г. Самара |
|
09 декабря 2020 г. |
А55-9425/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивенской А.А.,
с участием:
от ООО "РусэнергоМаш-ресурс" - не явились,
от Самарской таможни - Ергашев А.Х., дов. от 11.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РусэнергоМаш-ресурс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2020 года по делу N А55-9425/2020 (судья Матюхина Т.М.) принятое
по исковому заявлению Самарской таможни
к обществу с ограниченной ответственностью "РусэнергоМаш-ресурс",
о взыскании суммы задолженности по оплате утилизационного сбора,
УСТАНОВИЛ:
Самарская таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Русэнергомашресурс" сумму задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации экскаватора ЭШ 6/45-М в размере 6.986.250 руб., пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в размере 1.070.642,83 руб. с зачислением взысканных сумм в федеральный бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам: получатель - Операционный департамент Банка России, г. Москва, 701, ИНН 7730176610, КПП 773001001, Банк получателя - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), БИК 044501002, ОКТМО 45328000, счет N 40101810800000002901, код таможенного органа 10000010 (107 поле), КБК 153 112 08000 01 5000 120 -утилизационный сбор (сумма сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме ввозимых с территории Республики Беларусь).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2020 года заявленные требования были полностью удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Русэнергомашресурс" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, полагая, что шагающий экскаватор ЭШ 6/45-М не относится к числу объектов, при ввозе которых в Российскую Федерацию следует уплачивать утилизационный сбор. Кроме того, ответчик считает, что ввозил в Российскую Федерацию не экскаватор, а комплект запасных частей.
В материалы дела поступил отзыв Самарской таможни на апелляционную жалобу, в котором она просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель Самарской таможни против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на то, что шагающий экскаватор относится к самоходным машинам и соответственного при его ввозе следует уплачивать утилизационный сбор.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "РЭМ-РЕСУРС" во исполнение заключенного 3 августа 2018 г. с ТОО "СумбеИнвест" (Республика Казахстан) договора купли-продажи, 17 сентября 2018 г. N 2307/18 осуществлен ввоз на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан экскаватора ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г.
Во исполнение требований ст. 278 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) и постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза" для целей учета перемещения товаров при взаимной торговле Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС 15 октября 2018 г. ООО "РЭМ-РЕСУРС" в таможенный орган представлена статистическая форма учета перемещения товаров (рег. номер 10412000/151018/С057661).
В статистической форме N 10412000/151018/С057661 ответчиком указаны сведения о перемещенном через границу Российской Федерации товаре: "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г.", код товара по ТНВЭД ЕАЭС 8429 52 100 1, перемещаемый из Республики Казахстан в Российскую Федерацию. Стоимость товара - 3 800 000 руб., вес нетто - 267 429 кг".
Самарской таможней, в ходе проведенной в период с 13 марта 2019 г. по 19 сентября 2019 г. камеральной таможенной проверки в адрес ООО "РЭМ -РЕСУРС" были выставлены и направлены требования о представлении документов и (или) сведений от 28 марта 2019 N 01-02-14/04566 и от 28 мая 2019 N 01-02-14/07922, в том числе запрошены документы, подтверждающие исполнение требований ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 N 89-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее -Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81) по уплате утилизационного сбора при ввозе экскаватора ЭШ 6/45-М в Российскую Федерацию.
В ходе проведения камеральной таможенной проверки установлено следующее:
В соответствии с положениями договора купли-продажи, заключенного ООО "РЭМ-РЕСУРС" с ТОО "СумбеИнвест" (Республика Казахстан) продавец обязуется передать в собственность покупателя специализированную технику, бывшую в употреблении: экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г. в комплекте согласно спецификации приложение N 1 к Договору, а покупатель обязуется принять и оплатить товар (п. 1.1 Договора).
Согласно спецификации N 1, которая является приложением к Договору "продавец обязуется передать в собственность покупателя экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г., бывшего в эксплуатации, согласно следующей комплектации". В спецификации N 1 к Договору перечислены наименования частей экскаватора ЭШ 6/45-М, с указанием их количества, веса, стоимости.
