8 декабря 2020 г. |
Дело N А83-4645/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 декабря 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: | |||
председательствующего судьи |
|
Ольшанской Н.А., |
|
судей |
|
Рыбиной С.А., |
|
|
|
Чертковой И.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Месеняшиной Т.В.,
при участии в судебном заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации - Подройкиной Н.И., представителя на основании доверенности от 17.11.2020 N 207/10/010/д/340;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания представителей: Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, Общества с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой", Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Юг", Акционерного общества "Главное управление обустройства войск", Федерального государственного унитарного предприятия "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства, Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14", Общества с ограниченной ответственностью "Таврическое археологическое общество";
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.08.2020 по делу N А83-4645/2020 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой", при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Юг", Акционерного общества "Главное управление обустройства войск", Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного унитарного предприятия "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства, Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14", Общества с ограниченной ответственностью "Таврическое археологическое общество" о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Говорко Виктория Анатольевна (далее - Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью "Медея" (далее - Общество) с исковым заявлением о взыскании задолженности в размере 612 228,01 руб. по договору подряда N 01.12.2016 от 01.12.2016, в том числе 500 174 руб. основного долга, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 112 054,01 руб.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Антимонопольный орган, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой" (далее - Общество) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в размере 2 729 576,76 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.08.2020 исковые требования удовлетворены. С Общества "Крымсетьстрой" в федеральный бюджет взыскан доход, полученный вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа, в размере 2 729 576,76 руб.
Не согласившись с решением суда, Общество "Крымсетьстрой" обратилось с апелляционной жалобой на него, в которой просит отменить состоявшийся судебный акт и отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что суд не выяснил обстоятельства, имеющие значения для дела. Изложенные в судебном акте выводы не соответствуют обстоятельствам дела. Кроме того, при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права.
В представленных отзывах Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, Министерство обороны российской Федерации изложили свои возражения по доводам апелляционной жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области, Общества с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой", Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Юг", Акционерного общества "Главное управление обустройства войск", Федерального государственного унитарного предприятия "Спецстройинжиниринг" при Федеральном агентстве специального строительства, Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 14", Общества с ограниченной ответственностью "Таврическое археологическое общество" извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт отмене либо изменению не подлежит.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, на основании приказа руководителя УФАС по Ростовской области N 420 от 05.08.2018 было возбуждено дело N 061/08/08-1338/2019 по признакам нарушения Обществом "Крымсетьстрой" части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Предметом проверки явилась проверка соблюдения требований законодательства о государственном оборонном заказе и исполнение договора N 10/СП/КР/СК от 01.10.2015 на выполнение проектно-изыскательских, инженерно-изыскательских работ и осуществление авторского надзора по объекту: "Обустройство 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ" (Российская Федерация, Республика Крым, Симферопольский район, с. Перевальное, военные городки N 26 и N 27), II этап строительства (шифр объекта К-41/14-19).
По результатам проверки установлено, что Обществом "Крымсетьстрой" получена денежная сумма в размере 2 729 576,76 руб. путем безосновательного завышения стоимости работ по обследованию территории и закладке шурфов по договору N 10/СП/КР/СК от 01.10.2015 за счет включения стоимости работ, которые фактически не выполнялись.
Согласно заключению Управления сумма в размере 2 729 576,76 руб. является доходом, полученным обществом вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа (часть 3 статьи 8 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" от 19.12.2012).
Управлением выдано предписание о перечислении в срок до 21.02.2020 в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Неисполнение Обществом предписания антимонопольного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании в федеральный бюджет соответствующего дохода.
Удовлетворяя требования антимонопольного органа, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Общество "Крымсетьстрой" является исполнителем договоров, заключенных в рамках выполнения государственного оборонного заказа для нужд Министерства обороны Российской Федерации. Правовые основы государственного регулирования отношений, связанных с формированием, особенностями размещения, выполнения государственного оборонного заказа и государственного контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, а также основные принципы и методы государственного регулирования цен на товары, работы, услуги по государственному оборонному заказу регулируются Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе, Закон о ГОЗ).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе государственный оборонный заказ - установленные нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе, контракт-договор, заключенный в письменной форме головным исполнителем с исполнителем или между исполнителями на поставки продукции, необходимой головному исполнителю, исполнителю для выполнения государственного оборонного заказа и предусматривающий в том числе обязательства сторон и их ответственность.
