г. Самара |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А49-6406/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Буртасовой О.И.,
судей Барковской О.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Никифоровой А.А.,
от истца - не явились, извещены,
от ответчика - не явились, извещены,
рассмотрев по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в открытом судебном заседании 08 декабря 2020 года в зале N 3 помещения суда дело N А49-6406/2020
по иску Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (ОГРН 1135800001424, ИНН 5836900772) г. Пенза,
к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (ОГРН 1025801105967, ИНН 5834007500) г. Пенза,
о взыскании суммы 23 189 руб. 24 коп.,
УСТАНОВИЛ:
С учетом принятого судом первой инстанции уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области (далее - истец), обратился в Арбитражный суд Пензенской области с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области (далее - ответчик) о взыскании задолженности по оплате взносов в фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома N 18 по ул. Ленина в г. Пенза (нежилое помещение площадью 1471,6 кв.м., кадастровый номер 58:29:1005005:422), за период с 01.07.2019 по 29.02.2020 года в сумме 22 074 руб. и пени за период 27.08.2019 по 05.04.2020 в сумме 861 руб. 78 коп.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Пензенской области (резолютивная часть принята 24.08.2020, мотивированное решение изготовлено 27.08.2020) исковые требования удовлетворены. С Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области взыскано 22 935 руб. 78 коп., в том числе долг в сумме 22 074 руб. и пени в сумме 861 руб. 78 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просил обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением от 13.11.2020 суд апелляционный инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, поскольку настоящее дело не могло быть принято к рассмотрению судом в порядке упрощенного производства, и, соответственно, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Письмом от 04.08.2020 истец ходатайствует об уточнении исковых требований в части начисления пени и просит считать их заявленными в сумме 861 руб. 78 коп. за период с 27.08.2019 по 05.04.2020, исходя из действующей банковской ставки. В соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает заявление истца.
С учетом этого цена иска составляет 22 935 руб. 78 коп., в том числе долг в сумме 22 074 руб. и пени в сумме 861 руб. 78 коп.
В исковом заявлении истец указывает, что истец является региональным оператором, который осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в МКД.
У ответчика в оперативном управлении находится нежилое помещение с кадастровым номером 58:29:1005005:422 площадью 1471,6 кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, ул. Ленина, 18, что подтверждается выпиской из ЕГРН - л.д.22, и не оспаривается ответчиком.
В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя также взнос на капитальный ремонт.
Между тем вопреки возложенной законом обязанности ответчик обязательства по перечислению взносов на капитальный ремонт в спорный период не исполнил.
Согласно расчету истца задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2019 по 29.02.2020 составляет 22 074 руб.
Наличие задолженности послужило основанием для обращения Регионального фонда с настоящим иском в суд.
Ответчик в письменном отзыве на иск требования истца отклонил, пояснив, что не был уведомлен о том, что истец является региональным оператором, который осуществляет функции по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; ему не направлялся проект договора о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, так как именно на основании договора УФСИН по Пензенской области несет расходы на содержание общего имущества. Ответчик также указывает, что является государственным органом, который имеет трудности при оформлении бюджетных расходов, ввиду чего он подлежит освобождению от ответственности за обязанности по возмещению пени. При поступлении денежных средств из федерального бюджета ответчик намерен заключить с истцом дополнительное соглашение и оплатить имеющуюся задолженность.
Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со ст. ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) следует, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, а именно: межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
При этом право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания").
В силу ст. 166 Жилищного кодекса РФ услуги и (или) работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который формируется исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела документов следует, что у ответчика в оперативном управлении находится спорное нежилое помещение с кадастровым номером 58:29:1005005:422 площадью 1471,6 кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: г. Пенза, ул. Ленина, 18, что подтверждается выпиской из ЕГРН - л.д.22, и не оспаривается ответчиком.
В силу пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не предусмотрено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника.
На основании пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в абз. 2 п.5 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснил, что в силу абз. 5 п.1 ст.216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Таким образом, ответчик в силу прямого указания закона обязан оплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в МКД по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот МКД (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пензенской области, была утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 19.02.2014 N 95-пП, которое было опубликовано на официальном портале Правительства Пензенской области 24.02.2014.
Следовательно, обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт у собственников помещений МКД на территории Пензенской области возникла с 01.11.2014.
