г. Саратов |
|
08 декабря 2020 г. |
Дело N А12-8777/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Акимовой М.А., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мацуциным Е.В.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" Зимина М.Ю., действующего на основании доверенности от 27.10.2020 N 68, представителя инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области Ванюкова Р.В., действующего на основании доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2020 года по делу N А12-8777/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (404130, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 7-я Автодорога, д. 19, каб. 2.4, ОГРН 1163443069140, ИНН 3435126290)
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (404130, Волгоградская область, г. Волжский, пр. Ленина, д. 46, ОГРН 1043400122226, ИНН 3435111400), Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (400005, г. Волгоград, пр. им. В.И. Ленина, д. 90, ОГРН 1043400221127, ИНН 3442075551)
о признании недействительными ненормативных актов,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (далее - ООО "Волжские тепловые сети", налогоплательщик, общество, заявитель) с заявлением о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - ИФНС России по г. Волжскому, налоговый орган, инспекция) от 07.10.2019 N 150 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения ИФНС России по г. Волжскому от 07.10.2019 N 4 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), решения Управления Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (далее - УФНС России по Волгоградской области, Управление) от 31.12.2019 N 1311.
Решением суда первой инстанции от 30 сентября 2020 года в удовлетворении требований налогоплательщика отказано.
ООО "Волжские тепловые сети" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования налогоплательщика в полном объеме.
ИФНС России по г. Волжскому в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УФНС России по Волгоградской области явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 24.01.2019 ООО "Волжские тепловые сети" представило в ИФНС России по г. Волжскому первичную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2018 года, в которой исчислен НДС к возмещению в сумме 22 807 997 руб.
ИФНС России по г. Волжскому проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации, по результатам которой составлен акт от 15.05.2019 N 4918.
07.10.2019 по результатам рассмотрения акта и других материалов налоговой проверки инспекцией принято решение N 150 об отказе в привлечении ООО "Волжские тепловые сети" к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым уменьшен заявленный к возмещению НДС в сумме 10 516 284 руб., обществу предложено внести изменения в документы бухгалтерского учета.
07.10.2019 налоговым органом также принято решение N 4 об отказе в возмещении частично НДС, заявленного к возмещению, которым налогоплательщику отказано в возмещении НДС в сумме 10 516 284 руб.
Не согласившись с вынесенными инспекцией решениями, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган - УФНС России по Волгоградской области.
Решением УФНС России по Волгоградской области от 31.12.2019 N 1311 жалоба общества оставлена без удовлетворения, решения налогового органа - без изменения.
Полагая, что решения инспекции от 07.10.2019 N 150, от 07.10.2019 N 4, решение Управления от 31.12.2019 N 1311 являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, ООО "Волжские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения налогового вычета по НДС по корректировочным счетам-фактурам, выставленным в адрес ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ" и ООО "УК Флагман-Сервис" ввиду неполучения от указанных лиц согласия на проведение корректировки.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции верными.
Как следует из материалов дела, в проверяемый период ООО "Волжские тепловые сети" осуществляло поставку тепловой энергии для нужд населения управляющим компаниям, товариществам собственников жилья, в том числе ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ", ООО "УК Флагман-Сервис".
В связи с возможностью определить разницу между показаниями, выставленными по нормативу потребления тепловой энергии и фактическими показаниями общедомовых приборов учета, отработавших бесперебойно в течение календарного года, налогоплательщиком составлены корректировочные счета-фактуры, в которых уменьшена стоимость и объем реализованной тепловой энергии.
На основании корректировочных счетов-фактур, выставленных заявителем ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ", ООО "УК Флагман-Сервис", налогоплательщиком в 4 квартале 2018 года применены налоговые вычеты по НДС в сумме 10 516 284 руб.
В соответствии со статьей 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса Российской Федерации, на налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно статье 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии соответствующих первичных документов.
Пунктом 13 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цен (тарифов) и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, вычетам у продавца этих товаров (работ, услуг), имущественных прав подлежит разница между суммами налога, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав до и после такого уменьшения.