Согласно сведениям, указанным в счете-фактуре от 17 сентября 2018 N 101 и накладной на отпуск запасов на сторону от 17 сентября 2018 N 92, получателю товара ООО "РУСЭНЕРГОМАШ-РЕСУРС" отгружался товар "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г., в соответствии со спецификацией N 1", стоимость товара составила 3 800 000 руб.
Оплата ООО "РЭМ-РЕСУРС" поставленного по Договору товара подтверждается представленным платежным поручением от 9 сентября 2018 N 865, в графе назначение платежа указанно - "По договору N 2307/18 от 03.08.2018 г. оплата за экскаватор ЭШ
6/45-М ТОО "СУМБЕ ИНВЕСТ"...".
При поставке товара продавец предоставляет покупателю, в соответствии с пунктом 2.7 Договора, следующие документы: оригинал счета-фактуры, оригинал накладной на отпуск товара, паспорт изготовителя, акт проведения испытаний.
Согласно пункта 2.4 Договора подписание акта приема-передачи товара представителем покупателя подтверждает передачу продавцом товара в надлежащем количестве и комплектности, удовлетворяющем требования и ожидания покупателя, пригодность товара к использованию по назначению и выполнение продавцом своих обязательств по договору в полном объеме.
На основании пункта 2.1 Договора уполномоченными лицами подписан акт приема -передачи от 18 сентября 2018, согласно которого продавец передает, а покупатель принимает экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г., в комплекте согласно спецификации N 1 (Приложение N 1 к Договору).
На основании чего, Таможней сделан вывод о том, что по договору купли-продажи ответчиком приобретен в собственность и ввезен на территорию Российской Федерации экскаватор ЭШ 6/45-М заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г., заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г., бывший в эксплуатации.
В результате анализа представленных ответчиком в ходе проведения проверки бухгалтерских документов установлено, что проверяемый товар "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г." принят к бухгалтерскому учету 17 сентября 2018 г. как "комплект запасных частей от экскаватора ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164" на сумму 3 800 000 рубля, что подтверждается приходным ордером от 17.09.2018 N 534 и карточкой счета 41 (январь 2018 - декабрь 2019).
Как считает Таможня, с учетом положений ТН ВЭД ЕАЭС внесению в статистическую форму учета сведений о наименовании и о коде ТН ВЭД ЕАЭС перемещаемого товара в рассматриваемом случае подлежали сведения "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г.", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8429 52 900 0, т.е. сведения о наименовании товара и коде товара на уровне 6-ти знаков классификационного кода, указанные ответчиком в поданной им статистической форме N 10412000/151018/С057661.
По мнению Таможни, изменение ответчиком в последующем статистических сведений о ввезенном на территорию Российской Федерации товаре произведено с целью обосновать отсутствии у него законодательно установленной обязанности по уплате утилизационного сбора при ввозе товара по договору N 2307/18.
Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор в раздел III включены экскаваторы, классифицируемые по коду 842952 мощностью силовой установки не менее 250 л.с, т.е. экскаватор ЭШ 6/45-М 1982 г. в. согласно сведений паспорта мощность которого составляет 660 кВа = 717.88 л.с, входит в указанный Перечень.
Для товара экскаватор ЭШ 6/45-М 1982 г. в. установлена базовая ставка 172 500 руб. и коэффициент 40,5.
Таким образом, размер утилизационного сбора составляет 172 500 х 40,5 = 6 986 250 рублей.
По результатам таможенной камеральной проверки в адрес ответчика письмом от 19 сентября 2019 г таможней выставлено требование об уплате утилизационного сбора в сумме 6986250 рублей и предложено в течение 20 дней произвести уплату сбора по указанным платежным реквизитам.
Требование ответчиком получено 25 сентября 2019 г., что подтверждается почтовым уведомлением, но до настоящего времени утилизационный сбор не оплачен.
Согласно пункту 11 Правил взимания в отношении самоходных машин для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), расчет суммы утилизационного сбора, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора. Документы должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем указанных документов является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Учитывая факт неуплаты ответчиком утилизационного сбора в установленный законодательством срок, таможенным органом произведено начисление суммы пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора за период с 4 ноября 2018 г. по 13 февраля 2019 г. в размере 788 980 руб. 50 коп. (расчет прилагается).
