г. Санкт-Петербург |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А56-69583/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Галенкиной К.В.,
судей Баженовой Ю.С., Савиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шахрзаевым М.И.,
при участии:
от заявителя: представитель Кочурина В.Н., на основании доверенности от 02.12.2020,
от заинтересованного лица: представитель Курбатова И.Р., на основании доверенности от 13.05.2019,
от 3-го лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27569/2020) Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2020 по делу N А56-69583/2019, принятое по заявлению:
заявитель: общество с ограниченной ответственностью "Статика Плюс" (адрес: Россия, 187320, Ленинградская область, Кировский район, город Шлиссельбург, улица Жука, дом 4, помещение 6160, ОГРН: 1124706000803, Дата присвоения ОГРН: 29.06.2012, ИНН: 4706033340)
заинтересованное лицо: Администрация муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (адрес: Россия, 187320, Ленинградская область, Кировский район, город Шлиссельбург, улица Жука, 5, ОГРН: 1024701335240, Дата присвоения ОГРН: 30.11.2002, ИНН: 4723001490)
третье лицо: Комитет по культуре Ленинградской области (адрес: Россия, 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, литер А, ОГРН: 1037843104958, Дата присвоения ОГРН: 11.02.2003, ИНН: 7825678336)
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Статика плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Администрация), содержащегося в письме от 28.05.2019 N 1539, об отказе в предоставлении Обществу в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 47:17:0102001:3 для использования в целях размещения торгово-развлекательного комплекса площадью 12 095 кв.м, местоположение: Ленинградская обл., Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, Шлиссельбург, по ул. Староладожский канал и ул. Жука, и об обязании устранить допущенные нарушения, а именно: подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:17:0102001:3 для использования в целях размещения торгово-развлекательного комплекса площадью 12 095 кв.м, местоположение: Ленинградская обл., Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, Шлиссельбург, по ул. Староладожский канал и ул. Жука, по цене 4 188 000 руб., что соответствует 15% от кадастровой стоимости этого земельного участка, установленной в размере его рыночной стоимости, равной 27 920 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по культуре Ленинградской области.
Решением от 12.07.2020 суд признал незаконным решение Администрации, содержащееся в письме N 1539 от 28.05.2019, об отказе в предоставлении в собственность Общества без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 47:17:0102001:3 для использования в целях размещения торгово-развлекательного комплекса площадью 12 095 кв.м, местоположение: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, г. Шлиссельбург, по ул. Староладожский канал и ул. Жука, обязал Администрацию устранить допущенные нарушения, а именно подготовить и направить Обществу проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 47:17:0102001:3 для использования в целях размещения торгово-развлекательного комплекса площадью 12 095 кв.м, местоположение: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, г. Шлиссельбург, по ул. Староладожский канал и ул. Жука; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Не согласившись с указанным решением, Администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт, считая, что судом не дана всесторонняя оценка представленным доказательствам. Как указывает податель жалобы, спорный земельный участок сформирован в 2005 году для строительства гостиничного комплекса; параметры для размещения в границах земельного участка торгово-развлекательного комплекса Обществом не обоснованы; в границах данного земельного участка находятся сооружения, не предусмотренные договором (шлагбаумы, подпорные стены с ограждающими конструкциями); земельный участок расположен в границах защитных зон объектов культурного наследия "Комплекс зданий и сооружений на Староладожском канале", XVIII в.
В настоящем судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил в ее удовлетворении отказать.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 04.09.2013 в газете "Ладога" в разделе "официально" опубликовано информационное сообщение о проведении аукциона на право заключения договора аренды сроком на три года земельного участка из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 47:17:0102001:3 площадью 12 095 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Кировский район, г. Шлиссельбург, по ул. Староладожский канал и ул. Жука, с разрешенным использованием - размещение торгово-развлекательных комплексов; обременения: весь участок расположен в водоохранной зоне Ладожского озера; часть земельного участка (555 кв.м) - охранная зона ЛЭП 0,4 кВ; параметры разрешенного строительства установлены Правилами землепользования и застройки применительно к части территории МО "Город Шлиссельбург", утвержденными решением совета депутатов МО "Город Шлиссельбург" N 204 от 16.01.2013 и Региональными нормативами градостроительного проектирования Ленинградской области, утвержденными постановлением правительства Ленинградской области от 22.03.2012 N 83.
