г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А40-161809/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Суминой О.С., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Море пива"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2020 г. по делу N А40-161809/20
по заявлению ООО "Море пива"
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении от 03.07.2020 г. N 0101/220420/01457 в части размера штрафа
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Аристеев М.С. по доверенности от 25.12.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Море пива" (далее - Заявитель, ООО "Море пива", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу (далее - Ответчик, МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО, Управление, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 03.07.2020 г. N 0101/220420/01457 в части размера штрафа до 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2020 г. в удовлетворении заявления ООО "Море пива" отказано.
ООО "Море пива" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направил, заявлений и ходатайств суду не представил.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым постановлением Управления по делу об административном правонарушении от 03.07.2020 г. N 0101/220420/01457 ООО "Море пива" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа размере 300 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Как следует из материалов административного дела, в период с 01.03.2020 г. по 31.03.2020 г. при проведении мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями за исполнением отдельных обязательных требований Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ) посредством анализа информации, содержащейся на сервере аналитической отчетности: http://l0.10.0.212/Reports/ в части оборота не маркируемой алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) с истекшим сроком годности, в отношении организаций, осуществляющих деятельность на территории Центрального федерального округа за период с 01.03.2020 г. по 31.03.2020 г., установлено что ООО "Море пива", адрес места нахождения: Россия, 600035, Владимирская обл., ул. Безыменского, дом 2А, этаж цокольный, офис 2, по адресу места осуществления деятельности: 600007, Россия, г. Владимир, Полины Осипенко ул., 53 по состоянию на 01.04.2020 г., в ЕГАИС зафиксированы поставки не маркируемой алкогольной продукции с истекшим сроком годности в общем количестве 72 дал, по представленным в материалах административного дела товарно-транспортным накладным.
Таким образом, Ответчиком сделан вывод, что ООО "Море пива", по адресу места осуществления деятельности: 600007, Россия, г. Владимир, Полины Осипенко ул., 53, в нарушение требований и положений статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, осуществляет оборот алкогольной продукции с нарушением технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции и выпуск в обращение алкогольной продукции не соответствующей таким требованиям, что указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
22.04.2020 г. по вышеуказанным фактам в отношении ООО "Море пива" (ИНН 3329087628, КПП 332845001) возбуждено дело об административном правонарушении ответственность за которое, предусмотрена части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
29.04.2020 г. направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-2ю (исх.N у 1-ап4629/02 от 29.04.2020 г.) в адрес ООО "Море пива".
В ответ на определение N 0101/220420/01457-2ю (исх.N у1-ап4629/02 от 29.04.2020 г.) ООО "Море пива" представлены заверенные копии:
товаросопроводительные документы;
декларации о соответствии с приложениями;
доверенность на Кулакова М.О.;
свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
приказ от 24.08.2016 г.;
паспорт директора;
договор аренды и акт;
Согласно объяснениям представителя по доверенности ООО "Море пива" Кулакова М.О., в период с 01 марта 2020 года по 31 марта 2020 года Общество, согласно приложенных, к настоящему объяснению товаросопроводительных документов -товарных накладных и товарно - транспортных накладных, производило поставки алкогольной продукции в адрес индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. При осуществлении своей деятельности Общество предпринимает все зависящие меры для недопущения поставок продукции с истекшим сроком годности. В случае выявления таких фактов предпринимаются все возможные меры для недопущения реализации такой продукции потребителю. Обязательным этапом приемки, поставленной ООО "Море пива" алкогольной продукции, является совместная с покупателем сверка сроков годности поставленной продукции. Такая же процедура была осуществлена при поставке продукции по прилагаемым товаросопроводительным документам. При этом сторонами в ряде случаев действительно выявилась продукция срок годности которой истек. Незамедлительно в отношении указанной продукции покупателем совместно с поставщиком, составляется акт утилизации, алкогольная, продукция утилизировалась. Таким образом, возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений обществом с ограниченной ответственностью "Море пива" допущено не было".
03.07.2020 г. Обществом представлен Анализ счета за период с 01.01.2020 г. по 29.06.2020 г., а также штатное расписание N 4 от 01.12.2019 г.
Дополнительно в целях выяснения всех обстоятельств дела, 29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Китаев Эдуард Николаевич (ИНН 332907601572) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457 - 3ю (исх. N у1-ап4630/02 от 29.04.2020 г.).
