г. Хабаровск |
|
09 декабря 2020 г. |
А04-4412/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мильчиной И.А.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербак Д.А.
в отсутствие участвующих в деле лиц,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу исполняющего обязанности прокурора Бурейского района
на решение от 07.09.2020
по делу N А04-4412/2020
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению исполняющего обязанности прокурора Бурейского района
к муниципальному унитарному предприятию "Флагман" муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской области (ОГРН 1182801011051, ИНН 2813010538)
о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора Бурейского района обратился в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия "Флагман" муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской области (далее - МУП "Флагман") к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 07.09.2020 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, прокурор Бурейского района обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение и направить дело на новое рассмотрение.
В жалобе заявитель привел доводы о несогласии с выводом суда об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, считая его составляющим один год с момента совершения правонарушения.
МУП "Флагман" не представило отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в соответствии со статьями 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, МУП "Флагман" является организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) канализации в пгт. Новобурейский.
В целях осуществления указанной деятельности между публичным акционерным обществом "ДЭК" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ПАО "ДЭК") (гарантирующий поставщик) и МУП "Флагман" (потребитель) заключен договор энергоснабжения от 06.12.2018 N РАБУ1253, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (сетевые организации) оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретенную электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
Поскольку общая задолженность по оплате электроэнергии, составляющая 5 537,1 тыс. руб., в том числе: за сентябрь 2019 года - 307,4 тыс. руб., за октябрь 2019 года - 1 903,3 тыс. руб., за ноябрь 2019 года - 1 507,2 тыс. руб., за декабрь 2019 года - 1 819,2 тыс. руб., превысила двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) - 1 417,9 тыс. руб., ПАО "ДЭК" направило должнику уведомление от 06.02.2020 N 07-01/516 о предоставлении обеспечения исполнения обязательств в виде безотзывной банковской гарантии, которая должна быть направлена в адрес гарантирующего поставщика в течение 62 дней после получения данного уведомления со сроком действия 6 месяцев и с указанием величины обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) - 5 537,1 тыс. руб. Уведомление также содержит расчет среднемесячной величины обязательств и размер задолженности должника по договору энергоснабжения.
Указанное уведомление направлено МУП "Флагман" по почте заказным письмом с уведомлением о вручении (РПО N 67597244005557) и получено 12.02.2020, следовательно, 62-дневный срок истекал 14.04.2020.
Согласно справке ПАО "ДЭК", по состоянию на 17.04.2020 потребителем не оплачена задолженность по договору энергоснабжения от 06.12.2018 N РАБУ1253 в размере 11 438 709,61 руб., в том числе обязательства по оплате электрической энергии, указанные в уведомлении от 06.02.2020 N 07-01/516. Также не предоставлено обеспечение исполнения обязательств в виде безотзывной банковской гарантии.
28.04.2020 в прокуратуру Бурейского района поступило обращение ПАО "ДЭК" от 22.04.2020 N 71-2-1-8/1823 о возбуждении в отношении МУП "Флагман" дела об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ, мотивированное наличием задолженности по оплате электроэнергии, превышающей двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электроэнергии.
По указанному факту в отношении МУП "Флагман" исполняющим обязанности прокурора Бурейского района возбуждено дело по признакам административного правонарушения по статье 14.61 КоАП РФ, о чем в присутствии директора Решетнева А.А. вынесено соответствующее постановление от 03.06.2020, которое с материалами проверки направлено в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) предприятия признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ. Вместе с тем отказал в удовлетворении требования прокуратуры, признав истекшим трехмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об истечении на момент принятия решения трехмесячного срока давности на привлечение к административной ответственности, исчисляя его с 15.04.2020, поскольку диспозиция предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ административного правонарушения охватывает незаконные действия (бездействие) лица в области электроэнергетики, следовательно, подлежит применению годичный срок, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.
Статьей 14.61 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере энергоснабжения.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате, связанное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по оплате в соответствии с договорами о предоставлении энергетических ресурсов.
Пунктом 6 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что для потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком. При установлении данных критериев Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения данными потребителями электрической энергии обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Гарантирующие поставщики обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей электрической энергии, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности). В направляемом потребителю электрической энергии уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено гарантирующему поставщику, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителями электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными гарантирующими поставщиками в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия) и условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Указанными в настоящем пункте потребителями электрической энергии по согласованию с гарантирующим поставщиком может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Срок, в течение которого действует обязанность потребителя электрической энергии, соответствующего установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенного гарантирующим поставщиком, по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Нарушение установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок определения потребителей, обязанных предоставлять гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), и порядок предоставления указанного обеспечения установлен разделом XIII Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
Пунктом 255 Основных положений установлено, что потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
При определении соответствия указанного потребителя критерию, установленному абзацем первым данного пункта, учитывается задолженность перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности), подтвержденная вступившим в законную силу решением суда или признанная таким потребителем.
В силу пункта 256 Основных положений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 данного документа критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) направляется в срок, не превышающий 6 месяцев со дня возникновения задолженности, при наличии которой в соответствии с пунктом 255 Основных положений потребитель обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Основных положений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Основных положений).