В силу пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В соответствии с положениями статей 15.1, 15.2, 15.4 и 15.9 Закона о государственном оборонном заказе на контролирующий орган возложены полномочия по выявлению нарушений законодательства в сфере государственного оборонного заказа, принятию решений по их прекращению и привлечению к ответственности за данные нарушения.
В рамках реализации полномочий контролирующий орган вправе возбуждать и рассматривает дела о нарушениях законодательства в сфере государственного оборонного заказа; выдавать государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа и (или) об устранении последствий такого нарушения: о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
В соответствии с подпунктами 1, 2 а статьи 15.2 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" контролирующий орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях законодательства в сфере государственного оборонного заказа; выдает государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю обязательные для исполнения предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Решением Комиссии Ростовского УФАС от 18.12.2019 по делу N 061/08/08-1338/2019 ООО "Крымсетьстрой" признано нарушившим часть 3 статьи 8 Закона о ГОЗ.
В силу части 3 статьи 8 Закона о ГОЗ запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу.
Судом установлено, что 12.12.2014 между ОАО "Главное управление обустройства войск" (далее - Генподрядчик) и ООО "Строительная Компания "Юг" (далее - Подрядчик) заключен договор N 2014/2-662 на выполнение комплекса работ по объекту: "Обустройство 126 отдельной, бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ" (Республика Крым, Симферопольский район, с. Перевальное, военные городки N 26 и N 27), II этап строительства (шифр объекта К-41/14-19). Договор заключен неконкурентным способом без проведения торгов на основании согласования Единым закупочным комитетом ОАО "Оборонстрой" и Положения о торгово-закупочной деятельности АО "ГУОВ". В соответствии с пунктом 3.1 договора N 2014/2-662 цена составляет 1 979 098 358,77 руб., в том числе НДС 18 %.
1 октября 2015 года между Обществом "Крымсетьстрой" (Заказчик) и Обществом "Таврическое археологическое общество" (Исполнитель) заключен договор N 01/44 согласно которому Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство по проведению обусловленного Техническим заданием (приложение N 1 к договору) археологического обследования с использованием методики разведочной шурфовки земельного участка в связи с реализацией проекта: "Внеплощадочные сети водоснабжения военных городков N 26, N 27, с. Перевальное, 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ" в объеме и сроки, установленные настоящим договором (пункт 1.1 Договора).
Согласно пункту 3.1 договора N 01/44 за выполненные работы, указанные в разделе 1 договора, Заказчик обязан заплатить Исполнителю 1 076 433 руб., в том числе НДС 18 % -164 201,64 руб.
Указанная стоимость работ включает в себя стоимость предварительных работ по ознакомлению с заданием заказчика, обследованием территории, подготовки краткой справки, непосредственно археологических исследований (шурфовок), анализа и оформления археологических исследований (подготовкой раздела проекта "Мероприятия по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, расположенных в зоне проведения работ", подготовка научного отчета).
Согласно акту от 22.01.2016 Общество "Таврическое археологическое общество" выполнило, а Общество "Крымсетьстрой" приняло работы по археологическому обследованию, стоимость оказанных услуг составила 1 076 433 руб., в том числе НДС 18 % -164 201,64 руб.
Антимонопольный орган в рамках проверки установил, что предметом Договора N 10/СП/КР/СК (заключенного между ООО "Строительная Компания "Юг" и ООО "Крымсетьстрой") и Договора N 01/44 (заключенного между ООО "Крымсетьстрой" и ООО "Таврическое археологическое общество") являются одни и те же работы по археологическому обследованию (обследование территории с целью выявления памятников археологии и закладка разведочных археологических шурфов размером 2x2 м при глубине шурфа 1,4 м). При этом согласно договору N 10/СП/КР/СК стоимость таких работ составила 3 806 009,76 руб., а по Договору N 01/44 - 1 076 433 руб.
