в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Следовательно, границами горного отвода законодатель ограничил право владельца лицензии на пользование недрами, в то время, как земельный участок предоставляется в границах, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Заявитель подтвердил надлежащими доказательствами наличие у него права владения и пользования недрами, удостоверенного лицензией.
Согласно части 1 статье 25.1 Закона "О недрах" земельные участки, в том числе лесные участки, водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и настоящим Законом.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) (часть 2 статьи 25.1 Закона "О недрах").
Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ (часть 3 статьи 25.1 Закона "О недрах").
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Однако в рассматриваемом случае заявитель обосновал и подтвердил свое право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов.
Суд первой инстанции обоснованно указал в своем решении на отсутствие в законодательстве о недропользовании, земельном законодательстве запретов на предоставление земельных участков необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, выходящими за пределы горного отвода.
Предоставляемый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельный участок не ограничен границами горного отвода. В статье 25.1 закона "О недрах" предоставление земельного участка без проведение торгов ограничено лишь тем, что данный участок должен быть необходим для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что земельный участок необходим заявителю в целях реализации прав и обязанностей в рамках лицензии на пользование недр.
Ответчик в рассматриваемом случае на доказал законность принятого решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Основываясь на изложенном, суд первой инстанции правомерно признал требование о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении требования заявителя об обязании Комитета подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды, суд первой инстанции исходил из того, что отказ Комитета был основан только на том, что право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов у заявителя отсутствует, однако, в ходе рассмотрения дела ответчик приводил и иные основания для отказа в предоставлении заявителю земельного участка в аренду, которые не были положены в основу оспариваемого постановления.
Соглашаясь с такой позицией суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод о том, что Комитет должен повторно рассмотреть заявление АО "УК "Кузбассразрезуголь", поскольку, по сути, отказав в предоставлении земельного участка только по одному основанию, уполномоченный орган не рассмотрел заявление на предмет иных препятствий в предоставлении земельного участка.
Исходя из пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязывающего суд определить способ восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции возложил на Комитет обязанность повторно рассмотреть заявление о предоставлении АО "УК "Кузбассразрезуголь" земельного участка, изложенное в письме от 12.08.2019 N 18-2880, в установленном порядке.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Поскольку, приведенные в апелляционных жалобах доводы не нашли правового обоснования и документального подтверждения, они не могут являться основанием к отмене судебного акта.
В соответствии с изложенным суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы материалы дела, дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы права, подлежащие применению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 110, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 25.09.2020 по делу N А27-4618/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
Е.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-4618/2020
Истец: ОАО Угольная Компания "Кузбассразрезуголь"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальной собственностью Прокопьевского муниципального района
Третье лицо: Департамент по недропользованию по Сибирскому федеральному округу