Данные обстоятельства явились основанием, для обращения Самарской таможни в суд с рассматриваемым заявлением.
Ответчик возражает против требований истца, ссылаясь на следующие доводы и обстоятельства.
По мнению ответчика, ввезенный на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан шагающий экскаватор ЭШ 6/45-М не является транспортным средством как таковым. Данный вид техники относится к категории "специальной", что подтверждается письмом Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) копия письма прилагается. Исходя из положений п.3 ст.24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ утилизационный сбор начисляется на ввезенные на территорию РФ транспортные средства, самоходные машины на пневматическом или гусеничном ходу. Экскаватор 6/45-М не относится к категории самоходных машин или транспортных средств, на которые распространяется утилизационный сбор.
Целью Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ является обеспечение экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Согласно паспорту на шагающий экскаватор ЭШ 6/45-М ввезенный на территорию приводится в работу исключительно электрической энергией в нем полностью отсутствуют двигатели внутреннего сгорания и емкости для гидросистемы в связи с этим не может причинять какой либо вред окружающей среде или здоровью граждан, поскольку механизмы, транспортные средства и т.д. на электрической тяге являются в высокой степени экологичными.
Данное утверждение экологичности экскаватора подтверждается заключением независимой экспертизы промышленной безопасности (копия прилагается) выполненной экспертной организацией ООО ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И ЭКСПЕРТИЗЫ "КОТЛОСЕРВИС" лицензия N ДЭ-00-007944 от 05.10.2007 г. Согласно выводу экспертной организации ввезенный на территорию РФ шагающий экскаватор ЭШ 6/45-М к дальнейшей эксплуатации не пригоден. По факту на территорию РФ были ввезены запасные части для экскаватора.
Ответчик, со ссылкой на ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020), указывает, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму.
Также ответчик указывает на то, что при проведении камеральной проверки Самарской таможней с 13 марта 2019 года 19 сентября 2019 года нарушен предельно установленный ст. 228 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок 90 дней, что является нарушением процессуального права лица.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции сослался на следующие доводы и обстоятельства которые он посчитал установленными.
Пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Плательщиками утилизационного сбора в соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ признаются лица, которые в том числе осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию (абзац 2 пункта 3 статьи 24.1).
Пунктом 4 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ установлено, что порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ, в том числе, лица, осуществившие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Основываясь на подпункте 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 289-ФЗ под ввозом товаров в Российскую Федерацию следует понимать фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза, на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89 -ФЗ виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 утверждены Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень самоходных машин), Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила взимания в отношении самоходных машин).
Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2018 N 639 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81" (начало действия редакции документа 13 июня 2018 г.) скорректирован порядок взимания утилизационного сбора, также установлено, что при исчислении утилизационного сбора используется, параметр "мощность силовой установки" вместо параметра "максимально технически допустимая масса".
В соответствии со ссылкой 4 к Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172500 рублей. Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно примечания 2 к перечню видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора учитывается номинальная мощность силовой установки. В случае если в поле "Мощность двигателя (двигателей), кВт (л.с)" единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники это значение указано только в киловаттах, для исчисления и уплаты утилизационного сбора при пересчете в лошадиные силы используется соотношение 1 кВт= 1,35962 л.с.
Экскаваторы, экскаваторы -погрузчики, экскаваторы -бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 5 1, 8429 52, 8429 59 000 0) <6> |
Коэффициент для расчета утилизационного сбора Базовая ставка 172 500 рублей (новые/ более 3 лет) |
||
С01 |
мощностью силовой установки менее 170 л.с. |
4 |
17 |
С02 |
мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с. |
6 |
25 |
С0 3 |
мощностью силовой установки не менее 250 л.с. |
8 |
40,5 |
Таким образом, в Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор в раздел III включены экскаваторы, классифицируемые по коду 842952 мощностью силовой установки не менее 250 л.с, т.е. экскаватор ЭШ 6/45-М 1982 г.в. согласно сведений паспорта мощность которого составляет 660 кВа = 717.88 л.с, входит в указанный Перечень.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность не зависит от дальнейшей эксплуатации ввезенной техники по назначению. Иное противоречит требованиям Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности.
