г. Вологда |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А05-3535/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 09 декабря 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Романовой А.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шуиной Е.И.
при участии от муниципального образования "Город Новодвинск" в лице администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" Кошелева В.Н. по доверенности от 11.09.2020, от акционерного общества "Почта России" Бурмистровой И.Н. по доверенности от 09.07.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием информационной системы "Картотека арбитражных дел" посредством онлайн-заседания апелляционную жалобу муниципального образования "Город Новодвинск" в лице администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" и Городского Совета Депутатов городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2020 года по делу N А05-3535/2020,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203; адрес: 163069, город Архангельск, улица Карла Либкнехта, дом 2, далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальному образованию "Город Новодвинск" в лице администрации городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" (ОГРН 1022901005764, ИНН 2903001697; адрес: 164900, Архангельская область, город Новодвинск, улица Фронтовых бригад, дом 6, корпус 1, далее - Администрация) о возложении на ответчика обязанности передать из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации нежилое помещение N 02, общей площадью 79 кв. м, кадастровый номер 29:26:010212:976, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Пролетарского, д. 49, пом. 2 (с учетом уточнения исковых требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Почта России", Городской Совет Депутатов городского округа Архангельской области "Город Новодвинск" (далее - Совет Депутатов).
Решением суда от 04 августа 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал Администрацию в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу передать из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 02, общей площадью 79 кв.м., кадастровый номер 29:26:010212:976, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Пролетарского, д. 49, пом. 2.
Администрация и Совет Депутатов с решением суда не согласились и обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Суд неправомерно отклонил довод о наличии у Администрации собственного имущественного интереса по использованию спорного нежилого помещения в целях пополнения доходов местного бюджета. Спорное помещение никогда не являлось объектом недвижимого имущества Российской Федерации, создано за счет средств бюджета муниципального образования "Город Новодвинск" в 2000-2001 годы. По сути, заявленное истцом требование подразумевает безвозмездное отчуждение (изъятие) спорного нежилого помещения из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации. Вместе с тем, муниципальная собственность признается и защищается государством наравне с иными формами собственности (часть 2 статьи 49 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В силу положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Представитель акционерного общества "Почта России" в судебном заседании просит апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд полагает, что апелляционная жалоба Администрации и Совета Депутатов подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "Город Новодвинск" на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества: нежилое помещение N 02, общей площадью 79 кв. м, кадастровый номер 29:26:010212:976, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Пролетарского, д. 49, пом. 2.
Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Администрацией и ФГУП "Почта России" 25.12.2007 заключен договор аренды нежилого помещения N 278.
Указанный объект недвижимого имущества передан ФГУП "Почта России" на основании акта передачи помещения от 01.01.2008.
В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды помещение передается в состоянии, пригодном для нормальной эксплуатации, и используется для размещения отделения почтовой связи "Новодвинск-3" обособленного структурного подразделения Архангельский почтамт УФПС Архангельской области ФГУП "Почта России".
Несмотря на то, что установленный пунктом 1.3 договора аренды срок истек (до 30.12.2008), ФГУП "Почта России" продолжало пользоваться данным объектом и вносить арендную плату, а Администрация, в свою очередь, принимала арендную плату и обеспечивала пользование объектом.
Письмом от 12.03.2019 N 5.3.7.1-01/10 ФГУП "Почта России" обратилось в Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального образования "Город Новодвинск" с просьбой передать в федеральную собственность объект недвижимого имущества - нежилое помещение N 02, расположенное по адресу: Архангельская область, г. Новодвинск, ул. Пролетарского, д. 49, пом. 2 (кадастровый номер 29:26:010212:976) площадью 79 кв. м, находящийся в пользовании ФГУП "Почта России" на основании договора аренды от 25.12.2007.
