город Омск |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А70-22399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тетериной Н.В.
судей Аристовой Е.В., Рожкова Д.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Набиевым М.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12043/2020) акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" на решение от 14.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-22399/2019 (судья Игошина Е.В.) по иску акционерного общества "Энергосбытовая компания "Восток" (ОГРН 1037739123696, ИНН 7705424509) к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (ОГРН 1028900704250, ИНН 8905018707) о взыскании 628 677 руб. 52 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Энергосбытовая компания "Восток" (далее - общество, АО "ЭК "Восток") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница" (далее -учреждение, ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ") о взыскании 612 447 руб. 66 коп. задолженности по государственному контракту от 07.03.2019 N НФ00ЭЭ0000044256 (далее - контракт) за сентябрь 2019 года, 16 229 руб. 86 коп. пени за период с 19.10.2019 по 10.12.2019, начисленной в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) с последующим начислением пени по день фактической оплаты долга.
Определением от 14.05.2020 судом первой инстанции принято уточнение иска, а именно: истец просил взыскать 603 618 руб. 55 коп. задолженности за поставленный ресурс, 24 794 руб. 79 коп. пени за период с 19.10.2019 по 15.01.2020.
Решением от 14.09.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа исковые требования удовлетворены частично: с ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в пользу АО "ЭК "Восток" взыскано 99 191 руб. 08 коп. основного долга, 2 886 руб. 08 коп. пени, 2 530 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины; с ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" в пользу АО "ЭК "Восток" взысканы пени на сумму основного долга 99 191 руб. 08 коп. в размере 1/130 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, начиная с 16.01.2020 по день фактической оплаты. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения, АО "ЭК "Восток" в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы АО "ЭК "Восток" указывает следующие доводы: истцом выявлены несоответствия измерительных приборов 28.05.2019 и 31.05.2019, однако только 19.09.2019 ответчиком подана заявка на принятие приборов учета в эксплуатацию, по результатам исполнения которой 27.09.2019 составлены акты допуска, в связи с чем, с даты выявления непригодности приборов учета показания таковых не принимались и не могли быть приняты во внимание; тот факт, что ответчиком в июне 2019 года осуществлена замена трансформаторов тока на спорных объектах не свидетельствует о том, что спорные приборы могли считаться расчетными, поскольку не был составлен соответствующий акт допуска гарантирующим поставщиком; считает не верным вывод суда об осведомленности устранения неисправности прибора учета, исходя из того, что прибор учета в рентген-кабинете числился, как расчетный, так как неисправность данного прибора учета не устанавливалась и его показания принимались истцом. Поэтому применение расчетного способа в отношении неисправных приборов учета при определении объема отпущенной электроэнергии являлось правомерным.
От ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без изменения.
АО "ЭК "Восток" и ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании статей 123, 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил, что между АО "ЭК "Восток" (гарантирующий поставщик) и ГБУЗ ЯНАО "Ноябрьская ЦГБ" (госзаказчик) заключен государственный контракт, по условиям которого гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) госзаказчику, а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии госзаказчику в точках поставки, определенных приложением N 1 к настоящему контракту, а госзаказчик обязался принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, а также выполнять иные обязательства, предусмотренные настоящим контрактом (пункт 2.1 контракта).
Согласно приложениям N 1, 2 к контракту сторонами согласован следующий перечень точек поставки и средств учета электрической энергии (мощности):
поликлиника 629800, Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск, тер. Вынгапуровский, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 N 14960699;
фтизиатрия 629800, Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск, тер. Вынгапуровский, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 N 15505477;
женская, детская консультация 629800, Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск, тер. Вынгапуровский, прибор учета Меркурий 230 АМ-03 N 14972753;
рентген-кабинет 629800, Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск, тер. Вынгапуровский, прибор учета ЦЭ6803В N 9131067005436.
Согласно пункту 3.2.2 контракта исполнитель вправе иметь доступ для своих уполномоченных представителей и представителей сетевой организации к электрическим установкам и измерительному комплексу объектов, в том числе приборами учета госзаказчика, а также необходимой технической документации, связанной с исполнением настоящего контракта, для:
а) проверки условий эксплуатации и сохранности приборов учета, проверки достоверности учета электроэнергии, проверки правильности снятия показаний, достоверности представленных госзаказчиком сведений и показаниях приборов учета электрической энергии, снятия контрольных показаний в порядке и с периодичностью, установленной основными положениями, установки контрольных пломб (в том числе антимагнитных) и (или) знаков визуального контроля на элементах измерительных комплексов учета электрической энергии;
б) составления акта неучтенного потребления энергии (мощности);
в) проведения замеров для определения качества энергии;
г) ограничения полностью или частично режима потребления энергии (мощности) согласно порядка установленного действующим законодательством.
При обнаружении фактов безучетного потребления электрической энергии выдавать обязательные для исполнения госзаказчиком предписание на устранение выявленных нарушений с указанием срока устранения нарушения, выдавать уведомления с предложением направить прибор учета на экспертизу в связи с выявлением факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) (пункт 3.2.3 контракта).