Пунктом 259 Основных положений установлено, что срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
Материалами дела подтверждается факт наличия задолженности по состоянию на 06.02.2020 МУП "Флагман" перед ПАО "ДЭК" по оплате за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения от 06.12.2018 N РАБУ1253 в размере 5 537,1 тыс. руб. за период сентябрь - декабрь 2019 года. Названный размер задолженности превышал двойной размер среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (1 417,9 тыс. руб.). Таким образом, предприятие обладало квалифицирующими признаками лица, в отношении которого у гарантирующего поставщика возникла обязанность по направлению уведомления о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии.
12.02.2020 предприятие получило от ПАО "ДЭК" уведомление от 06.02.2020 N 07-01/516, которым предложено в течение 62 дней после получения данного уведомления предоставить безотзывную банковскую гарантию.
При этом в течение указанного срока предприятием не предоставлено обеспечение исполнения обязательств, задолженность в полном объеме не погашена. Срок предоставления банковской гарантии истек 14.04.2020.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.06.2020, уведомлением ПАО "ДЭК" от 06.02.2020 N 07-01/216, справкой о задолженности ПАО "ДЭК" от 06.02.2020, письмом ПАО "ДЭК" от 22.04.2020 N 71-2-1-8/1823, ответом МУП "Флагман" от 14.05.2020 N 289 и предприятием не оспариваются.
С учетом изложенного в действиях (бездействии) МУП "Флагман", выразившихся в невыполнении требования по обеспечению исполнения обязательств по оплате электрической энергии в срок, установленный в уведомлении гарантирующего поставщика, имеются признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
В деле не имеется доказательств, подтверждающих принятие МУП "Флагман" всех зависящих от него мер по предоставлению банковской гарантии. При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности юридическое лицо реальную имело возможность не допустить совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил в сфере электроэнергетики не установлено, в связи с чем вина предприятия в совершении вменяемого административного правонарушения также имеет место.
Письмо филиала "Амурский" АО "ТЭМБР-БАНК" от 08.05.2020 N 29 содержит сведения об остатках денежных средств на расчетном и специальном счетах предприятия, а также о непогашенной картотеке документов, тем самым не свидетельствует о принятии им исчерпывающих мер для предотвращения совершения правонарушения.
Обращений предприятия в кредитные организации о предоставлении безотзывной банковской гарантии и ответов на них с отказом материалы дела не содержат.
Также отсутствуют доказательства согласования потребителем с гарантирующим поставщиком возможности предоставления государственной или муниципальной гарантии, либо обеспечения исполнения обязательств иными способами, предусмотренными законом или договором, равно как и не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер, направленных на исполнение в полном объеме обязательств по оплате электрической энергии, неисполнение которых послужило основанием для возникновения обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств.
Тяжелое финансовое положение не является условием, освобождающим лицо от ответственности за несоблюдение обязательных требований, установленных порядком предоставления энергетических ресурсов.
Предусмотренная статьей 38 Закона N 35-ФЗ обязанность по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии не содержит исключений, связанных с отсутствием денежных средств у потребителя электрической энергии.
Изложенное позволяет признать наличие в деянии МУП "Флагман" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ, соответственно заявленное прокурором требование подлежало удовлетворению.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности деяния, посягающего на установленный и охраняемый государством порядок общественных отношений в сфере электроэнергетики, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о невозможности освобождения предприятия от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вменяемое правонарушение относится к административным правонарушениям с формальным составом. При этом существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, предусмотренных законодательством об электроэнергетике. Исключительных обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, не установлено.
Совокупность условий для применения к юридическому лицу положений статьи 4.1.1 КоАП РФ отсутствует, поскольку действиями (бездействием) потребителя причинен имущественный ущерб поставщику электроэнергии.
Принимая во внимание социальную значимость предприятия, его финансовое положение, отсутствие отягчающих обстоятельств, с учетом частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции полагает возможным назначить штрафную санкцию исходя их минимального размера, установленного статьей 14.61 КоАП РФ для юридических лиц, снизив штраф до 50 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления суда апелляционной инстанции в законную силу. Доказательства уплаты штрафа представить в арбитражный суд.
Штраф следует перечислить по следующим реквизитам: получатель Прокуратура Амурской области, ИНН 2801018780, КПП 280101001, расчетный счет 40101810000000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области в г. Благовещенск, БИК 041012001, ОКАТО 10401000000, КБК 41511690010016000140, уникальный идентификатор начисления 41528132006000000031.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь частями 3.2, 3.3 статьи 4.1, частью 3 статьи 23.1, статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 07.09.2020 по делу N А04-4412/2020 отменить.
Привлечь муниципальное унитарное предприятие "Флагман" муниципального образования рабочий поселок Новобурейский Бурейского района Амурской области (676720, Амурская область, поселок городского типа Новобурейский, ул. Советская, д. 68, офис 1; ОГРН 1182801011051, ИНН 2813010538) к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.А. Мильчина |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-4412/2020
Истец: И.о. прокурора Бурейского района советник юстиции Яременко С.В.
Ответчик: МУП "Флагман" Муниципального образования