г. Ессентуки |
|
9 декабря 2020 г. |
Дело N А61-6362/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2020.
Полный текст постановления изготовлен 09.12.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседание Мамаевым О.А., представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания - Гудзиева А.С. (доверенность от 10.01.2020), в отсутствие представителя Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания и третьих лиц - Цаллоева К.М., Казиева Т.В., Дудиева Р.У., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Цаллоева Казбека Мурзабековича, Казиева Тимура Валерьевича, Дудиева Роберта Урузмаговича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2020 по делу N А61-6362/2019,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания обратилось с заявлением Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания (далее - управление, антимонопольный орган) к Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация, АМС) о понуждении исполнить предписание от 08.11.2019 по делу N АМЗ45-11/19, а именно понудить (обязать) АМС: отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (А291019); повторно провести рассмотрение заявок на участие в аукционе по лотам 1-8 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом решения УФАС по РСО-Алания от 08.11.2019 по делу N АМЗ 45-11/19; представить в управление подтверждение исполнения предписания.
Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Смайлиева З.О., Цаллоев К.М., Казиев Т.В., Дзодцоевой С.М., Дудиев Р.У., Джериев Т.У., Моргоев А.М. (далее - третьи лица)
Суд первой инстанции удовлетворил требования антимонопольного органа.
Не согласившись с принятым решением, Цаллоев К.М., Казиев Т.В., Дудиев Р.У. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить принять новый судебный акт.
Апеллянты указывают на то, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу, антимонопольный орган просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа озвучил свои правовые позиции.
Проверив законность и обоснованность определения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Материалами дела установлено.
08.11.2019 управление, по результатам рассмотрения жалобы Смайлиевой З.О. на действия АМС при проведении аукциона (А291019) на право заключения договоров аренды земельных участков из земель Бесланского городского поселения, вынесло решение по делу N АМЗ45-11/19, которым признало жалобу обоснованной, признало организаторов торгов - АМС нарушившим требования пунктов 8 и 20 статьи 39.12 ЗК РФ и части 19 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
На основании указанного решения управление выдано организатору торгов - АМС в десятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение порядка организации и проведения аукциона для чего: отметить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (А291019); повторно провести рассмотрение заявок на участие в аукционе по лотам 1-8 в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе с учетом решения УФАС по РСО-Алания от 08.11.2019 по делу N АМЗ 45-11/19.
Предписание от 08.11.2019 по делу N АМЗ 45-11/19 было получено АМС 14.11.2019.
Как установил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда РСО-Алания от 30.06.2020 по делу N А61-109/2020, в удовлетворении заявления Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района РСО - Алания к Управлению Федеральной антимонопольной службы по РСО-Алания, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Каргиевой З.Х., Смайлиевой З.О., Цаллоева К.М., Казиева Т.В., Дзодцоевой С.М., Дудиева Р.У., Джериева Т.У., Моргоева А.М. о признании незаконными и подлежащими отмене решений от 08.11.2019 N АМЗ45-11/19, N АМЗ46-11/19, предписания от 08.11.2019 по делу N АМЗ45-11/19, отказано в полном объеме.
В виду того, что предписание не исполнено, управление обратилось в суд первой инстанции с исковым заявлением, в котором просило суд понудить администрацию к исполнению предписания, прекратив нарушения порядка и организации и проведения аукциона, а также прав третьих лиц.
Управление решением от 08.11.2019 по делу АМС 45-11/19 пришло к выводу о том, что АМС допустило нарушение требований пунктов 8 и 20 статьи 39.12 ЗК РФ и части 19 статьи 18.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
Были приняты меры, направленные на обязание АМС - организатора торгов прекратить нарушения порядка организации и проведения аукциона.
Доказательства исполнения администрацией требований управления, в материалы дела не представлены.
