г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-111360/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" - Насиковский С.В., по доверенности от 07.05.2020,
от заинтересованных лиц по делу - Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", заместителя руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" С.А. Корольковой - Добромыслова Т.С., по доверенности от 20.07.2020,
от третьего лица по делу - ООО УК "ЖКХ-Онлайн" - Башир-заде В.Т., по доверенности от 18.11.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" на решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2020 по делу N А41-111360/19, принятое судьей Цховребовой А.В., по заявлению ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", заместителю руководителя Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" С.А. Корольковой об оспаривании постановлений и обязании, третье лицо: ООО УК "ЖКХ-ОНЛАЙН",
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ИНФРАСТРУКТУРА" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - заинтересованное лицо, Госжилинспекция) с требованиями:
1. Признать незаконным решение заместителя руководителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16.12.2019 NP001-3070766023-31327158 Корольковой С.А. о внести в реестр лицензий Московской области с 01.01.2020 сведения об осуществлении ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" (ИНН 5027251875) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., Городской округ Дзержинский, Лесная ул., дом 15;
2. Признать незаконным решение заместителя руководителя ГУ МО "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16.12.2019 NP001-3070766023-31273551 Корольковой С.А. о внести в реестр лицензий Московской области с 01.01.2020 сведения об осуществлении ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" (ИНН 5027251875) предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., Городской округ Дзержинский, Дмитрия Донского пл., дом 2;
3. Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий Московской области в части исключить из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., Городской округ Дзержинский, Дмитрия Донского пл., Дом 2, как не находящихся в управлении ООО "ЖКХ-ОНЛАЙН" (ИНН 5027251875);
4. Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий Московской области в части исключить из реестра сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., Городской округ Дзержинский, Лесная ул., дом 15, как не находящихся в управлении ООО "ЖКХ-ОНЛАЙН" (ИНН 5027251875);
5. Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий Московской области в части включить в реестр сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., Городской округ Дзержинский, Лесная ул., дом 15, как находящегося в управлении ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" ИНН 5038127502;
6. Обязать Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" внести изменения в реестр лицензий Московской области в части включить в реестр сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, дом 2, как находящегося в управлении ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" ИНН 5038127502.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.07.2020 заявленные требования удовлетворены.
Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 31.07.2017 N 1489.
28.11.2019 во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Московской области от 13.11.2019 по делу N А41-81325/19 Госжилинспекцией было принято решение N 81325/19 о внесении в реестр лицензий Московской области с 01.12.2019 сведений об осуществлении ООО "ИНФРАСТРУКТУРА" предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в том числе по адресам: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 2 и ул. Лесная, д. 15.
Одновременно ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" обратилось в Госжилинспекцию с заявлением от 26.11.2019 N Р001-3070766023-31273551 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, ул. Дмитрия Донского, д. 2, а также с заявлением от 28.11.2019 N Р001-3070766023-31327158 о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений о многоквартирном доме по адресу: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, ул. Лесная, д. 15.
По результатам рассмотрения заявлений ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН", Госжилинспекцией приняты решения от 16.12.2019 NN Р001-3070766023-31273551, Р001-3070766023-31327158, о внесении в реестр лицензий Московской области с 01.01.2020 сведений об осуществлении ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" предпринимательской деятельности по управлению вышеназванными многоквартирными домами (далее - МКД).
Не согласившись с действиями Госжилинспекции и полагая, что внесение сведений в указанный реестр нарушает права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Из части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также - ЖК РФ, Жилищный кодекс) следует, что деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).
Отношения, связанные с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, регулируются положениями Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом особенностей, установленных ЖК РФ (ч. 5 ст. 192 ЖК РФ).
Из положений статьи 195 ЖК РФ следует, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся кроме прочего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации, который должен иметь раздел со сведениями об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат (части 1 и 2). Подобные сведения являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению на официальном сайте органа государственного жилищного надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации (часть 4).
Согласно части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" с 01.05.2015 информация, указанная в статье 195 ЖК РФ, подлежит размещению в определенной федеральным законом государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30.12.2014 определен адрес официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - www.dom.gosuslugi.ru.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
По смыслу изложенных норм содержание реестра лицензий субъекта Российской Федерации предполагает, что указанные в нем сведения, в том числе о лицензиате, об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми он осуществляет, должны иметь достоверный и актуальный характер и обновляться своевременно при заключении, прекращении или расторжении договора управления многоквартирным домом.
Федеральный законодатель установил, что изменение перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом обуславливает объективную необходимость внесения соответствующих изменений в реестр лицензий и упоминаемую систему.
Частью 2 статьи 198 ЖК РФ предусмотрены случаи, при наступлении которых орган жилищного надзора обязан внести изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, в том числе в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат. В связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Частью 3 статьей 198 ЖК РФ предусматривает, что орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр), который определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 2 Порядка N 938/пр, изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия).