Согласно пункту 3.3.7 контракта госзаказчик обязан надлежащим образом за свой счет самостоятельно либо с привлечением третьих лиц обеспечить надлежащее техническое состояние, осуществлять эксплуатацию и техническое обслуживание находящихся в зоне эксплуатационной ответственности госзаказчика энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства, приборов и оборудования в соответствии с действующим законодательством и нести ответственность за их состояние.
Также в соответствии с пунктом 3.3.9 контракта госзаказчик обязан обеспечить соответствие приборов учета и измерительных трансформаторов обязательным требованиям нормативных актов, а также целостность всех пломб и сохранность знаков визуального контроля на элементах измерительных комплексов учета электрической энергии, не допускать использование магнитов с целью вмешательства в работу приборов учета и измерительных трансформаторов.
Настоящий контракт вступает в силу с даты подписания сторонами и распространяет свое действие на правоотношения сторон возникшие с 01 января 2019 года. Контракт действует до 31 декабря 2019 года, а в части оплаты потребленной электрической энергии до полного исполнения сторонами своих обязательств (пункт 7.1 контракта).
Истцом 28.05.2019, 31.05.2019 проведены плановые проверки приборов учета ответчика заводской номер N 14972753 (женская, детская консультация), N 14960699 (поликлиника), N 15505477 (фтизиатрия) (адрес проведения проверок: Ямало-Ненецкий АО, г. Ноябрьск, Вынгапуровский мкр), по итогам которой в связи с истечением срока межповерочного интервала предписано произвести замену трансформаторов тока.
Составлены и подписаны акты от 28.05.2019 N 8009179300303, от 31.05.2019 N 8009351200203, от 31.05.2019 N 8009351200103 о несоответствии приборов учёта электрической энергии требованиям действующих нормативно-технических документов.
Во исполнение предписания о замене трансформаторов тока 03.06.2019 и 06.06.2019 ответчиком с привлечением подрядной организации (общество с ограниченной ответственностью "КоммунЭнергоСервис-2") осуществлена замена трансформаторов тока.
Проверка приборов учета по заявке ответчика от 16.09.2019 на предмет допуска измерительного комплекса электрической энергии учреждения проведена обществом и допущены в эксплуатацию спорные приборы учета в эксплуатацию 27.09.2019.
В связи с указанными обстоятельствами обществом произвело расчет объема электрической энергии, поставленной в сентябре 2019 года, расчетным способом.
Учитывая, что ответчик не оплатил стоимость потребленной в заявленный период электрической энергии, общество обратилось в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований с учетом установленных фактических обстоятельств для применения в целях расчета объема потребленного в спорный период ресурса положений пунктов 166, 179 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442, в редакции, действующей в спорный период), определив таковой по показаниям приборов учета.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, а доводы апелляционной жалобы расценивает как необоснованные, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статей 541, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 ГК РФ).
Факт поставки истцом ответчику электрической энергии в спорном периоде документально подтвержден и последним не оспаривается.
Спорным моментом является объем ресурса, порядок его определения.
Так, истец произвел расчет объема потребленной ответчиком в сентябре 2019 года электрической энергии по мощности, руководствуясь положениями пунктов 166, 179 Основных положений N 442.
По правилам пункта 179 Основных положений N 442 в случае неисправности, утраты или истечения срока межповерочного интервала расчетного прибора учета либо его демонтажа в связи с поверкой, ремонтом или заменой определение объема потребления электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии осуществляется в порядке, установленном пунктом 166 настоящего документа для случая непредоставления показаний прибора учета в установленные сроки.
В пункте 166 Основных положений N 442 указано, что в случае непредставления потребителем показаний расчетного прибора учета в установленные сроки и при отсутствии контрольного прибора учета: для 1-го и 2-го расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, - также и почасовые объемы потребления электрической энергии, определяются исходя из показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года, а при отсутствии данных за аналогичный расчетный период предыдущего года - на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были предоставлены; для 3-го и последующих расчетных периодов подряд, за которые не предоставлены показания расчетного прибора учета, объем потребления электрической энергии определяется расчетным способом в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу, а для потребителя, в расчетах с которым используется ставка за мощность, почасовые объемы потребления электрической энергии определяются расчетным способом в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 приложения N 3 к настоящему документу.
При этом неисправность приборов учета истец связывает с выявленным в результате проверки 28.05.2019 и 31.05.2019 истечением срока поверки трансформаторов тока, что зафиксировано в актах от 28.05.2019 N 8009179300303, от 31.05.2019 N 8009351200203, от 31.05.2019 N 8009351200103.
Данное обстоятельство учреждением не оспаривается.
В соответствии с пунктом 44 Основных положений N 442 определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком в точках поставки по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) за расчетный период, осуществляется на основании данных об объемах потребления электрической энергии (мощности), определенных в соответствии с разделом X настоящего документа с использованием приборов учета или расчетных способов, при этом определение объема покупки электрической энергии (мощности), поставленной гарантирующим поставщиком по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), заключенному в соответствии с пунктом 65 настоящего документа, осуществляется с учетом положений указанного пункта.