По результатам проведения аукциона победителем стало Общество (протокол аукциона от 07.10.2013), 18.10.2013 между Обществом и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Комитет) заключен договор аренды земельного участка для размещения торгово-развлекательных комплексов N 2297-з от 18.10.2013.
Согласно пунктам 1.1 и 2.1 договора Комитет передал, а Общество приняло в аренду земельный участок с его разрешенным использованием - размещение торгово-развлекательных комплексов сроком три года.
Пунктами 4.3.1 и 4.4.2 договора установлены обязанность и право Общества использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием.
Согласно пунктам 4.4.14 и 4.4.15 договора Общество вправе вести на земельном участке строительство торгово-развлекательных комплексов и объектов сопутствующей инженерно-транспортной инфраструктуры.
В пункте 7.2 договора указаны обременения земельного участка: весь участок расположен в водоохранной зоне Ладожского озера, часть земельного участка (555 кв.м) - охранная зона ЛЭП 0,4 кВ.
В кадастровом паспорте земельного участка, выданном Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области 31.07.2013 N 47/201/13-225643, в качестве разрешенного использования земельного участка указано размещение торгово-развлекательных комплексов и указаны обременения: водоохранная зона Ладожского озера, охранная зона ЛЭП 0,4кВ (т. 1, л.д. 25-27, 34-36).
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 02.12.2013 произведена государственная регистрация аренды, номер регистрации 47-47-20/055/2013-176.
Общество и Комитет 28.11.2016 заключили договор аренды земель для несельскохозяйственных целей N 2739-з от 28.11.2016.
Согласно пунктам 1.1 и 2.1 договора Комитет передал, а Общество приняло в аренду земельный участок с его разрешенным использованием - размещение торгово-развлекательных комплексов сроком на три года, условия договора применяются к отношениям сторон, возникшим с 18.10.2016.
В силу пунктов 4.3.1 и 4.4.2 договора Общество вправе и обязано использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием, установленным в пункте 1.1 этого договора.
В соответствии с пунктом 4.4.13 договора Общество вправе за свой счет осуществлять на земельном участке строительство торгово-развлекательных центров, а также объектов сопутствующей инженерно-технической инфраструктуры в соответствии с проектной документацией, согласованной и утвержденной в установленном порядке.
Согласно пунктам 7.2 - 7.5 договора земельный участок полностью входит в зону "Водоохранная зона Ладожского озера" и подлежит особому режиму использования, часть земельного участка площадью 555 кв.м входит в зону "охранная зона ЛЭП 0,4 кВ" и подлежит особому режиму использования; в связи с этим имеются ограничения прав на земельный участок, установленные статьями 56 и 56.1 ЗК РФ.
В кадастровом паспорте земельного участка, выданном Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области 21.11.2016 N 47/201/16-837030, являющемся неотъемлемой частью договора, в качестве разрешенного использования земельного участка указано размещение торгово-развлекательных комплексов и указаны следующие обременения: ограничения прав на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 ЗК РФ, иные ограничения (обременения) прав, распоряжение администрации г. Шлиссельбурга от 22.04.2005 N 191.
Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 24.01.2017 произведена государственная регистрация договора аренды, номер регистрации 47:17:0102001:3-47/020/2017-6.
Общество осуществило строительство на земельном участке нежилого здания, наименование: торгово-развлекательный комплекс, количество этажей 3, площадью 7 770,0 кв.м, адрес: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, г. Шлиссельбург, пр. Жука, д. 4, кадастровый номер 47:17:0102001:485 (далее - нежилое здание).
Нежилое здание построено на основании разрешения на строительство NRU47509108-17, выданного 23.12.2014 Администрацией муниципального образования Шлиссельбургское городское поселение муниципального образования Кировский муниципальный район Ленинградской области, и введено в эксплуатацию 06.02.2018 на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 47-RU47509108-17-2014 от 06.02.2018, выданного Комитетом государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области.