Подпунктом "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Федерального закона 135-ФЗ, антимонопольному органу предоставлено право на обращение в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 23 Постановления Пленума от 30.06.2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указал, что право антимонопольного органа обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о понуждении к исполнению своих решений и предписаний (подпункт "и" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции) с учетом положений АПК РФ не может рассматриваться как предоставляющее указанному органу возможность заявлять требования о подтверждении законности своего решения и (или) о выдаче исполнительного листа.
Это право предполагает в случае неисполнения лицом выданного ему предписания помимо привлечения данного лица к административной ответственности право антимонопольного органа обратиться в арбитражный суд с самостоятельным требованием к нарушителю, связанным с исполнением решения и направленным на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства, в рамках полномочий антимонопольного органа, определенных пунктом 6 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Так, могут быть заявлены требования о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора, об изменении или расторжении договора, о признании торгов недействительными и др.
Предусмотренная Законом о конкуренции возможность подачи в суд заявления о понуждении к исполнению служит цели устранения нарушений антимонопольного законодательства; перечень мер, приведенный в пункте 23 Постановления Пленума от 30.06.2008 г. N 30, не является исчерпывающим. Поэтому в каждом конкретном случае следует исходить из того, какие меры приведут к исполнению решения (предписания) о нарушении антимонопольного законодательства.
Предписанием определены пути реализации устранения нарушений порядка организации и проведения аукциона (отменить протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе (А291019); повторно провести рассмотрение заявок на участие в аукционе по лотам 1-8), которые соответствует целям и задачам Федерального закона N 135-ФЗ, поскольку они приведут к устранению требований закона и к реальному восстановлению прав третьих лиц, в отношении которых нарушались требования антимонопольного законодательства, и указанное не противоречит Постановлению Пленума ВАС РФ N 30 от 30.06.2008 года.
Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Апеллянты утверждают, что вывод антимонопольного органа о нарушении администрацией требований законодательства РФ необоснован. утверждая, что согласно Земельному Кодексу РФ и аукционной документации, участник может подать только одну заявку на участие в аукционе, в связи с чем гражданам, подавшим заявки по нескольким лотам обоснованно было отказано в допуске к участию в Аукционе.
Между тем, указанный довод Заявителей не соответствует материалам дела, так как согласно пункту 18 статьи 39.11 ЗК РФ, организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона").
Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ установлено, что извещение о проведении аукциона должно содержать, кроме прочего, сведения о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе, о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка и т.д.
Во исполнение требований пунктов 18 и 21 статьи 39.11 ЗК РФ Извещением определена форма заявки на участие в аукционе по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Кроме того, Извещением установлено, что один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в Аукционе и что заявки принимаются по адресу: РСО-Алания, г.Беслан, ул.Ген.Плиева, 18, каб.N 3 с 24 сентября 2019 года по 24 октября 2019 года.
Из Протокола следует, что 22 октября 2019 года Смайлиева З.О. подала заявки на участие в восьми лотах, однако, Аукционная комиссия АМС г. Беслан большинством голосов приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по всем лотам, так как претендентом были нарушены требования пункта 5 статьи 39.12 ЗК РФ и Извещения, согласно которым один заявитель вправе подать только одну заявку на участие в Аукционе.
При этом заявка Смайлиевой З.О. была зарегистрирована по каждому из восьми лотов отдельно, одновременно с этим ее заявка содержала предусмотренный ЗК РФ и Извещением пакет документов для каждого лота, в том числе внесение задатка по каждому лоту оформлены отдельными платежными документами.
Аукцион является многолотовым, то есть, состоит из восьми лотов, по каждому лоту проводятся отдельные торги, осуществляется подача предложений о цене, определяется собственный победитель и заключается отдельный договор аренды земельного участка.
При этом, пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющ их личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка.
Тогда как, согласно части 8 статьи 39.12 ЗК РФ заявитель не допускается к участию в аукционе в следующих случаях: - непредставление необходимых для участия в аукционе документов или представление недостоверных сведений; - не поступление задатка на дату рассмотрения заявок на участие в аукционе; - подача заявки на участие в аукционе лицом, которое в соответствии с ЗК РФ и другими федеральными законами не имеет права быть участником конкретного аукциона, покупателем земельного участка или приобрести земельный участок в аренду; - наличие сведений о заявителе, об учредителях (участниках), о членах коллегиальных исполнительных органов заявителя, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа заявителя, являющегося юридическим лицом, в предусмотренном настоящей статьей реестре недобросовестных участников аукциона.