Согласно пункту 136 Основных положений N 442 определение объема потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, а также фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства осуществляется на основании данных, полученных:
- с использованием указанных в настоящем разделе приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, систем учета;
- при отсутствии приборов учета и в определенных в настоящем разделе случаях - путем применения расчетных способов, предусмотренных настоящим документом и приложением N 3.
Исходя из приведенных положений, а также требований статей 541, 544 ГК РФ, законодатель отдает безусловный приоритет учетному (приборному) способу определения объема поставленных энергоресурсов, основанному на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета, при нарушении сроков представления показаний приборов учета (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2016 N 305-ЭС16-3833).
В пункте 137 Основных положений N 442 установлено, что приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).
Достоверность сведений, полученных с помощью приборов учета, обеспечивается путем соблюдения сторонами нормативно установленных требований к техническим характеристикам приборов, порядку их установки и принятию в эксплуатацию, периодичности поверки и сохранению средств маркировки, сохранности в ходе эксплуатации.
При этом под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки (пункт 136 Основных положений N 442).
На основании пункта 2.11 типовой инструкции по учету электроэнергии при ее производстве, передаче и распределении (РД 34.09.101-94), утвержденной Минтопэнерго России 02.09.1994, измерительный комплекс средств учета электроэнергии - это совокупность устройств одного присоединения, предназначенных для измерения и учета электроэнергии (трансформаторы тока, трансформаторы напряжения, счетчики электрической энергии, датчики импульсов, сумматоры и их линии связи) и соединенных между собой по установленной схеме.
Следовательно, общество правомерно исходило из того, что установленный при проведении проверки в мае 2019 года факт истечения срока поверки трансформаторов тока создает законодательно предусмотренную презумпцию неисправности узла учета электрической энергии.
Между тем данная презумпция некорректности определения таким прибором учета количества ресурса может быть опровергнута потребителем.
В частности, потребитель, пропустивший срок поверки, не лишен возможности представить доказательства, опровергающие пороки учета и необходимость исчисления объема полученного ресурса расчетным путем, поскольку последующее признание прибора учета (измерительного трансформатора в составе системы учета) соответствующим метрологическим требованиям лишь подтверждает его соответствие указанным требованиям на весь период после окончания срока поверки (пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений"). В процессе эксплуатации приборов учета (системы учета) улучшения их технических характеристик (параметров), влияющих на результат и показатели точности измерений, не происходит (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 310-ЭС19-27004, N 301-ЭС19-23247).
В рассматриваемой ситуации следующая из истечения межповерочного интервала трансформаторов тока презумпция некорректной работы узла учета опровергнута.
Как указывалось выше, учреждением представлены документы, подтверждающие факт замены 03 и 06.06.2019 трансформаторов тока с истекшим сроком поверки на новые. В отношении каждого нового трансформатора тока ответчиком представлен паспорт, согласно которому поверка трансформаторов проведена в апреле 2019 года, периодическая поверка проводится один раз в 8 лет.
В последующем (27.09.2019), истцом приборы учета с установленными новыми трансформаторами тока допущены в эксплуатацию, то есть таковые признаны пригодными в целях определения объема ресурса, каких-либо замечаний по работе приборов учета, включая новые трансформаторы тока, не указано, как и не установлено вмешательства в работу прибора учета (составляющих измерительного комплекса).
Следовательно, ввод в эксплуатацию измерительного комплекса подтверждает факт его исправности с вновь установленными трансформаторами тока и до момента такого ввода, учитывая отсутствие иных выявленных замечаний к приборам учета, отсутствие обстоятельств, позволяющих констатировать злоупотребление правом со стороны учреждения.
Таким образом, оценив доказательства по делу по правилам статей 65, 67, 68, 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к мотивированному выводу о возможности при установленных обстоятельствах учитывать показания спорных приборов учета в целях определения объема ресурса, поставленного в сентябре 2019 года.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, взыскав с ответчика задолженность в размере 99 191 руб. 08 коп. (стоимость ресурса, определенного по показаниям приборов учета) и неустойку, исчисленную, исходя из указанного долга (статьи 329, 330, 332 ГК РФ, пункт 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике).
Доводы апелляционной жалобы истца при повторном рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции проверены и отклоняются по вышеизложенным мотивам.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Следовательно, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. при подаче апелляционной жалобы в связи с отказом в ее удовлетворении суд апелляционной инстанции по правилам статьи 110 АПК РФ относит на подателя жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.09.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-22399/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Тетерина |
Судьи |
Е.В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-22399/2019
Истец: АО ЭК Восток, АО "ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ "ВОСТОК"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "НОЯБРЬСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА"
Хронология рассмотрения дела:
01.03.2021 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-193/2021
10.12.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-12043/20
14.09.2020 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-22399/19
13.08.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8107/20