10 декабря 2020 г. |
Дело N А83-4736/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Градовой О.Г.,
судей Кузняковой С.Ю.,
Яковлева А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гусевой Е.Г.,
с участием в судебном заседании:
представителя ООО "Марина" - Клещукова И.О.,
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марина" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июня 2020 года по делу N А83-4736/2020,
принятое по заявлению Министерства промышленной политики Республики Крым (ул. Киевская, 81, г. Симферополь, Республика Крым, 295034)
о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Марина" (295029, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Связистов, дом 135) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
23.03.2020 по почте Министерство промышленной политики Республики Крым (ОГРН:1149102003192, далее - Минпром Крыма или административный орган) подало в Арбитражный суд Республики Крым (суд первой инстанции) заявление о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Марина" (ОГРН: 1159102133893 - л.д.60-62 т.1, далее - ООО "Марина" или лицензиат) к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) (л.д. 8-9 т.1).
Требования обоснованы тем, что лицензиат закупил алкогольную продукцию с нарушением лицензионных условий, а именно закупил на адрес своего подразделения (г. Саки, ул. Морская 9а) ликерное вино крепостью 17%, тогда как по лицензионным условиям это подразделение вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции не выше 16,5% крепости; эти действия ООО "Марина" свидетельствуют о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, о чем составлен протокол.
Решением суда первой инстанции ООО "Марина" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела - в размере 50.000 руб. (л.д. 98-108 т.1).
Судебный акт мотивирован тем, что лицензиат, имея лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, с установленным для подразделения (г. Саки, ул. Морская, 9а) ограничением по крепости алкогольной продукции не выше 16,5%, 10.06.2019 закупил у поставщика ликерное вино крепостью 17%; чем совершил административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.17 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации; годичный срок давности привлечения к административной ответственности с момента его совершения не истек; техническая описка в протоколе об административном правонарушении о годе его составления (2018 вместо 2019) не свидетельствует об истечении срока давности или иных существенных нарушениях привлечения к административной ответственности; совершенное правонарушение не является малозначительным, но имеются основания для назначения наказания, ниже низшего предела - совершение административного правонарушения впервые, отсутствие тяжких последствий, имущественное и финансовое положение ООО "Марина".
ООО "Марина" подана апелляционная жалоба, в которой этот участник просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в привлечении к административной ответственности, так как решение суда принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела; изложенные в решении суда выводы не соответствуют обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе указано на то, что ООО "Марина" не имело намерения нарушать лицензионные условия; поставщик ошибочно поставил алкогольную продукцию в адрес подразделения, ограниченного в обороте алкогольной продукции крепостью до 16,5%; эта ошибка исправлена - товар возвращен поставщику, а потом поставщиком повторно поставлен в адрес иного подразделения (г. Симферополь, ул. Советская, д.10), которое таких ограничений при обороте алкогольной продукции не имеет (л.д.134-136 т.1).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель ООО "Марина" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Минпрома Крыма в судебное заседание не явился.
О начавшемся судебном процессе в Двадцать первом арбитражном апелляционном суде (далее - суд апелляционной инстанции) участники извещались определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 05.11.2020, копии которого получили (Минпрома Крыма - 09.11.2020), что подтверждается почтовыми уведомлениями (л.д. 130-132 т.1).
06.11.2020 на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет" размещена информация о судебном заседании, о чем к делу приобщены доказательства (л.д. 133 т.1).
Учитывая эти обстоятельства, а также необязательность явки в судебное заседание представителей участников дела, достаточность доказательств для рассмотрения дела, сокращенный срок рассмотрения данной категории дел, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд определил: рассмотреть дело без участия в судебном заседании неявившихся лиц.
На основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
18.11.2019 консультантом отдела лицензионного контроля управления лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности Министерства промышленной политики Республики Крым Вдовиченко О.В. в присутствии директора ООО "Марина" Олексюк А.И. в отношении ООО "Марина" составлен протокол об административном правонарушении N 07-1/155/2019 по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю ООО "Марина" разъяснены права, предусмотренные статьей 25.1, 25.3, 25.4, 25.5, частями 3 и 4 статьи 28.2 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, копия протокола в день его составления вручена законному представителю ООО "Марина", о чем представитель расписался в протоколе.
По этому протоколу объективная сторона правонарушения выразилась в том, что 11.06.2019 ООО "Марина" в нарушение условий лицензии N 91РПО0001845 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания закупило на адрес своего обособленного подразделения - кафе по адресу: г. Саки, ул. Морская 9а, д.5а, (над. литерой Г), по ТТН NЦБ000018674 у ООО "Торговый дом "Ресурс" 6 бутылок ликерного вина с защищенным географическим указанием "Крым", крепостью 17%, объемом 0,45 дал, тогда как по лицензионным условиям это подразделение ограничено в розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания крепостью алкогольной продукции - не более 16,5% (л.д. 11-14).
ООО "Марина" фактически не оспаривает того факта, что 11.06.2019 на адрес вышеназванного подразделения была поставлена вышеназванная алкогольная продукция крепостью свыше установленного лицензией ограничения, но полагает, что это не свидетельствует о вине ООО "Марина" в нарушении лицензионных условий при обороте алкогольной продукции, данная ошибка ООО "Марина" исправлена - товар возвращен поставщику.