Разница в стоимости названных работ обусловлена применением понижающего коэффициента при расчете цены по Договору N 01/44 000 "Таврическое археологическое общество":
- 0,28 для работ по обследованию территории с целью выявления памятников археологии;
- 0,3 для работ по закладке разведочных археологических шурфов.
Порядок расчета стоимости работ по договорам N 10/СП/КР/СК, N 01/44 определен разделом 6 "Архитектурно-археологические исследования в зоне охраны памятников истории и культуры". Сборник цен на научно-проектные работы по памятникам истории и культуры (далее - СЦНПР-91).
Как следует из материалов дела, при расчете цены договора N 01/44 в части работ по обследованию территории был применен коэффициент 0,28, в связи с выполнением одного вида работ - обследование территории памятника, сбор подъемного материала, изучение микрорельефа.
Выполнение в составе предварительных работ только одного вида таких работ обусловлено отсутствием необходимости выполнения иных видов работ в связи с тем, что организация, непосредственно выполнявшая комплекс работ по археологическому обследованию с использованием методики разведочной шурфовки земельного участка (ООО "Таврическое археологическое общество"), имело в наличии действующий Открытый лист на право ведения археологических исследований; данные о геологии, геофизических особенностях, исторические и краеведческие сведения находятся в открытом доступе, так как местность ранее подвергалась изучению.
Работы по закладке разведочных археологических шурфов относятся к археологическим исследованиям, стоимость которых определена Главой 2 Раздела 6 СЦНПР-91.
В соответствии с пунктом 15 Главы 2 Раздела 6 СЦНПР-91 ценами таблицы 6-2 предусмотрены стоимость полевых археологических исследований при производстве земляных работ в соответствии с методическими указаниями - ручным способом с помощью лопаты, ровными слоями одинаковой толщины (не более неполного штыка лопаты - 20 см), с просмотром грунта методом переборки или просеивания при наблюдении археолога.
При расчете цены договора N 01/44 в части работ по закладке шурфов применен коэффициент 0,3.
Применение названного коэффициента обусловлено тем, что в силу пункта 3 Примечания к таблице 6-2 исследования при снятии грунта позднейших наслоений, насыпей, перекопов для траншей, инженерных коммуникаций и фундаментов, завалов и т.д. механизированным способом и вручную - лопатой в один штык, при наблюдении археолога, с отбором характерных деталей данного периода расценивать с коэффициентом - 0,3 от стоимости полевых и камеральных работ.
Судебная коллегия поддерживает вывод суда о том, что цена работ по обследованию территории с целью выявления памятников археологии и закладке разведочных археологических шурфов (работы по археологическому обследованию с использованием методики разведочной шурфовки земельного участка, попадающего в зону реализации проекта: "Внеплощадочные сети водоснабжения военных городков N 26, N 27 с. Перевальное 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ), подлежит расчету в соответствии с СЦНПР-91 в части обследования ((930 руб. + (930 руб. * 100 га) * 0,5) * 0,28) * 14,6 * 4,0) = 775 575,36 руб. (915 178,92 рублей с учетом НДС 18%); в части закладки шурфов (390 руб. * 20 кв. * 0,3) * 14,6 * 4,0 = 136 656 руб. (161 254,08 с учетом НДС 18%). Общая стоимость названных работ составляет 915 178,92 руб. + 161 254,08 руб. = 1 076 433,00 руб. Указанная цена установлена в Договоре N 01/44, заключенном между Обществом "Крымсетьстрой" и Обществом "Таврическое археологическое общество".
Таким образом, как правильно установил Антимонопольный орган, разница между ценами вышеуказанных договоров возникла за счет включения в цену договора N 10/СП/КР/СК, заключенного между Обществом "Строительная Компания "Юг" и Общества "Крымсетьстрой", стоимости работ: ознакомление с заданием Заказчика, с предоставленной им документацией, ознакомление с данными геологических и геофизических материалов, опрос местного населения (старожилов), краеведов, представителей органов охраны памятников, определение основных положений по ведению археологических исследований с согласованием, получением Открытого листа на право ведения археологических исследований, которое последнее не выполнило, а также за счет неприменения понижающего коэффициента "0,3" при расчете стоимости работ по закладке шурфов. Доказательств выполнения указанного объема работ суду не представлено.