Письмом от 04.04.2019 N 09/154 ответчик отказал в передаче объекта в федеральную собственность, ссылаясь на то, что вопрос о передаче в федеральную собственность спорного нежилого помещения был вынесен на рассмотрение 14-сессии Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск", прошедшей 21.02.2019 и получил отрицательное заключение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Управления в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования истца законными и обоснованными.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ. Согласно абзацу восьмому названной статьи ГК РФ к числу таких способов относится присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В силу статьи 215 того же Кодекса имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, а также, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с Законом N 122-ФЗ и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, поскольку порядок безвозмездной передачи в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации имущества, находящегося в муниципальной собственности, является аналогичным порядку передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность, на него распространяются правовые позиции и выводы, содержащиеся в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной при проверке конституционности ряда положений части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ в постановлении от 30.06.2006 N 8-П, определении от 07.12.2006 N 542-О, определении от 04.12.2007 N 828-О-П, положения названной нормы, устанавливающие порядок безвозмездной передачи имущества в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, не допускают принятия соответствующего решения в принудительном одностороннем порядке, без достижения соответствующей договоренности и наличия волеизъявления всех заинтересованных субъектов независимо от состава публично-территориальных субъектов, выступающих участниками такой передачи, в том числе и в роли получателя имущества.
По вопросу о порядке передачи имущества Конституционным Судом Российской Федерации также было принято определение от 07.02.2012 N 234-О-Р, согласно которому арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным.
В обоснование иска Управление ссылается на положения Федерального закона от 29.06.2018 N 171-ФЗ "Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", основах деятельности акционерного общества "Почта России" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Вышеуказанный закон определяет особенности правового регулирования отношений в области организации, создания основ деятельности акционерного общества "Почта России", устанавливает особенности порядка его реорганизации и ликвидации, осуществления акционерным обществом "Почта России" своей деятельности.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 171-ФЗ акционерное общество "Почта России" создается путем реорганизации (преобразования) федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - Предприятие).
Состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче Обществу в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, определяется передаточным актом.
Объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды, праве безвозмездного пользования и иных имущественных правах, подлежат включению в передаточный акт с учетом положений статьи 20 настоящего Федерального закона (пункт 24 статьи 19).
В соответствии с положениями статьи 20 указанного закона при инвентаризации имущества Предприятием (акционерным обществом "Почта России") составляется перечень объектов недвижимого имущества с указанием их назначения, который включает в себя:
1) объекты недвижимого имущества, закрепленные за Предприятием на праве хозяйственного ведения и:
а) учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости");
б) не учтенные в Едином государственном реестре недвижимости в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
2) объекты недвижимого имущества, предоставленные Предприятию Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по договорам аренды или безвозмездного пользования (при условии отсутствия вещных прав иных лиц на указанные объекты);
3) объекты недвижимого имущества, находящиеся в фактическом пользовании Предприятия;
4) земельные участки, в том числе занятые объектами недвижимого имущества, подлежащими включению в передаточный акт, с учетом положений части 22 статьи 19 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 7-9 статьи 20 Закона N 171-ФЗ дополнительный вклад Российской Федерации в уставный капитал Общества осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций на основании представленного Обществом перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего включению в качестве дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества, согласованного с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. При осуществлении дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества включение недвижимого имущества, используемого в качестве такого вклада, в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества не требуется.
Оценка имущества Российской Федерации, вносимого в оплату дополнительных акций, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
При осуществлении дополнительного вклада Российской Федерации в уставный капитал Общества передаточный акт подписывается генеральным директором Общества, подлежит согласованию федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере почтовой связи, и подписывается руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по управлению федеральным имуществом.
Таким образом, исходя из буквального толкования положений пункта 24 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в состав имущественного комплекса Предприятия, подлежащего передаче акционерному обществу "Почта России" в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал общества подлежат включению объекты недвижимого имущества Российской Федерации, предоставленные Предприятию на праве аренды.
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено следующее.
Нежилое помещение площадью 79 кв. м с кадастровым номером 29:26:010212:976, расположенное по адресу: Архангельская область, город Новодвинск, улица Пролетарская, дом 49, помещение 2 (далее - спорное нежилое помещение), поступило в муниципальную собственность в результате передачи муниципальному образованию "Город Новодвинск" соответствующего здания бывшим собственником - акционерным обществом "Архангельский ЦБК" на основании акта приема-передачи от 31.05.1995 и постановления главы администрации города Новодвинска от 26.06.1995 N 90 "О принятии объектов в муниципальную собственность г. Новодвинска".
До передачи указанного здания в муниципальную собственность и в последующем до апреля 1999 года в нем размещалась начальная школа N 10.