Действительно, по условиям действовавшей на 11.06.2019 лицензии N 91РПО0001845 в кафе по адресу: г. Саки, ул. Морская 9а, д.5а, (над. литерой Г), разрешена розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не более 16,5% (л.д. 20).
По товаро-транспортным накладным ООО "Марина" :
- 11.06.2019 получило в адрес г. Саки, ул. Морская 9а, д.5а (над. литерой Г), по ТТН N ЦБ000018674 от поставщика ООО "Торговый дом "Ресурс" 6 бутылок ликерного вина с защищенным географическим указанием "Крым", крепостью 17%, объемом 0,45 дал (л.д. 84-89 т. 1);
- 14.08.2019 ООО "Марина" по ТТН N ЦБ000029919 возвратило поставщику ООО "Торговый дом "Ресурс" 6 бутылок ликерного вина с защищенным географическим указанием "Крым", крепостью 17%, объемом 0,45 дал (л.д. 78-83 т. 1).
Эти обстоятельства также подтверждаются сведениями ФСРФР по ЮФО (л.д. 18-19 т. 1) и письменными пояснениями от 15.08.2019 директора ООО "Марина" о возврате поставщику продукции (л.д. 21).
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ (в ред. 29.05.2019 и 24.04.2020) оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции либо без таковой.
Согласно частям 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в ред. от 01.05.2019, далее Закон N 171-ФЗ) деятельность по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе по розничной продаже алкогольной продукции, подлежит лицензированию.
При этом, часть 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ предусматривает, что лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания.
Из положений статьи 506, пункта 5 статьи 454, пункта 1 статьи 459 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 29.07.2018, действовавшей на 11.06.2019, далее - ГК РФ) следует, что с момента передачи поставщиком товара покупателю договор поставки считается заключенным; с этого момента покупатель несет риски, связанные с передачей такого товара.
Из установленных обстоятельств следует, что 11.06.2019 ООО "Марина" приняло от поставщика поставленный в адрес своего обособленного подразделения (г. Саки, ул. Морская 9а, д.5а) вышеназванную алкогольную продукцию, тем самым 11.06.2019 ООО "Марина" закупило эту алкогольную продукцию в нарушение лицензионных условий.
Тот факт, что более чем через два месяца (14.08.2019) покупатель возвратил поставщику вышеназванный товар не опровергает факта закупки 11.06.2019 алкогольной продукции в нарушение условий лицензии; этот возврат товара свидетельствует о достижении сторонами договора согласия по расторжению договора, что соответствует положениям пункта 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 03.08.2018, действовавшей на 14.08.2019).
Таким образом, административный орган и суд первой инстанции правомерно и обоснованно квалифицировали действия ООО "Марина" по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.
Доводы заявителя об отсутствии у него умысла на нарушение лицензионных условий правильно не приняты судом первой инстанции во внимание, так как в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом первой инстанции установлено, что у ООО "Марина" имелась возможность соблюсти установленные лицензионные условия, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в том числе по надлежащей организации приема товара - алкогольной продукции с учетом установленных лицензией ограничений в отношении различных обособленных подразделений (кафе, бар) ООО "Марина".
В соответствии с требованиями статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ суд первой инстанции, не признав установленные обстоятельства исключительными, не освободил ООО "Марина" от административной ответственности за малозначительностью, но с учетом характера совершенного, отсутствия тяжких последствий, финансового положения ООО "Марина", совершения правонарушения впервые, минимальной санкции части 1 статьи 14.17 КоАП РФ для юридических лиц в 100.000 руб. назначил наказание ниже низшего предела - 50.000 руб.
Оснований для переоценки этих выводов суда первой инстанции нет.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что хотя с 01.08.2016 ООО "Марина" является субъектом малого и среднего предпринимательства - микропредприятием, о чем соответствующие сведения внесены в Реестр малого и среднего предпринимательства, но оснований для применения части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение нет исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
Часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ устанавливает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из части 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Совершенное ООО "Марина" административное правонарушение создало угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, что не позволяет применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Допущенная в указании года составления протокола об административном правонарушении техническая ошибка (вместо 2019 год ошибочно указан 2018 год) не влияет на правильность квалификации совершенного правонарушения, его доказанность, а также срок давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции принято при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, изложенные в нем выводы соответствуют обстоятельствам дела; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
ООО "Марина" обратилось с жалобой в суд апелляционной инстанции, оплатив государственную пошлину в размере 1.500 руб.
Таким образом, заявитель при подаче апелляционной жалобы ошибочно уплатил 1.500 руб. государственной пошлины, которые подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 10 июня 2020 года по делу N А83-4736/2020 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марина" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Марина" из федерального бюджета ошибочно уплаченную государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500,00 рублей (одна тысяча пятьсот руб. 00 коп.), перечисленную по платежному поручению N 3251 от 06.10.2020 через АО "Генбанк".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев со дня его принятия по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
С.Ю. Кузнякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4736/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ООО "МАРИНА"