В соответствии с ч. 8.1 ст. 156 ЖК РФ минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, исходя из занимаемой общей площади помещения в многоквартирном доме, принадлежащего собственнику такого помещения, и может быть дифференцирован в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, с учетом его типа и этажности, стоимости проведения капитального ремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, нормативных сроков их эффективной эксплуатации до проведения очередного капитального ремонта (нормативных межремонтных сроков), а также с учетом установленного настоящим Кодексом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечня работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
На 2019 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2018 N 592-пП в размере 7,5 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц; на 2020 год минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в МКД на территории Пензенской области утвержден постановлением Правительства Пензенской области от 31.10.2019 N 684-пП в размере 7,5 руб. на один квадратный метр общей площади помещения в месяц.
Согласно ч. 3, 5 ст. 170 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, лицо, инициировавшее проведение соответствующего общего собрания, обязано направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частями 5 и 5.1 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных ч. 7 ст. 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7 ст. 170 ЖК РФ).
Решение общего собрания собственников помещений в спорном многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете ответчиком не представлены.
Перечень таких многоквартирных домов в г. Пензе определен постановлением администрации г. Пензы от 25.09.2014 N 1121 "О принятии решения о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора". В случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора взносы на капитальный ремонт, в соответствии с ч. 1 ст. 179 ЖК РФ, являются имуществом регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора собственники помещений в многоквартирном доме уплачивают взносы на капитальный ремонт на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Согласно расчету истца, ответчиком не опровергнутому, задолженность ответчика по внесению взносов на капитальный ремонт за период с 01.07.2019 по 29.02.2020 составляет 22 074 руб.
Расчет произведен истцом исходя из общей площади принадлежащего ответчику помещения и размеров взносов на капитальный ремонт, установленных Постановлениями Правительства Пензенской области.
Доказательства оплаты взыскиваемой задолженности в деле отсутствуют.
Отсутствие договорных отношений с истцом не освобождает ответчика от внесения взносов на капитальный ремонт, поскольку как указывалось ранее, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возникает непосредственно в силу прямого закона и отсутствие договора, так же как и лимитов бюджетных ассигнований, не освобождает ответчика от исполнения данной обязанности.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности заявлены правомерно и подлежат удовлетворению.
В связи с просрочкой исполнения обязательств по перечислению взносов на капитальный ремонт истцом начислены пени за период с 27.08.2019 по 05.04.2020 в сумме 861 руб. 78 коп. исходя из действующей на момент рассмотрения спора банковской ставки 4,25 % годовых в соответствии с частью 14.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 332 Гражданского кодекса РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
Неустойка (пени) за нарушение обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт предусмотрена ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
Судом установлен факт несвоевременной оплаты взносов за капитальный ремонт, что привело к просрочке и ответчик согласно ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 155 Жилищного кодекса РФ несет ответственность в виде уплаты пени за нарушение сроков внесения взносов на капитальный ремонт. Следовательно, требование истца о взыскании пени заявлено правомерно.
Пени взыскиваются в заявленной истцом сумме 861 руб. 78 коп. за период с 27.08.2019 по 05.04.2020 в соответствии с ч. 14.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ.
Принимая во внимание, что в нарушение части 4 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящее дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с частью 6.1. статьи 268, частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат отнесению на ответчика.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного Пензенской области от 27 августа 2020 года по делу N А49-6406/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства отменить, принять новый судебный акт.
Принять заявление истца об уменьшении исковых требований в части взыскания пени до суммы 861 руб. 78 коп., исчисленных за период с 27.08.2019 по 05.04.2020, исходя из действующей банковской ставки. Ценой иска считать сумму 22 935 руб. 78 коп.
Исковые требования удовлетворить полностью, расходы по госпошлине отнести на ответчика.
Взыскать с Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области в пользу Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области 22 935 руб. 78 коп., в том числе долг в сумме 22 074 (двадцать две тысячи семьдесят четыре) руб. и пени в сумме 861 (восемьсот шестьдесят один) руб. 78 коп., а также расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
О.И. Буртасова |
Судьи |
О.В. Барковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-6406/2020
Истец: Региональный Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области, Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Пензенской области Фонд капитального ремонта МКД ПО
Ответчик: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Пензенской области, УФСИН России по Пензенской области