Оснований полагать, что возникшая "РЭМ-РЕСУРС" с момента ввоза самоходной машины в Российскую Федерацию обязанность по уплате утилизационного сбора прекратилась, в том числе в связи с тем, что экскаватор был разукомплектован (демонтирован на запчасти), не имеется. Образовавшиеся в результате разборки запчасти в дальнейшем также подлежат утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора.
Довод ответчика о том, что экскаватор ЭШ 6/45-М был приобретен в виде сборных узлов для дальнейшей разукомплектации для запасных частей не опровергает факт ввоза на территорию Российской Федерации экскаватора ЭШ 6/45-М в полной комплектации, что подтверждается установленными в ходе камеральной проверки документами и сведениями.
Ссылка ответчика на разукомплектацию экскаватора подтверждает исполнение договора купли-продажи в части транспортировки товара.
В соответствии с пунктом 2.2. Договора, покупатель своими силами и за свой счет производит демонтаж товара на составляющие его узлы и детали, перечень которых указан в спецификации (приложение N 1 к Договору).
Согласно пункта 2.3 Договора, покупатель за свой счет производит вывоз демонтированного товара автотранспортными партиями (машинными нормами), состоящими из узлов и деталей, указанных в спецификации.
Поставка товара "экскаватор ЭШ 6/45-М" осуществлялась автотранспортом партиями, состоящими из узлов и деталей, что подтверждается представленными товарно-транспортными накладными: от 12.10.2018 N БН, от 07.10.2018 N 000151, от 26.09.2018N 850094, от 27.09.2018 N 000189, от 20.09.2018 N 000142, от 20.09.2018N 000140, от 27.09.2018 N БН, от 07.10.2018 N 000106, от 25.09.2018 N 850093, от 29.09.2018 N БН, от 18.09.2018 N БН, от 17.10.2018 N БН, от 09.10.2018 N БН.
В соответствии с заключением отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Самарской таможни принятым в ходе проведения таможенной камеральной проверки "экскаватор ЭШ 6/45-М", представляющий собой полно-поворотную электрическую землеройную машину на шагающем ходу, относится к товарной подсубпозиции 8429 52 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г. классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (далее - ОПИ, Правила), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД ЕАЭС; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Правил 2, 3, 4 и 5, где это применимо.
Для определения классификационного кода товара на уровне субпозиции, то есть на уровне 6-ти знаков классификационного кода, применяется Правило 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, которое гласит: для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Одним из вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД ЕАЭС должностными лицами таможенных органов и участниками внешнеэкономической деятельности, являются пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС.
Классификационные признаки товаров указаны в наименованиях товарных позиций, субпозиций, подсубпозиции, примечаниях к разделам, группам и субпозициям, а также в дополнительных примечаниях и Пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС.
Выбор конкретного кода по ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию. Процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (указанием определенного набора сведений, необходимых при классификации).
Согласно ОПИ 2а) "Любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде".
Таким образом, первая часть Правила 2а расширяет содержание любой товарной позиции, к которой относится конкретный товар, для включения в нее не только комплектного изделия, но и этого изделия в некомплектном или незавершенном виде, при условии, что в представленном виде это изделие обладает основным свойством комплектного или готового изделия. Вторая часть Правила 2 (а) предусматривает, что комплектные или готовые изделия, представленные в несобранном или разобранном виде, классифицируются в тех же товарных позициях, что и собранные изделия.
С учетом изложенного, выводы Таможни о том, что, с учетом положений ТН ВЭД ЕАЭС внесению в статистическую форму учета сведений о наименовании и о коде ТН ВЭД ЕАЭС перемещаемого товара в рассматриваемом случае подлежали сведения "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г.", код товара по ТН ВЭД ЕАЭС 8429 52 900 0, т.е. сведения о наименовании товара и коде товара на уровне 6-ти знаков классификационного кода, указанные ответчиком в поданной им статистической форме N 10412000/151018/С057661, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными.