В соответствии с распоряжениями мэра города Новодвинска от 18.12.1998 N 705-р "О ликвидации МОУ "Начальная школа N 10" и от 05.04.1999 N 208-р "Об утверждении ликвидационного баланса МОУ "Начальная школа N 10" произведена ликвидация начальной школы N 10.
С ноября 1999 года по апрель 2001 года за счет муниципального образования "Город Новодвинск" с привлечением денежных средств частных лиц выполнены строительные работы по перепрофилированию здания бывшей начальной школы N 10 в жилой дом, что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта от 28.04.2001.
Акт приемки законченного строительством объекта от 28.04.2001 утвержден постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 14.05.2001 N 306 "О приемке в эксплуатацию 53-квартирного жилого дома по адресу: город Новодвинск" улица Пролетарская, д. 49", в соответствии с которым перепрофилированное здание бывшей начальной школы N 10 введено в эксплуатацию в качестве жилого дома.
Согласно пункту 1 таблицы приложения "Справка об источниках финансирования и распределения долей между участниками долевого участия в реконструкции 53 кв. жилого дома N 49 по улице Пролетарская в городе Новодвинске" (утверждено постановлением главы муниципального образования "Город Новодвинск" от 14.05.2001 N 306) муниципальное образование "Город Новодвинск" приобрело в указанном жилом доме, наряду с жилыми помещениями, также и спорное нежилое помещение площадью 79 кв.м.
Финансовое обеспечение обязательств муниципального образования "Город Новодвинск" как застройщика осуществлялось за счет средств бюджета муниципального образования "Город Новодвинск" на 2000, 2001 годы.
На основании акта приемки законченного строительством объекта от 28.04.2001 за муниципальным образованием "Город Новодвинск" зарегистрировано право собственности на спорное нежилое помещение, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.02.2002.
Далее, по договору аренды нежилого помещения муниципальной собственности N 278 от 25.12.2007 спорное нежилое помещение, с целью пополнения доходов местного бюджета, было передано во временное пользование федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" для размещения отделения почтовой связи.
Таким образом, спорное имущество было создано на средства муниципального бюджета в 2000-2001 годах и никогда не являлось имуществом Российской Федерации.
На момент законодательного разграничения государственной собственности указанное помещение организацией почтовой связи для оказания услуг почтовой связи также не использовалось, поскольку в нем располагалась начальная школа.
В соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с положениями статьи 50 вышеуказанного закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, предусмотренном федеральным законом; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения; имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае использование имущества, созданного за счет средств местного бюджета, посредством предоставления его в аренду полностью соотносится с деятельностью по решению вопросов местного значения городского округа, закрепленных в пунктах 1, 3 и 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Также, из материалов дела усматривается, что вопрос о согласовании передачи спорного нежилого помещения в собственность Российской Федерации по инициативе главы муниципального образования "Город Новодвинск" 21 февраля 2019 года был рассмотрен на сессии Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск" в виде проекта решения "О согласовании передачи муниципального имущества в собственность Российской Федерации".
Проект решения "О согласовании передачи муниципального имущества в собственность Российской Федерации" единогласно отклонен депутатами Городского Совета депутатов муниципального образования "Город Новодвинск".
Отклоняя указанный проект решения, Городской Совет депутатов муниципального образования "Город Новодвинск" исходил из того, что муниципальное образование "Город Новодвинск" имеет основанный на законе интерес в сохранении права собственности на спорное нежилое помещение; получение арендной платы за использование спорного нежилого помещения является источником формирования неналоговых доходов местного бюджета.
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При указанных обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения иска Управления о возложении на ответчика обязанности передать из муниципальной собственности в собственность Российской Федерации нежилое помещение N 02, общей площадью 79 кв. м, кадастровый номер 29:26:010212:976, расположенное по адресу: Архангельская обл., г. Новодвинск, ул. Пролетарского, д. 49, пом. 2, суд апелляционной инстанции не усматривает.
Решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04 августа 2020 года по делу N А05-3535/2020 отменить.
В удовлетворении иска отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3535/2020
Истец: НАО Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и
Ответчик: Администрация городского округа Архангельской области "Город Новодвинск"
Третье лицо: АО "Почта России", Горродской совет депутатов городского округа Архангельской области " Город Новодвинск", АС Архангельской облати, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 100-ПЭК22
29.03.2022 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 100-ПЭК22
27.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1777/2021
09.12.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7375/20
04.08.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-3535/20