Обязательства по Договору N 10/СП/КР/СК выполнены в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела актом по форме КС-2 от 13.07.2017 N 1415187386852090942000000/1 и актом по форме КС-3 N 1415187386852090942000000/1.
Общая стоимость выполненных Обществом "Крымсетьстрой" и принятых Обществом "Строительная Компания "Юг" в рамках договора работ по обследованию территории составила 3 806 009,76 руб.
Общество Строительная Компания "Юг" по договору N 10/СП/КР/СК платежными поручениями от 02.10.2015 N 1574, от 03.02.2016 N 211, от 05.02.2016 N 270, от 12.04.2016 N 791, от 25.04.2016 N 897 перечислило денежные средства с назначением платежа "аванс" на общую сумму 9 644 879,40 руб.
Суду не представлено доказательств выполнения иных работ в рамках спорного договора.
Также между Строительной Компанией "Юг" и Обществом "Крымсетьстрой" заключены договор N 27/2016 на поставку щебня и песка, договор N 01/ДБ/СК на выполнение строительно-монтажных работ.
Поставка щебня и песка в рамках договора N 27/2016 подтверждается товарными накладными общую сумму 2 911 236,80 руб. (от 30.04.2016 N 37/1, от 01.06.2016 N 40/1, от 30.06.2016 N 57, от 30.09.2016 N 79).
Согласно актам о приемке выполненных работ по форме N КС-2 от 17.07.2017 N1415187386852090942000000/1/1 по объекту "55 этап. Пожарные резервуары. ГП-49.1" на сумму 1200 руб.; N 1415187386852090942000000/1/2 по объекту N2 этап. Караульный городок. ГП-56" на сумму 159 000 руб.; N 1415187386852090942000000/1/3 по объекту "2 этап. Навес. ГП-58" на сумму 165 821,36 руб.; подтверждается выполнение работ по Договору N 01/ДБ/СК на сумму 2 927 632,84 рублей. N 1415187386852090942000000/1/4 по объекту "57 этап Внутриплощадочные сети электроснабжения" на сумму 169 416,00 руб.; N 1415187386852090942000000/1/5 по объекту "23 этап. Локальные очистные сооружения ливневой канализации (ЛОСЛК)" на сумму 2 432 195,48 руб.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что антимонопольным органом правильно определена сумма завышения стоимости работ, общая стоимость выполненных Обществом "Крымсетьстрой" обязательств по названным договорам - 9 644 879,4 руб. (3 806 009,76 руб. + 2 911 236,80 руб.+ 2 927 632,84 руб.), что соответствует сумме, перечисленной Строительная Компания "Юг" по договору N 10/СП/КР/СК.
Стоимость работ по археологическому обследованию с использованием методики разведочной шурфовки земельного участка, попадающего в зону реализации проекта: "Внеплощадочные сети водоснабжения военных городков N 26, N 27 с. Перевальное 126 отдельной бригады береговой обороны и 8 артиллерийского полка ЧФ РФ, предъявленных ООО "Крымсетьстрой" и оплаченных Строительная Компания "Юг", составила 3 806 009,76 руб.
Размер взыскиваемого антимонопольным органом дохода на сумму 2 729 576,76 руб. при исполнении договора в рамках договора от 01.10.2015 N 10/СП/КР/СК проверен судом апелляционной инстанции в полном объеме, признан обоснованным.
По результатам повторного рассмотрения дела в порядке апелляционного производства апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные апеллянтом при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат отнесению на него (статья 110 АПК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.08.2020 по делу N А83-4645/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Крымсетьстрой" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
С.А. Рыбина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4645/2020
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "КРЫМСЕТЬСТРОЙ"
Третье лицо: АО "ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБУСТРОЙСТВА ВОЙСК", ООО "СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ЮГ", ООО "ТАВРИЧЕСКОЕ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО", ФГУП "ГЛАВНОЕ ВОЕННО-СТРОИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ N14", ФГУП "Спецстройинжиниринг при федеральном агенстве Специального строительства", МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