Довод ответчика об отсутствии паспорта самоходной машины, как подтверждение отсутствия обязанности по уплате утилизационного сбора, правомерно отклонен судом первой инстанции, как противоречащий нормам действующего законодательства и сложившейся судебной практике, т.к. основанием для возникновения обязанности по уплате сбора является факт ввоза на территорию Российской Федерации транспортных средств и самоходных машин, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации, а не наличие у владельца паспорта этой машины.
Неполучение паспорта самоходной машины не освобождает ООО "РЭМ-РЕСУРС" от уплаты утилизационного сбора, а лишь свидетельствует о неисполнении им обязанности, предусмотренной положениями постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Верховный суд Российской Федерации при рассмотрении аналогичных по предмету и обстоятельствам судебных дел указал на правомерность выводов судов о том, что неполучение паспорта самоходной машины, а также действия по разукомплектованию и реализации ввезенного товара не освобождают лицо, осуществившее ввоз товара от обязанности по уплате утилизационного сбора (Определения Верховного Суда РФ от 15.08.2018 N 307-КГ18-11306 по делу А56-31558/2017,N 307-КГ18-1123 по делу N А56-34173/2017).
Отделом таможенных платежей Самарской таможни подтверждена информация о том, что таможенный приходной ордер на уплату утилизационного сбора в отношении ввезенного экскаватор ЭШ 6/45-М в регионе деятельности Самарской таможни не выдавался.
Кроме того, согласно информации Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области отсутствуют сведения об уплате утилизационного сбора в отношении ввезенной ответчиком самоходной машины (письмо от 7 февраля 2019 N 09-46/04288).
Управлением государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в адрес Таможни письмом от 25 февраля 2019 N 2-201/692 сообщено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 экскаватор ЭШ 6/45-М подлежит государственной регистрации в органах Государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации. Также указано, что в соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники (утверждено Госстандартом РФ и Минсельхозпродом РФ 26,28 июня 1995 г.) в части, не противоречащей Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 августа 2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники" (далее - Решение N 100) и Решением N 100 на вышеуказанный экскаватор выдается паспорт самоходной машины.
Таким образом, доводы ответчика, об отсутствии обязанности по уплате утилизационного сбора, так как ответчиком закуплены запасные части к экскаватору шагающего типа 6/45-М бывшие в употреблении, а также о том, что экскаватор не является самоходной машиной и транспортным средством, правомерно судом первой инстанции отклонены, как не соответствующие материалам дела, не основанные на нормах закона и не могут являться основанием для освобождения от исполнения обязанности по уплате в федеральный бюджет Российской Федерации суммы утилизационного сбора в расчете произведенным таможенным органом.
Ссылка ответчика на экспертное заключение ООО "Центр диагностики и экспертизы "Котлосервис", не опровергает доводы Таможни.
В экспертном заключении сделан вывод о том, что отсутствует возможность безаварийной эксплуатации экскаватора, что он достиг предельного состояния, а восстановление его работоспособности нецелесообразно в виду некомплектности, физического износа базовых конструкций экскаватора и его основных узлов.
Выводы эксперта подтверждают, что базовые конструкции экскаватора и его основные узлы в наличии имеются, т.е. имеются именно те базовые части экскаватора, которые характеризуют экскаватор - "экскаватором". Эксперт и Ответчик признают, что на территорию Российской Федерации ввезены базовые конструкции экскаватора и его основные узлы общим весом 267 тонн, пусть в изношенном и демонтированном виде, что для сути разбирательства и возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора не имеет правового значения.
В п. 1.1 договора купли-продажи стороны сами обозначили, что предметом договора является экскаватор ЭШ 6/45-М.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС" Ответчик представил в таможенный орган статистическую форму учёта перемещения товаров N10412000/151018/С057661. В представленной форме Ответчиком было указано, что из Республики Казахстан в
Российскую Федерацию перемещён "экскаватор ЭШ 6/45-М, заводской номер 2/164, дата выпуска июль 1982 г." с кодом товара согласно ТН ВЭД ЕАЭС 8429 52 100 1, стоимостью 3 800 000 руб., весом нетто - 267.429 кг.
Исходя из положений п. 3 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза самоходной машины в Российскую Федерацию. При этом данная обязанность никак не ставится в зависимость от дальнейшей эксплуатации ввезённой техники по назначению.