В соответствии с п. 3 Порядка, к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы:
а) копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ;
б) копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса);
в) копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных ч. 14 ст. 161 ЖК РФ;
г) копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей от помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, электронных кодов доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и иных технических средств и оборудования, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае подачи заявления об исключении многоквартирного дома из реестра;
д) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов, предусмотренных п. 3 настоящего Порядка (в случае, если от имени заявителя обращается его уполномоченный представитель), оформленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
е) копия договора управления многоквартирным домом, заключенного с управляющей организацией на основании распорядительного документа органа местного самоуправления, органа исполнительной власти городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в случаях, предусмотренных ч. 17 ст. 161 ЖК РФ;
ж) копию заявления одной из сторон договора управления многоквартирным домом в случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с окончанием срока его действия;
з) копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации;
м) опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем (уполномоченным представителем заявителя).
В соответствии с п. 4 Порядка N 938/пр, рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
Согласно п. 5 Порядка N 938/пр 3 в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя; д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"; е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (п. 6 Порядка938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Несоответствие заявления и документов условиям, установленным подпунктами "б", "в" пункта 5 настоящего Порядка является основанием для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления (пп. "а" п. 10 Порядка938/пр).
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" не разместило на официальном сайте - www.dom.gosuslugi.ru для раскрытия информации реестры собственников многоквартирных домов. Сведения о размещении указанных документов на момент рассмотрения Госжилинспекцией заявления о внесении изменений отсутствуют.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в решении общего собрания собственников помещений МКД, оформленного протоколом N 1 от 24.11.2019 имеются противоречия, поскольку в указанном протоколе адрес многоквартирного дома указан как: Московская область, г.о. Дзержинский, улица Дмитрия Донского, д. 2. В договоре управления МКД N ДД-2 от 25.11.2019 также указывается адрес: Московская область, г.о. Дзержинский, улица Дмитрия Донского, д. 2.
Вместе с тем, согласно решению Госжилинспекции от 16.12.2019 N Р001-3070766023-31273551, сведения об осуществлении ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН" предпринимательской деятельности внесены в отношении многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, площадь Дмитрия Донского, д. 2.
В лицензионном деле, представленном Госжилинспекцией, данных о запросе верных сведений со стороны административного органа или об обращении инициаторов проведенного собрания к Госжилинспекции с приложением документов о проведении общего собрания собственников помещений в МКД по адресу: Московская область, г.о. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 2, не имеется. Не представлена подобная информация и документы и в судебное заседание.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы об отсутствии улицы Дм. Донского в г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, в связи с чем Госжилинспекцией самостоятельно принято решение о внесении сведений об управлении МКД по адресу: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 2.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно счел необходимым приостановить рассмотрение заявления для проведения проверочных мероприятий, однако административным органом решение принято без дополнительного исследования документов.
Относительно дома, расположенного по адресу: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, ул. Лесная, д. 15, суд первой инстанции обоснованно указал, что административным органом принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Московской области сведений об осуществлении ООО УК "ЖКХ-Онлайн" в отношении указанного дома в отсутствие соблюдения требований ЖК РФ, Порядка N 938/пр.
Из материалов дела следует и обоснованно установлено судом, что в системе ГИС ЖКХ полная информация и электронные образы необходимых документов не размещены.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии оснований у Госжилинспекции для внесения изменений в реестр лицензий сведений в отношении многоквартирных домов, расположенных по адресам: Московская обл., г.о. Дзержинский, г. Дзержинский, пл. Дмитрия Донского, д. 2 и ул. Лесная, д. 15, а также преждевременности исключения из реестра лицензий данных МКД из управления ООО "ИНФРАСТРУКТУРА".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые решения Госжилинспекции от 16.12.2019 по внесению в реестр лицензий МО сведений об управлении спорными МКД - ООО "УК "ЖКХ-ОНЛАЙН", вынесены при отсутствии предусмотренных законом оснований, следовательно, нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку создает препятствия для осуществления им предпринимательской деятельности.
Доказательств, подтверждающих, что оспариваемое решение соответствует действующему законодательству и не нарушают права и интересы заявителя в сфере экономической деятельности заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, требование заявителя о признании незаконными решений Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16.12.2019 NN Р001-3070766023-31273551, Р001-3070766023-31327158, подлежит удовлетворению.
В целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя суд первой инстанции обоснованно обязал Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" рассмотреть вопрос и принять необходимые меры по внесению изменений в реестр лицензий Московской области в отношении управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Московская обл., городской округ Дзержинский, Лесная ул., д. 15; Московская обл., городской округ Дзержинский, Дмитрия Донского пл., д. 2.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Из доводов апелляционной жалобы, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.07.2020 по делу N А41-111360/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-111360/2019
Истец: ООО "ИНФРАСТРУКТУРА"
Третье лицо: ООО УК "ЖКХ-ОНЛАЙН", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ", ГУ заместитель руководителя МО "ГЖИ МО" С.А. Королькова, ГУ МО "ГЖИ МО" С.А. Королькова