Данный перечень оснований для не допуска к участию в аукционе является исчерпывающим, и Аукционная комиссия АМС г. Беслан при вынесении решения должна была руководствоваться пунктом 8 статьи 39.12 ЗК РФ, а не пунктом 5 статьи 39.12 ЗК РФ.
Кроме того, аналогичные решения по указанным выше основаниям Аукционной комиссии АМС г.Беслан были приняты в отношении заявок, поданных: - гр.Каргиевой З.Х. на участие в Аукционе по лотам N N 1-3; - гр. Довженко А.А. на участие в Аукционе по лотам N N 3-5; - гр.Арчеговой А.С. на участие в Аукционе по лотам N N1-8.
Утверждение апеллянтов, что уведомления Северо-Осетинского УФАС России от 30.11.2019 года и от 01.11.2019 года поступили в АМС г. Беслан только 05.11.2019 года и только посредством электронной почты, без последующего направления уведомлений заказным письмом с уведомлением о вручении, и что установленные частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ требования антимонопольным органом не были соблюдены, и Заявитель ненадлежащим образом был извещен о рассмотрении дела, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Согласно части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты.
В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанном; в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адрес; электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальны; сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатации сетей.
В рассматриваемом случае после поступления жалобы гр. Смайлиева З.О. антимонопольный орган 30 октября 2019 года в 15:40 посредством электронной почты на официальный электронный сайт Заявителя amcbeslan@ rso-a.ru., указанный в извещении о проведении Аукциона было направлено уведомление о назначении времени рассмотрения жалобы (исх.N 3751 от 30.10.2019 г.).
Таким образом, заявитель был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения жалоб. Кроме того, в соответствии с частью 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов которому в порядке, установленном частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного указанным пунктом, является ничтожным.
Согласно пункту 20 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается заключение договора по итогам проведения аукциона ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте.
В направленном антимонопольным органом 30 октября 2019 года в 15:40 посредством электронной почты уведомлении о назначении времени рассмотрения жалобы (исх. N 3751 от 30.10.2019) было указано, что со дня его направления, организатор торгов - администрация не вправе заключить договора по итогам проведения Аукциона.
Несмотря на указанные обстоятельства, и на прямой запрет, установленный пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ, Договора с единственными участниками Аукциона по восьми лотам были заключены АМС г. Беслан и 31 октября 2019 года направлены в Управление Росреестра по РСО-Алания для осуществления регистрации договоров аренды земельных участков, заключенных по результатам проведения Аукциона по восьми лотам.
В своей жалобе апеллянты утверждают, что администрация заключило договора на основании пункта 13 статьи 39.12 ЗК РФ, который не устанавливает какие-либо временные ограничения по срокам заключения договора в случаях, когда аукцион признан несостоявшимся, и только один заявитель признан участником аукциона.
Однако, согласно части 20 статьи 39.12 ЗК РФ, не допускается заключение указанных договоров ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте. Информация о том, что аукцион не состоялся также является информацией о результатах аукциона, а часть 13 статьи 39.12 ЗК РФ не дает оснований АМС г. Беслана заключать договора по итогам проведения Аукциона ранее, чем через десять дней дня размещения информации о признании аукциона несостоявшимся.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые опровергают выводы суда первой инстанции, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда. Выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не представил соответствующих доказательств в их обоснование. Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены либо изменения которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 27.08.2020 по делу N А61-6362/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-6362/2019
Истец: УФАС по РСО-А
Ответчик: АМС Бесланского городского поселения
Третье лицо: Джериев Т У, Дзодцоева С М, Дудиев Р У, Казиев Тимур Валерьевич, Моргоев А М, Смайлиева З О, Цаллоев К М