В соответствии с пунктом 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычеты суммы разницы, указанной в пункте 13 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пунктами 5.2 и 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Согласно пункту 3 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что обществом в книгу покупок включены корректировочные счета-фактуры, выставленные в адрес ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ", ООО "УК Флагман-Сервис"в связи с изменением порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, в связи с возможностью определить разницу между показаниями, выставленными по нормативному потреблению и фактическими показаниями общедомовых приборов учета, отработавших бесперебойно в течение календарного года.
При этом после корректировки налогоплательщиком налоговой базы и выставления им в одностороннем порядке корректировочных счетов-фактур, покупателями (ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ" и ООО "УК Флагман-Сервис") не были проведены корректировки объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств.
Налоговым органом установлено, что ООО "Лада Дом", ООО "МПЖХ" и ООО "УК Флагман-Сервис" выразили отказ в подписании актов-приема передач, не признали правомерным выставленные обществом корректировочные счета-фактуры.
Как установлено инспекцией, между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "Лада-дом" заключен договор теплоснабжения от 30.01.2015 N 111.
24.08.2016 между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "Лада-дом" заключено дополнительное соглашение к указанному договору, в соответствии с которым стороны установили, что объем полезного отпуска по отоплению определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год с последующей корректировкой 1 раз в год.
Уведомлением от 17.09.2018 N 01/4470 ООО "Волжские тепловые сети" сообщило ООО "Лада-дом", что с целью приведения деятельности к нормам действующего законодательства РФ (пункт 21 Правил N 124), обществом принято решение о расторжении с 01.01.2019 дополнительного соглашения от 24.08.2016 N 14 к договору теплоснабжения от 30.01.2015 N 111.
Также ООО "Волжские тепловые сети" направило ООО "Лада-дом" оферту дополнительного соглашения от 22.10.2018 N 25, вступающего в силу с 01.01.2019, в котором указано на прекращение порядка определения объема коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний исходя из норматива потребления) с проведением корректировки один раз в год согласно данным, указанным в двусторонних актах, ежемесячно фиксирующих объем тепловой энергии.
ООО "Лада Дом" отказалось от заключения дополнительного соглашения, указав, что действующий в настоящее время порядок расчетов между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией за тепловую энергию равномерно в течение календарного года полностью соответствует пункту 25.1 Правил N 124.
Между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "МПЖХ" заключен договор теплоснабжения от 23.04.2015 N 86 с целью предоставления коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей многоквартирных жилых домов.
Дополнительным соглашением от 24.08.2016 N 9 к договору стороны определили, что в связи с применением на территории Волгоградской области порядка начисления платы по отоплению потребителям в размере 1/12 с последующим перерасчетом, объем коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется теплоснабжающей организацией один раз в год, согласно данным указанным в двусторонних актах.
Письмом от 17.09.2018 N 01/4473 ООО "Волжские тепловые сети" уведомило ООО "МПЖХ" о расторжении в одностороннем порядке дополнительного соглашения от 24.08.2016 N 9 к договору от 23.04.2015 N 86.
При этом, ООО "МПЖХ" согласия на изменение условий указанного договора не давало, поскольку считает, что предложенный ООО "Волжские тепловые сети" способ определения объема коммунального ресурса тепловой энергии на нужды отопления не соответствует порядку начисления и предъявления платы гражданам за коммунальную услугу "отопление" на территории городского округа - город Волжский.
Между ООО "Волжские тепловые сети" и ООО "УК Флагман-Сервис" заключен договор теплоснабжения от 01.10.2009 N 75 с целью предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению для потребителей многоквартирных жилых домов.
Дополнительным соглашением от 24.08.2016 N 24 к договору стороны определили, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору теплоснабжения, определяется исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий год (а при отсутствии таких показаний-исходя из норматива потребления). При этом объем тепловой энергии, поставляемый в многоквартирный дом, фиксируется ежемесячно двусторонними актами, исходя из текущих показаний приборов учета, а объем, подлежащий оплате в текущем месяце, корректируется теплоснабжающей организацией один раз в год, согласно данным указанным в двусторонних актах.