Право собственности Общества на нежилое здание зарегистрировано Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области 28.02.2018 за N 47:17:0102001:485-47/020/2018-1 (выписка из ЕГРН от 01.03.2018).
Общество 04.04.2018 обратилось в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о выкупе земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, под объектом недвижимости арендатором земельного участка - собственником созданного им объекта недвижимости (исх. N 04/04-1), в котором Общество просило разрешить выкуп земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему на праве собственности нежилое здание, и расторгнуть договор от 28.11.2016.
Заявление 12.04.2018 отозвано Обществом в связи с несоответствием представленной информации требованиям законодательства РФ (исх. N 12/04-1).
Общество 16.04.2018 повторно обратилось в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о выкупе земельного участка (исх. N 16/04-1), в котором просило предоставить в собственность земельный участок, указав в качестве правового основания предоставления подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ.
В связи с выявлением реестровой ошибки, препятствующей предоставлению земельного участка в собственность, 17.04.2019 Общество обратилось в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением об исправлении реестровой ошибки (исх. N 17/04-1), в котором просило устранить реестровую ошибку в части пересечения границ указанного земельного участка с границами земельных участков с кадастровыми номерами 47:17:0102001:4, 47:17:0102001:72 и 47:17:0102001:5.
В ответ на это обращение администрация Кировского муниципального района Ленинградской области в письме N 18-3284/18-0-1 от 16.05.2018 сообщила Обществу, что работы по подготовке межевого плана в связи с исправлением реестровой ошибки в части местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 47:17:0102001:3 и 47:17:0102001:4 и внесению изменений в сведения ЕГРН запланированы на конец III квартала.
С целью ускорения исправления реестровой ошибки Общество заключило договор N 80 от 13.06.2018 с ООО "Областной геодезический центр", на основании которого выполнены работы по повторному межеванию с направлением сведений в администрацию (межевой план).
В результате реестровая ошибка исправлена, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта от 26.07.2018, в которой отсутствует пересечение границ участка с границами участков.
Общество 01.08.2018 повторно обратилось в администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области с заявлением о выкупе земельного участка.
В ответ на это обращение Общество получило из администрации Кировского муниципального района Ленинградской области проект договора купли-продажи земельного участка, в котором стоимость выкупа земельного участка составила 6 530 773 руб. 87 коп., что составляет 15% от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.08.2018, указанной в выписке из ЕГРН от 01.08.2018 N 99/2018/142823572.
Общество 28.08.2018 обратилось в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области за разъяснениями в отношении увеличения кадастровой стоимости земельного участка (исх. N 28/08-01 от 28.08.2018).
Общество 31.08.2018 в письме исх. N 31/08-01 просило администрацию Кировского муниципального района Ленинградской области приостановить процедуру выкупа земельного участка в связи с оспариванием величины кадастровой стоимости земельного участка, которая по сравнению с апрелем 2018 года, когда подано первое заявление о выкупе, увеличилась более чем в 5 раз.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области в ответе от 11.09.2018 N 13334 на письмо Общества от 28.08.2018 указало, что кадастровая стоимость земельного участка приведена в соответствие с действующим постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 356 и применяется для целей, предусмотренных законодательством с даты ее внесения в ЕГРН (26.07.2018), технические ошибки в экономических характеристиках земельного участка не выявлены, кадастровая стоимость пересчету не подлежит.
Общество 11.10.2018 обратилось с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ленинградской области и в Ленинградский областной суд c административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Решением Ленинградского областного суда от 03.12.2019 по делу N 3а-165/2018 административное исковое заявление Общество удовлетворено, кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, равной 27 920 000 руб. по состоянию на 25.07.2018, на период с 26.07.2018 и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
С 01.01.2019 в силу Закона Ленинградской области N 141-оз от 25.12.2018 "О прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельных полномочий в области земельных отношений, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ленинградской области, и признании утратившими силу некоторых областных законов" прекращены полномочия администрации Кировского муниципального района Ленинградской области по предоставлению в собственность земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городских поседений этого муниципального района.
На основании пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется, в частности, органом местного самоуправления городского поседения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Общество 31.01.2019 обратилось в Администрацию МО Шлиссельбургское городское поселение с заявлением о предоставлении без проведения торгов в собственность земельного участка (исх. N 31/01-1).
