г. Саратов |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А57-3826/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.А. Клочковой,
судей - Н.В. Савенковой, В.Б. Шалкина
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ропотовой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управление отходами", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2020 года по делу N А57-3826/2020
по иску акционерного общества "Управление отходами", г. Москва, (ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149), в лице Регионального оператора Саратовской области, г. Саратов,
к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-управляющая компания город Саратов", г. Саратов, (ОГРН 1096454000499, ИНН 6454092155),
конкурсный управляющий: Сероглазов Руслан Равильевич (460005, г. Оренбург, ул. Томилинская, д. 235, а/я 430),
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: ООО "ЖКО", ООО "УК Атмосфера", ООО "Компания "РАСА",
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании представителей:
- от акционерного общества "Управление отходами" представитель Нетреба Н.В., по доверенности от 02 сентября 2020 года,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области 28.02.2020 обратилось акционерное общество "Управление отходами" с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-управляющая компания город Саратов" о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО за период с 01.08.2019 по 30.09.2019 в размере 360037,62 руб., расходов по оплате государственной пошлины в размере 10201 руб.
От истца поступило заявление в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому просит взыскать с ответчика задолженность за период август, сентябрь 2019 в размере 356344,47 руб. Уменьшение суммы исковых требований принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2020 года по делу N А57-3826/2020 с ответчика в пользу истца взыскана задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО за период август, сентябрь 2019 в размере 96812 руб. 29 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2751 руб. В остальной части иска отказано. Возвращено акционерному обществу "Управление отходами" из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину в размере 74 руб.
Акционерное общество "Управление отходами", не согласившись с принятым судебным актом, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции необоснованно исключил при взыскании дома, которые фактически находились в спорный период в ведении ответчика, как управляющей организации.
Представитель истца поддержал свою правовую позицию по делу и настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы.
Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО "Управление отходами" на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 23 января 2018 года заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1).
Статьей 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что Региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ закрепляет, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. При этом договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.
Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
Пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ определяет, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее -Правила обращения с ТКО) утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила обращения с ТКО).
Указанные Правила обращения с ТКО являются обязательными для Регионального оператора и собственников ТКО.
Как указывает истец, в период с 01 августа по 30 сентября 2019 г. региональный оператор регулярно обеспечивал прием ТКО из МКД, перечень и адреса которых указаны в приложении к договору, в местах накопления.
В целях проверки доводов лиц, участвующих в деле, судом в определении предлагалось истцу представить договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 56/111/0000276 от 12.08.2018 г.; представить соглашение N 1 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области (Зона деятельности N 1) от 23.01.2018 г.
Между тем, определение суда не исполнено, договор на оказание услуг по обращению с ТКО N 56/111/0000276 от 12.08.2018 г. не представлен, в связи с чем суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Ответчик 14.08.2018 обратился в Региональный оператор Саратовской области с заявлением на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Проект договора N 56/111/0000276 от 12.08.2018 на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, подготовленный Региональным оператором с учетом требований Правил обращения с ТКО и с соблюдением формы типового договора был получен ответчиком, о чем имеется расписка в получении.
Пунктом 8(11) Правил по обращению с ТКО предусмотрено, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня поступления 2 экземпляров проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан их подписать и направить 1 экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской федерации (в случае подписания указанного проекта договора или мотивированного отказа от его подписания действующим от имени потребителя иным лицом к проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами или мотивированному отказу от его подписания прилагаются документы, подтверждающие полномочия такого лица).
В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8.10 настоящих Правил (пункт 8(12) Правил обращения с ТКО).
Федеральным законом от 29.12.2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлен порядок определения массы отходов, поступивших оператору в целях расчетов по договорам в области обращения с отходами, заключаемым между региональным оператором и потребителями.
Согласно статье 24.10 Закона (а) Правительство Российской Федерации принимает правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, порядок расчета нормативов накопления твердых коммунальных отходов и устанавливает случаи, когда объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, (б) субъекты РФ или муниципальные образования (если субъекты РФ передадут в установленном порядке им полномочия в данной сфере) утверждают нормативы накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с порядком, определенным Правительством РФ.
Публичный характер договора с Региональным оператором не позволяет произвольно не оказывать услугу собственникам ТКО.
Ответчиком не представлены доказательства согласования с органом местного самоуправления месторасположения твердых коммунальных отходов собственниками МКД, находящихся в управлении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Стабильность" (своей контейнерной площадки), не установил своих контейнеров для сбора ТКО, то есть не организовал самостоятельный сбор и вывоз ТКО к месту их размещения. Доказательств того, что ТКО вывозились Ответчиком собственным транспортном либо иной специализированной организацией в материалы дела не представлено.
В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статьи 783 Гражданского кодекса Российской Федерации общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Статьями 779 - 782 Гражданского кодекса Российской Федерации не урегулировано, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего подлежат применению общие положения о подряде.
Порядок определения объемов оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в отношении многоквартирных домов регулируется Жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 05 февраля 2018 года N 47.
Согласно постановлению Правительства Саратовской области от 31 июля 2018 года N 420-П "Об определении размера платы за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей в жилом помещении на территории Саратовской области" регламентировано, что на территории Саратовской области размер платы для потребителей за услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в многоквартирных домах определять исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Пункт 9(2) Приложения N 2 "Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 г. (далее по тексту Правила N354) закрепляет, что в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения N 2 к Правилам.