Письмом от 22.10.2018 N 2458 в адрес ООО "УК Флагман-Сервис" поступило дополнительное соглашение N 36 к вышеуказанному договору.
Налоговым органом установлено, что ООО "УК Флагман-Сервис", согласия на изменение условий вышеуказанного договора не давало.
Таким образом, ИФНС России по г. Волжскому в ходе проверки установлено, что обществом не получено согласие от контрагентов на проведение соответствующих корректировок путем выставления корректировочных счетов-фактур за 4 квартал 2018 года на сумму 38 940 082 руб., в том числе НДС - 10 516 284 руб., а составленные и подписанные в одностороннем порядке акты об изменении стоимости поставленной тепловой энергии не могут служить доказательством, подтверждающим симметричную корректировку между налогоплательщиком и потребителем.
Учитывая, что после корректировки налогоплательщиком налоговой базы и выставления им в одностороннем порядке корректировочных счетов-фактур, покупателями не были проведены корректировки объемов коммунальных ресурсов и налоговых обязательств, налоговый орган правомерно отказал заявителю в применении указанных вычетов по НДС.
Как верно указал суд первой инстанции, само по себе наличие расхождения между показаниями, выставленными по нормативу потребления тепловой энергии, и фактическими показаниями общедомовых приборов учета для целей налогообложения не имеет правового значения, поскольку, в конкретном случае управляющими компаниями не проведена корректировка налоговых обязательств, что указывает не отсутствие согласия с порядком определения обществом объема коммунального ресурса и выставлением корректировочных счетов-фактур.
Данные выводы согласуются с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.04.2017 N 309-КГ17-2046.
При указанных обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении требований о признании недействительными решений ИФНС России по г. Волжскому от 07.10.2019 N 150, от 07.10.2019 N 4.
Судом первой инстанции также обоснованно отказано в удовлетворении требований заявителя о признании недействительным решения УФНС России по Волгоградской области от 31.12.2019 N 1311.
Как следует из пункта 75 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" решение вышестоящего налогового органа, принятое по жалобе налогоплательщика, может являться самостоятельным предметом оспаривания в суде, если оно представляет собой новое решение, а также по мотиву нарушения процедуры его принятия либо по мотиву выхода вышестоящего налогового органа за пределы своих полномочий.
Из материалов дела усматривается, что решением Управления решения инспекции оставлены без изменения; в заявлении отсутствуют доводы о нарушении Управлением процессуальных норм при вынесении ненормативных актов.
Таким образом, решение управления не может быть самостоятельным предметом оспаривания в суде, поскольку оно не является новым решением и не дополняет решение инспекции.
В апелляционной жалобе ООО "Волжские тепловые сети" указывает, что согласно пояснениям ООО "РЦВ", оказывающего налогоплательщику услуги по выставлению счетов-фактур в рамках агентского договора от 14.11.2014 N 14/1-86, выставление корректировочных счетов-фактур осуществлялось на основании информации об изменении объемов реализации тепловых ресурсов, полученной от ООО "Волжские тепловые сети" и управляющих компаний исходя из ведомостей начислений, в том числе корректировочных, а также ведомостей фактического потребления, показатели которых согласованы как со стороны управляющих компаний, так и ООО "Волжские тепловые сети".
По мнению налогоплательщика, составленные управляющими компаниями ведомости в рассматриваемом случае являются документом, который выражает согласие управляющих компаний на изменения объемов тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод, поскольку ведомость не выражает согласие покупателя на изменение стоимостного выражения, а лишь свидетельствует о фактических данных, расположенных в определённом порядке при возможном указании сумм, видов расчетов и прочее.
Ведомости фактического потребления не являются первичным документом, с которыми пункт 10 статьи 172 Налогового кодекса Российской Федерации связывает возможность применения налоговых вычетов разницы стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Доводы налогоплательщика, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "Волжские тепловые сети" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30 сентября 2020 года по делу N А12-8777/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-8777/2020
Истец: ООО "ВОЛЖСКИЕ ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. ВОЛЖСКОМУ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1161/2021
09.04.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2264/2021
08.12.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9649/20
30.09.2020 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8777/20