30.04.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...поясняю, что не закупал не маркированную или продукцию с истекшим сроком годности."
29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Пестова Елена Валерьевна (ИНН 332905915260) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-4ю (исх. Nу1-ап4631/02 от 29.04.2020 г.).
05.05.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...при приемке товара я не обратила внимание на дату производства, после выяснения всех обстоятельств и отказа менеджера обменять на товар надлежащего качества, продукция была списана.".
29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Володеева Светлана Владимировна (ИНН 332909845020) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-5ю (исх. Nу1-ап4633/02 от 29.04.2020 г.).
06.05.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...т.к. доставка пива была в пятницу и в магазине, на момент приёма, было много покупателей, я,, в виду своей неопытности (в данном бизнесе всего 1 месяц), не обратила внимания на отсутствие этикетки на кеге и приняла товар. Сразу подтвердила накладную в ЕГАИС и продолжила работу в магазине.Вскрыла и подключила кегу 29.03.2020 г., в воскресенье, и списала ее в ЕГАИС. После подключения я обнаружила, что пиво испорчено и сразу отключила кегу от системы, нисколько из нее не продав. В понедельник, 30.03.2020 г., я обратилась к ООО "Море пива" с устной претензией по поводу качества пива и с просьбой оформить возврат. ООО "Море пива" в удовлетворении претензии мне отказал, в виду того, что на кеге не было этикетки и доказать, что это именно их пиво невозможно. Т.к. никаких проблем с данным поставщиком до этого момента не было, и сумма была невелика, я решила не портить отношения и приняла убытки на себя."
29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Квасников Владимир Александрович (ИНН 440119746184) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-6ю (исх. N у1-ап4635/02 от 29.04.2020 г.).
20.05.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...30.03.2020 г. в адрес ИП Квасников Владимир Александрович от ООО "Море пива" по ТТНN 590 поступила партия товара, в т.ч. пиво Бавария "Темное" фильтрованное с датой розлива 20.03.2017 г. Факт приема просроченной продукции был установлен 31.03.2020 года. Данная продукция в розничную продажу не поступала."
29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Казанцев Даниил Станиславович (ИНН 332808094917) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-7ю (исх. N у1-ап4636/02 от 29.04.2020 г.).
19.05.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...Факт закупки продукции с истекшим сроком годности подтверждаю. Данная продукция была утилизирована после того как поставщик отказался произвести возврат или обмен, сославшись на истечение 3-х дневного срока, установленного договором на проверку качества поставляемой продукции. В связи с понесенными убытками к материальной ответственности был привлечен продавец, принявший просроченный товар."
29.04.2020 г. в адрес контрагента ИП Федотов Владимир Петрович (ИНН 623100962486) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-8ю (исх. N у1-ап4641/02 от 29.04.2020 г.).
13.05.2020 г. в адрес Управления поступил ответ с приложением копий документов и со следующими объяснениями: "...При приемке товара было установлено, что данное пиво поставлено с истекшим сроком годности и на основании акта о списании N 1 от 31.03.2020 данное пиво в количестве 3 дал было списано и утилизировано, как непригодное для реализации."
29.04.2020 г. в адрес контрагента ООО "Абсолют" (ИНН 3329093572) направлено определение об истребовании сведений N 0101/220420/01457-9ю (исх. N у1-ап4642/02 от 29.04.2020 г.). Ответ в Управление не поступил.
Таким образом, на основании вышеизложенного, установлено, что ООО "Море пива" действительно осуществило поставку просроченной алкогольной продукции.
Учитывая вышеизложенное, ООО "Море пива" допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, выразившееся в нарушении, установленного порядка учета, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
По результатам выявленных нарушений 25.06.2020 г. при участии представителя Общества Кулакова М.О., действующего на основании доверенности от 30.03.2020 г., составлен протокол об административном правонарушении N 0101/220420/01457-11ю в отношении юридического лица ООО "Море пива" по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Определением от 25.06.2020 г. рассмотрение дела было назначено на 03.07.2020 г. на 12 час. 00 мин.
03.07.2020 г. при участии представителя Общества Кулакова М.О., действующего на основании доверенности от 30.03.2020 г., вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 0101/220420/01457, в соответствии с которым ООО "Море пива" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 этого Кодекса.