Так, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
p. =Six-^-xT_ 1 1 12
где: Si- общая площадь i-го жилого помещения;
N?
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
T отх- цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пункт 2 статьи 154 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные часть 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Единый тариф на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО "Управление отходами" по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1 утвержден постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31 июля 2018 года N 28/1 (Опубликовано на сайте сетевого издания "Новости Саратовской губернии" www.g-64.ru 1 августа 2018 года).
Таким образом, федеральным законодателем определена формула расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей физических лиц, проживающих в многоквартирных домах.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в период август, сентябрь 2019 г. Региональный оператор Саратовской области оказал услуги по приему ТКО из МКД.
Согласно расчету истца, с учетом уточнений, всего оказано услуг на сумму 356344,47 руб. перечень МКД содержатся в детализации начислений за август 2019 г., сентябрь 2019 г.
Принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Статья 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу положений статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с п. 6.2. ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, получающая плату за коммунальную услугу по обращению с ТКО, обязана осуществлять расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с ТКО.
В ходе рассмотрения дела представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, в том числе по тем основаниям, что ряд домов, по которым истец предъявляет требования, не находились в спорный период в управлении ответчика, о чем представлены акты приема-передачи карточек, письма об исключении многоквартирных домов по прилагаемому списку, письма в Государственную жилищную инспекцию от 03.06.2019 г., приказ от 30.06.2019 г. о прекращении договора управления многоквартирными домами и акты приема-передачи домов.
Вместе с тем, как пояснял представитель ответчика, им представлен не полный перечень выбывших из его управления домов.
В соответствии со статьей 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия). Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами включает в себя деятельность органов государственного жилищного надзора по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля.
Из совокупности части 7 статьи 162 и части 4 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что право и обязанность по управлению МКД возникает у УО с момента внесения изменений в реестр лицензий.
На территории Саратовской области лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляет Государственная жилищная инспекция Саратовской области (Постановление Правительства Саратовской области от 12.05.2005 г. N 152-П "Вопросы Государственной жилищной инспекции Саратовской области", вместе с "Положением о Государственной жилищной инспекции Саратовской области").
Определением суда от 27.07.2020 г. в целях всестороннего полного и объективного рассмотрения дела суд истребовал из Государственной жилищной инспекции Саратовской области (410012, г.Саратов, ул. Челюскинцев, 114) сведения о том, какие дома находились в управлении ООО "Жук Саратов" за период с 01.08.2019 по 30.09.2019 с приложением копий договоров управления.
Государственной жилищной инспекции Саратовской области в письме N 6861-01-13 от 01.09.2020 г. представлен официальный ответ о наличии в реестре лицензий за ответчиком ряда домов.
Согласно официальной информации в спорный период (август-сентябрь 2019 г.) применительно к представленной истцом в материалы дела детализации начислений за август 2019 г., детализации начислений за сентябрь 2019 г., в управлении общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-управляющая компания город Саратов" (ОГРН 1096454000499, ИНН 6454092155) находились следующие МКД: МКД 3-й Саратовский проезд 13, МКД 4-й Пугачевский тупик 7, МКД 6-й Интернациональный проезд 11, МКД Беговой проезд 1, МКД Белоглинская 51, МКД Валовая 46А1, МКД Веселая 29, МКД Вяземская 66, МКД Вяземская 73, МКД Сакко и Ванцетти 33, МКД Симбирцева 27, МКД Советская 39а, МКД Советская 39б, МКД Челюскинцев 30, МКД Б.Горная 58А, МКД Б.Горная 58Б, МКД Челюскинцев 74, МКД Челюскинцев 85, МКД Челюскинцев 96, МКД Челюскинцев 98, МКД Челюскинцев 85 к.2, МКД Челюскинцев 85 к.4, МКД Челюскинцев 85 к.3, что коррелирует представленным ответчиком документам.
По расчету суда первой инстанции, с учетом представленной уполномоченным органом информации, задолженность за август-сентябрь 2019 составит 96812,29 руб. Довод ответчика о том, что частично погашена задолженность судом отклоняется, поскольку представленные платежные поручения учтены за более ранние периоды, о чем стороны не возражают.
Апеллянт оспаривает произведенный расчет суда первой инстанции, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представил расчет начислений.
Судебная коллегия проверила расчет истца, соотнеся его с данными предоставленными Государственной жилищной инспекцией от 01.09.2020 N 6861-01-13 (т.2, л.д. 57-59), а также детализацией за август, сентябрь 2019 года. Исключённые судом первой инстанции из расчета дома являются верными. Истом в представленном расчете допущена ошибка МКД по адресу Вяземская 66 начислено ООО "Управление отходами", согласно представленной в материалы дела детализации составляет 137,84, вместо, указанных в расчете 1813,89. На основании изложенного расчет суда первой инстанции является обоснованным и верным.
Апеллянт вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательства, что истец не выполнял свои обязанности по договору, не доказал также, что контейнеры были в непригодном состоянии.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции по правилам статьи главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 16 сентября 2020 года по делу N А57-3826/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.А. Клочкова |
Судьи |
Н.В. Савенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-3826/2020
Истец: АО "Управление отходами"
Ответчик: ООО "ЖУК САРАТОВ"
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция области, К/у Сероглазов Р.В., ООО "Атмосфера", ООО "ЖКО", ООО "Компания "РАСА", ООО "УК "Атмосфера", Сероглазов Р.В.