Администрация 28.02.2019 в письме N 578 от 28.02.2019 уведомила Общество о том, что Администрация МО Шлиссельбургское городское поселение не является органом, уполномоченным на распоряжение испрашиваемым земельным участком, так как в адрес Администрации МО Шлиссельбургское городское поселение не поступило зарегистрированное дополнительное соглашение от 25.01.2019 к договору от 28.11.2016.
Общество 07.03.2019 в письме N 07/03-1 указало на незаконность уклонения Администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от заключения договора купли-продажи земельного участка по мотиву отсутствия зарегистрированного дополнительного соглашения к договору от 28.11.2016, так как право собственника здания, расположенного на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, на приобретение в собственность такого земельного участка предусмотрено статьями 39.3 и 39.20 ЗК РФ, не связано с наличием или отсутствием договора аренды, органом, представляющим собственника, условиями указанного договора, а полномочия администрации городского поселения на предоставление участка из неразграниченной собственности в частную собственность вытекает из Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", и просило повторно рассмотреть заявление Общество о предоставлении в собственность земельного участка.
В ответ на это обращение Администрация МО Шлиссельбургское городское поселение в письме N 1025 от 10.04.2019 указало, что рассмотрение заявлений о предоставлении земельных участков осуществляется в соответствии с административными процедурами, предусмотренными Административным регламентом оказания администрацией МО Город Шлиссельбург муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату либо бесплатно, аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, без проведения торгов, утвержденным постановлением Администрации МО Шлиссельбургское городское поселение от 13.02.2019 N 61 (далее - Административный регламент); обращение Общество от 31.01.2019 N 31/01-1 рассмотрено в установленном порядке.
Общество 29.04.2019 повторно обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении без проведения торгов в собственность земельного участка с основанием предоставления: пункт 2 статьи 39.3 ЗК РФ по форме согласно приложению 4 к Административному регламенту и с приложением к этому заявлению копий предусмотренных в Административном регламенте документов.
Администрация МО Шлиссельбургское городское поселение 28.05.2019 в письме N 1539 отказала Обществу в предоставлении в собственность за плату земельного участка, сославшись в качестве обоснования причин отказа на следующие обстоятельства:
- земельный участок сформирован в 2005 году на основании постановления администрации МО "Город Шлиссельбург" от 22.04.2005 N 191 "Об утверждении акта обследования и выбора площадки для строительства гостиничного комплекса и утверждении проекта границ земельного участка, расположенного по адресу: город Шлиссельбург, по улице Староладожский канал и улице Жука" для строительства гостиничного комплекса; конфигурация и площадь земельного участка устанавливались применительно к виду разрешенного использования - строительство гостиничного комплекса;
- обоснованность данных параметров для размещения в границах земельного участка торгово-развлекательного комплекса в материалах землеустроительной документации отсутствует, что не позволяет определить его соразмерность, необходимость и достаточность для эксплуатации и обслуживания возведенного на нем здания;
- согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка, выданному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области 21.11.2016 N 47/201/1-837073, граница земельного участка пересекает границы земельных участков с кадастровыми номерами 47:17:0102001:4, 47:17:0102001:72 и 47:17:0102001:5, в связи с этим границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"; данный факт является препятствием для предоставления земельного участка, предусмотренным пунктом 24 статьи 39.16 ЗК РФ;
- в разделе "Сведения о частях земельного участка и обременениях" указано, что весь участок находится в зоне иных ограничений (обременений) прав, при этом вид ограничения не указан, что не позволяет дать оценку влияния данного ограничения на возможность эксплуатации земельного участка в установленных границах и на возможность его передачи в собственность, но дает основание полагать нахождение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и недопустимость использования земельного участка в соответствии с целями его использования (пункт 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ);
- в границах земельного участка находятся сооружения, не предусмотренные договором и не учтенные в ЕГРН, что не позволяет определить законность их создания, информацию об их правообладателе; к таким сооружениям относятся: шлагбаумы, установленные вдоль ул. Жука и ул. Староладожской, подпорные стены с ограждающими конструкциями, системы инженерных коммуникаций и их защитные зоны, памятник погибшим морякам.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт. решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со статьей 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Нормами действующего земельного законодательства предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исключительность указанного права означает, что никто кроме собственника здания, сооружения не вправе приобрести в собственность земельный участок, занятый этим объектом и необходимый для его использования.