Часть 2 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за действия, предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью детей, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 этого Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон от 27.12.2002 г. N184-ФЗ).
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, а именно: изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец соответствующей продукции.
Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ установлено, что технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ не регулирует отношения, связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением, в том числе: санитарно-эпидемиологических требований, за исключением случаев разработки, принятия, применения и исполнения таких требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (пункт 4 статьи 1 данного Закона).
Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ предусмотрено, что со дня вступления в силу этого Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе, потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ) регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ:
- нормативные документы - документы, принятые в соответствии с международными договорами Российской Федерации, ратифицированными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования;
- технические документы - документы, в соответствии с которыми осуществляются изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий (технические условия, технологические инструкции, рецептуры и другие);
- оборот пищевых продуктов, материалов и изделий - купля-продажа (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - реализация), их хранение и перевозки.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В соответствии со статьей 4 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В соответствии с ГОСТ 31711-2012 "Пиво. Общие технические условия", органолептические, физико-химические показатели пива, пищевую ценность, сроки годности, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции на пиво конкретного наименования.
В соответствии с ГОСТ 31711-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия", органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или рН, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности, которых истекли.
- такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно подпункту 4 статьи 5 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", пищевая продукция, не соответствующая требованиям технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 3 статьи 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" для обеспечения безопасности пищевой продукции в процессе ее производства (изготовления) должны разрабатываться, внедряться и поддерживаться следующие процедуры:
- обеспечение документирования информации о контролируемых этапах технологических операций и результатов контроля пищевой продукции;
- соблюдение условий хранения и перевозки (транспортирования) пищевой продукции
- прослеживаемость пищевой продукции.
Согласно пункту 7 статьи 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем. Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 12 статьи 17 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ, оборотом является - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Согласно абзацу 27 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ запрещено производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о принятии ООО "Море пива" достаточных мер по обеспечению своевременных действий по недопущению реализации, не маркируемой алкогольной продукции с истекшим сроком годности, в адрес Управления не представлено.
Представленные доказательства, отвечающие признакам относимости и допустимости, согласуются между собой и в своей совокупности свидетельствуют о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Море пива" указанного правонарушения подтверждается материалами административного дела, в том числе актом проверки, протоколом, иными материалами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в отношении вины юридических лиц требуется установить возможность соблюдения соответствующим лицом правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие меры по их соблюдению.
Вина Заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно заявлению ООО "Море пива" просит снизить размер административного штрафа в соответствии частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В обоснование заявленного требования Общество указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер правонарушения, имущественное, финансовое положение, обстоятельства, смягчающие ответственность.
В силу части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Однако часть 2.2 указанной статьи связывает право судьи, органа, должностного лица, рассматривающего дела об административных правонарушениях назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, с наличием исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности.
Так, согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Таким образом, при назначении административного штрафа должно учитываться не только финансовое положение привлекаемого к ответственности лица, но и характер административного правонарушения, обстановка его совершения и наступившие последствия, степень вины.
Критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 г. N 4-П и положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определениях от 09.04.2001 г. N 74-0, от 24.04.2002 N 99-0, правонарушения, связанные с несоблюдением специальных условий производства и оборота алкогольной продукции обладают повышенной опасностью.
Предъявление особых требований к производству и обороту алкогольной продукции имеют своей целью защиту здоровья и жизни населения и обеспечение права потребителей на качественную продукцию.
Исходя из изложенных положений, учитывая отсутствие обоснования ходатайства о снижении штрафа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доказательств исключительности обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности правонарушения, в материалы дела не представлено.
Также не представлено достаточных и достоверных документов, подтверждающих тяжелое имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
В связи с изложенным, учитывая характер административного правонарушения, степень вины нарушителя, отсутствуют основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Назначенное Управлением административное наказание в рассматриваемом случае соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения Общества к административной ответственности административным органом соблюдены, размер ответственности административным органом определен с учетом правил, определенных статьей 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции статьи, требования заявителя о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления удовлетворению не подлежали.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление от 03.07.2020 г. N 0101/220420/01457 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 15.10.2020 по делу N А40-161809/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-161809/2020
Истец: Кулаков М.О., ООО "МОРЕ ПИВА"
Ответчик: МРУ РОСАЛКОГОЛЬРЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ, МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу