г. Чита |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А19-10280/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2020 года по делу NА19-10280/2020 по заявлению ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГИ УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323; адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 88) к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КОКЕТКА" (ОГРН 1113850031173; ИНН 3812135293; адрес: 664005, Иркутская область, г. Иркутск, ул. 2-ая Железнодорожная, 30, офис 4А) о взыскании штрафа в размере 6 500 рублей,
(суд первой инстанции - Л.А. Куклина),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КОКЕТКА" (далее - ответчик, Общество) о взыскании штрафа в размере 6500 за не представление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчетный период - за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
В обосновании суд указал, что пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц. Общество самостоятельно выявило ошибки, исправило их, поэтому оснований для привлечения его к ответственности не имеется.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 октября 2020 года по делу N А19-10280/2020 отменить. Принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что обществом были представлены дополняющие сведения в отношении застрахованных лиц, по которым сведения в исходных формах не содержались. Иными словами, страхователь своевременно не представил отчетность в установленные сроки, за что и был привлечен к ответственности. О том, что страхователь первоначально (в исходной форме) представил недостоверные отчетные данные, Центром по установлению пенсий в Иркутской области N 1 не заявлялось, ответственность за подобные нарушения страхователю не вменяется.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 07.11.2020.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, проведенной проверкой своевременности представления индивидуальных сведений в пенсионный фонд за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года установлено несоответствие сведений представленных по форме СЗВ-М.
По факту нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Управлением вынесены акты N N 048S18190025952, 048S18190025953, 048S18190025954, 048S18190025955, 048S18190025956 от 23.10.2019, NN 048S18190026058, 048S18190026059, 048S18190026060, 048S18190026061, 048S18190026063, 048S18190026065, 048S181900266, 048S18190026067 от 24.10.2019.
По результатам рассмотрения данных актов, Управлением вынесены решения N N 048S191900226757, 048S191900226758, 048S191900226759, 048S191900226760, 048S191900226761, 048S191900226762, 048S191900226763, 048S191900226764, 048S191900226765, 048S191900226766, 048S191900226767, 048S191900226768, 048S191900226769 от 26.11.2019 г. о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 6500 рублей.
Требованиями от 16.12.2019 N N 048S01190031739, 048S01190031740, 048S01190031741, 048S01190031742, 048S01190031744, 048S01190031746, 048S01190031748, 048S01190031750, 048S01190031752, 048S01190031754, 048S01190031755, 048S01190031757, 048S01190031768, направленными ответчику, страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа в общей сумме 6500 рублей.
В установленные сроки требования не исполнены, штрафы ответчиком не уплачены.
В соответствии с действовавшим до 01.01.2017 года Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 5.5. ст. 19)
Согласно требованиям об уплате финансовых санкций от 16.12.2019 г. N N 048S01190031739, 048S01190031740, 048S01190031741, 048S01190031742, 048S01190031744, 048S01190031746, 048S01190031748, 048S01190031750, 048S01190031752, 048S01190031754, 048S01190031755, 048S01190031757, 048S01190031768 страхователю предложено оплатить штрафные санкции в срок до 13.01.2020 г.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к о выдаче судебного приказа, судом вынесено определение об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования Управления не носят бесспорного характера.
Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КОКЕТКА" в размере 6500 рублей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом -месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
4) В силу статей 8, 9, 15 Федерального закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме.
Страхователи за отчетный период: январь 2018 года представляют сведения не позднее 15 февраля 2018 года; февраль 2018 года не позднее 15 марта 2018 года; за март 2018 года не позднее 16 апреля 2018 года; за апрель 2018 года не позднее 15 мая 2018 года; за май 2018 года не позднее 15 июня 2018 года; за июнь 2018 года не позднее 16 июля 2018 года; за июль 2018 года не позднее 15 августа 2018 года; за август 2018 года не позднее 17 сентября 2018 года; за сентябрь 2018 года не позднее 15 октября 2018 года; за октябрь 2018 года не позднее 15 ноября 2018 года; за ноябрь 2018 года не позднее 17 декабря 2018 года; за декабрь 2018 года не позднее 15 января 2019 года; за январь 2019 год не позднее 15 февраля 2019 года.
Как правильно установлено судом первой инстанции,. ответчиком своевременно за спорные отчетные периоды представлена форма СЗВ-М (исходная), что подтверждается соответствующими доказательствами, то есть в установленные сроки, а именно: за январь 2018 года представлена 06 февраля 2018 года; за февраль 2018 года - 05 марта 2018 года; за март 2018 года - 02 апреля 2018 года; за апрель 2018 года - 04 мая 2018 года; за май 2018 года - 06 июня 2018 года; за июнь 2018 года - 04 июля 2018 года; за июль 2018 года - 08 августа 2018 года; за август 2018 года - 03 сентября 2018 года; за сентябрь 2018 года - 02 октября 2018 года; за октябрь 2018 года - 01 ноября 2018 года; за ноябрь 2018 года - 05 декабря 2018 года; за декабрь 2018 года - 29 декабря 2018 года; за январь 2019 года - 07 февраля 2019 года.
Общество самостоятельно выявило ошибки в представленной форме и представило форму СЗВ-М (дополняющая) за указанный период 22.10.2019 г.
Статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Управлением вынесены решения N N 048S191900226757, 048S191900226758, 048S191900226759, 048S191900226760, 048S191900226761, 048S191900226762, 048S191900226763, 048S191900226764, 048S191900226765, 048S191900226766, 048S191900226767, 048S191900226768, 048S191900226769 от 26.11.2019 г. о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в виде штрафа в общем размере 6500 рублей.
Вместе с тем, как правильно отмечено судом первой инстанции, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н.
В силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
Представление корректирующих сведений предусмотрено и Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 г. N 766н, действующей с 19.02.2017 г.
Так, согласно пункту 39 Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Пункт 39 Инструкции N 766н не запрещает представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
В соответствии с приложением к Постановлению Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 г. N 83п в поле "Тип формы" отчета по форме СЗВ-М предусмотрено обязательное проставление одного из нижеперечисленных кодов: "исхд", "доп" и "отмн":
* код "исхд" (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
* код "доп" (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код "отмн" (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С учетом приведенных взаимосвязанных положений статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пункта 39 Инструкции N766н и Постановления N83п, что исправления и корректировки сведений вносятся в форму в особом порядке при выявлении страхователем ошибки (ошибок) в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество своевременно представило сведения, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ по форме СЗВ-М, в отношении застрахованных лиц. Ответчик, самостоятельно выявив допущенные нарушения, представил дополняющие формы СЗВ-М (дополняющая) в отношении застрахованных лиц за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2018 года, январь 2019 года.
Вместе с тем Общество решениями N N 048S191900226757, 048S191900226758, 048S191900226759, 048S191900226760, 048S191900226761, 048S191900226762, 048S191900226763, 048S191900226764, 048S191900226765, 048S191900226766, 048S191900226767, 048S191900226768, 048S191900226769 от 26.11.2019 г. привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N27-ФЗ в виде штрафа в общем размере 6500 рублей.
По мнению Пенсионного органа, представление корректирующих сведений не освобождает страхователя от ответственности.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются апелляционным судом, как основанные на ошибочном толковании указанных норм права, по тем же мотивам, что и судом первой инстанции. Кроме того, апелляционный суд отмечает следующее.
Статьей 15 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Федерального закона N 27-ФЗ также закреплено и право страхователя дополнять, то есть, вносить отсутствующие сведения, и уточнять, то есть, корректировать уже имеющиеся сведения, сведения о застрахованных лицах, то есть, это право установлено в отношении всех застрахованных лиц, как ук4азанных, так и не указанных в исходных сведениях., по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 постановления от 14 июля 2003 г. N 12-П при рассмотрении дела необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. В случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также в случае, если страхователь в пятидневный срок исправил обнаруженные территориальным органом ошибки, финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете возможно не применять. В этом случае следует исходить из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Иными словами анализ приведенных положений законодательства в совокупности с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации позволяет прийти к выводу о том, что привлечению к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования подлежит лицо, виновное в совершении правонарушения, если не установлено обстоятельств, исключающих вину правонарушителя, к которым, в частности, могут быть отнесены действия страхователя по самостоятельному выявлению и устранению ошибок (недочетов, несоответствий и т.п.) в представленных сведениях в установленный срок.
Суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о том, что поскольку Общество самостоятельно исправило допущенные ошибки в установленный в уведомлении срок, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для применения санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ в отношении заявителя.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ И УСТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИЙ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ N 1 о взыскании с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТОРГОВЫЙ ДОМ "КОКЕТКА" 6500 рублей, составляющих сумму штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда по Иркутской области от 06 октября 2020 года по делу N А19-10280/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Д.В.Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10280/2020
Истец: ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Иркутской области N 1
Ответчик: ООО "Торговый Дом "Кокетка"