Статьей 39.14 ЗК РФ установлен следующий порядок предоставления без проведения торгов в собственность за плату образованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, границы которого не требуют уточнения: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; заключение договора купли-продажи земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ заявление о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, должно содержать сведения, указанные в пункте 1 этой статьи; к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса; предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с подпунктами 1, 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к заявлению должны быть приложены 1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; 4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя; 5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.
В силу пункта 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, при приобретении земельного участка на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ предоставляются следующие документы:
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на здание, строение, сооружение либо помещение, если право на такое здание, сооружение или помещение не зарегистрировано в ЕГРН,
- документ, удостоверяющий (устанавливающий) права заявителя на испрашиваемый земельный участок, если право на такой земельный участок не зарегистрировано в ЕГРН (при наличии соответствующих прав на земельный участок),
- сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке, с указанием кадастровых (условных, инвентарных номеров и адресных ориентиров) зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю,
- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (об испрашиваемом земельном участке),
- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о здании и (или) сооружении, расположенных на испрашиваемом земельном участке),
- *выписка из ЕГРН об объекте недвижимости (о помещении в здании и (или) сооружении, расположенных на испрашиваемом земельном участке, в случае обращения собственника помещения).
При этом документы, обозначенные символом "*", запрашиваются органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность за плату уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю, в указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Постановлением Администрации N 61 от 13.02.2019 утвержден Административный регламент оказания администрацией муниципальной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату или бесплатно, аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование, без проведения торгов.
Согласно пункту 2.3 Административного регламента результатами оказания муниципальной услуги являются:
- постановление Администрации о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или за плату, аренду, безвозмездное пользование, постоянное (бессрочное) пользование,
- договор купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельным участком,
- уведомление о возврате заявления о предоставлении земельного участка без проведения торгов, форма уведомления приведена в Приложении 2 к Административному регламенту,
- уведомление об отказе предоставления земельного участка без проведения торгов, форма уведомления приведена в Приложении 3 к Административному регламенту.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка указан в пункте 2.11 Административного регламента. Этот перечень по своему содержанию соответствует перечню, предусмотренному статьей 39.16 ЗК РФ.
Из приведенных норм статьи 39.14, пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ и пунктов 2.3 и 2.11 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения по существу заявления о предоставлении земельного участка в собственность без торгов за плату может быть принято одно из двух решений: о предоставлении земельного участка в собственность без торгов за плату с заключением соответствующего договора купли-продажи либо об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.
Как следует из письма Администрации N 1539 от 28.05.2019, в нем содержится решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность Общества с обоснованием такого отказа, то есть изложено одно из двух решений, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ и пунктом 2.11 Административного регламента в качестве результата рассмотрения по существу заявления о предоставлении в собственность земельного участка без торгов за плату.
Суд верно посчитал, что изложение Администрацией этого решения об отказе в предоставлении земельного участка в форме письма, а не в форме уведомления, содержащегося в приложении 3 к Административному регламенту, означает, что данное решение об отказе принято Администрацией с нарушением Административного регламента.
Поскольку это решение Администрации нарушает права и законные интересы Общества, в том числе его исключительное право как собственника нежилого здания на приобретение в собственность без проведения торгов земельного участка, на котором это здание находится, данное решение Администрации вне зависимости от формы его изложения правомерно оспорено Обществом путем обращения в арбитражный суд с заявлением о признании этого решения незаконным.
Как указано выше, требования к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов за плату и о прилагаемых к нему документах установлены пунктом 2 статьи 39.17 ЗК РФ, содержащим отсылочную норму на подпункты 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 названного Кодекса. Конкретный перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ, содержится в пункте 6 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 2.6.2 Административного регламента к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность без торгов за плату прилагаются следующие документы: копии документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 (за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия), документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель.
Ни нормы ЗК РФ, ни Перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1, ни Административный регламент не содержат требования о предоставлении заявителем документов, обосновывающих и подтверждающих площадь испрашиваемого им в собственность земельного участка.
С учетом представленных в дело доказательств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что размер испрашиваемого земельного участка 12 095 кв.м соответствует размещенному на нем принадлежащему Обществу нежилому зданию торгово-развлекательного комплекса с торговой площадью 5 090,8 кв.м и нормативным документам в области стандартизации.
Суд верно признал несостоятельным такое основание для отказа в выкупе участка, как нахождение в границах земельного участка сооружений, не предусмотренных договором и не учтенных в ЕГРН.
Суд учел, что подпорные стены с ограждающими конструкциями возведены Обществом в соответствии с проектной документацией строительства торгово-развлекательного комплекса, выполненной на основе предпроектного предложения, согласованного с администрацией МО город Шлиссельбург; указанные подпорные стены возведены с целью выполнения обслуживающей функции по отношению к зданию торгово-развлекательного комплекса и не имеют иного самостоятельного хозяйственного назначения Данные подпорные стены относятся к элементам благоустройства земельного участка. В связи с тем, что подпорные стены не являются самостоятельными объектами недвижимости, сведения о них не вносятся в кадастр недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации. Автоматические дорожные шлагбаумы установлены для обеспечения соблюдения движения транспорта, не являются объектами недвижимости, в связи с этим сведения о них не вносятся в кадастр недвижимости, право собственности на них не подлежит государственной регистрации.
Памятник "Погибшим морякам" или памятное место "Якорь" представляет собой якорь, поднятый со дна реки Невы в районе Шлиссельбурга. Данный объект может быть перемещен на другое место, так как не имеет признаков объекта капитального строительства Кроме того, 28.03.2016 Общество обратилось в Администрацию города Шлиссельбурга с запросом о собственнике данного объекта, а также с предложением его благоустройства.
В ответ на данное обращение Администрация МО Шлиссельбургское городское поселение письмом от 08.04.2016 N 869116 согласовало выполнение работ по благоустройству памятного места "Якорь" в рамках благоустройства застраиваемой территории торгового центра без его последующего содержания.
Этот памятник не является объектом капитального строительства, сведения о нем не вносятся в кадастр недвижимости, право собственности на него не подлежит государственной регистрации.
Данный памятник не включен ни в один из списков памятников и объектов культурного наследия, не имеет ни исторической, ни культурной ценности.
Суд принял во внимание, что испрашиваемый Обществом в собственность земельный участок не находится в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений Петровского канала" по адресу: Ленинградская область, Кировский муниципальный район, Шлиссельбургское городское поселение, г. Шлиссельбург, ул. Староладожский канал, соор. 1; граница территории и предмета охраны указанного объекта культурного наследия не пересекает и не обременяет испрашиваемый земельный участок. Испрашиваемый Обществом земельный участок не находится также и в границах территории объекта культурного наследия регионального значения "Комплекс сооружений на Староладожском канале", что подтверждается представленным заключением ООО "Областной геодезический центр" от 20.02.2020 о проведении камеральных работ по сличению сведений о границах объектов.
Суд также обоснованно посчитал, что само по себе расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, в том числе в границах защитной зоны, не является основанием для отказа в его предоставлении в собственность.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка, расположенного в границах зоны с особыми условиями использования территории, в собственность является наличие установленных ограничений, не допускающих использование испрашиваемого земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
Таких ограничений в отношении испрашиваемого земельного участка не установлено.
С учетом изложенного суд пришел к верному выводу о том, что решение Администрации, содержащееся в письме N 1539 от 28.05.2019, об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка не соответствует нормам ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют аргументы Администрации, положенные в основу отзыва, представленного в первую инстанцию. Они рассмотрены судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. В связи с изложенным доводы жалобы отклоняются апелляционной инстанцией как несостоятельные. Новых доводов в обоснование жалобы заявителем не приведено.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено. Решение отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.07.2020 по делу N А56-69583/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
К.В. Галенкина |
Судьи |
Ю.С. Баженова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-69583/2019
Истец: ООО "СТАТИКА ПЛЮС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШЛИССЕЛЬБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ КИРОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Комитет по культуре Ленинградской области