К заключению ООО "Центр диагностики и экспертизы "Котлосервис" по результатам технического диагностирования экскаватора шагающего ЭШ6/45-М, находящегося в разобранном виде, приложена Ведомость дефектов составных узлов и деталей экскаватора шагающего ЭШ6/45-М. В этой Ведомости указаны недостатки узлов и базовых запасных частей ввезённого разобранного экскаватора: недопустимая разность, деформации, трещины, износ, коррозия, изломы, повреждения и т.п. Вместе с этим все базовые запасные части и узлы имеются в наличии, а их изношенность и поврежденность никак не влияет на исключение обязанности по уплате утилизационного сбора.
Действующим законодательством предусмотрено взыскание утилизационного сбора в зависимости от изношенности ввозимого устаревшего транспортного средства или самоходной машины.
Довод ответчика о том, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, судом первой инстанции отклонен в виду следующего.
ООО "РЭМ-ресурс" является коммерческой организацией и ведёт коммерческую деятельность. Ввоз ООО "РЭМ-ресурс" самоходной машины на территорию Российской Федерации не преследует благотворительные цели, поскольку согласно учредительным документам данного общества с ограниченной ответственностью данная организация ведёт предпринимательскую деятельность.
Пункт 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на который ссылается ответчик в обоснование своих доводов, предусматривает не уплату утилизационного сбора в отношении транспортных средств с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предусматривает Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не уплачивается:
Транспортные средства категории М, в том числе повышенной проходимости категории G;
Транспортные средства категории N, в том числе повышенной проходимости категории G.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных
средств" категория М - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров, а категория N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов - автомобили грузовые и их шасси.
Таким образом, экскаваторы не входят в такой Перечень. Довод Ответчика не обоснован.
Одной из целей утилизационного сбора является, в том числе, сдерживание ввоза в Российскую Федерацию устаревшей техники, транспортных средств и самоходных машин. Субъекты хозяйственной и предпринимательской деятельности, физические лица, которые выясняют при предоставлении консультаций в таможенном органе размер утилизационного сбора в отношении изношенных и устаревших видов транспортных средств и самоходных машин, отказываются от инициативы по их ввозу.
Суммы утилизационного сбора за все ввозимые транспортные средства и самоходные машины поступают в федеральный бюджет.
Указом Президента РФ от 19.04.2017 N 176 утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Согласно п. 32 Стратегии одним из основных инструментов реализации Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и непрограммные направления деятельности. Финансирование мероприятий, предусмотренных Стратегией, осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на реализацию указанных программ на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников.
Согласно п. 22 Стратегии высока вероятность импорта продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды, жизни и здоровья людей, как в товарном виде, так и после утраты потребительских свойств.
Согласно разделу 2 Методических рекомендаций по организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращении с отходами производства и потребления (утв. Генпрокуратурой России 28.12.2018 N 74/3-34-2018, далее -Методические рекомендации) субъектами отношений в области обращения с отходами являются также лица, признанные плательщиками утилизационного сбора и экологического сбора.
В Методических рекомендациях указано, что Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19.04.2017 N 176, к основным задачам, решение которых необходимо для достижения целей государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности страны, отнесены снижение негативного воздействия отходов производства и потребления на окружающую среду, развитие системы эффективного обращения с отходами производства и потребления, повышение эффективности осуществления контроля в области обращения с опасными отходами.
Одной из наиболее острых экологических проблем Российской Федерации является увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации. Отсутствие эффективной системы переработки отходов ведет к их накоплению на полигонах и несанкционированных свалках. Складывающаяся в результате этого неблагоприятная экологическая обстановка негативно воздействует на качество окружающей среды и приводит к деградации возобновляемых природных ресурсов (почв, лесов и др.).
Согласно Методическим рекомендациям базовым законодательным актом, регулирующим отношения в области обращения с отходами производства и потребления, является Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определяющий основные понятия, принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами, полномочия Российской
Федерации в этой области, общие требования к обращению с отходами, вопросы нормирования, государственного учета и отчетности в области обращения с отходами, экономического регулирования, государственного надзора и ответственности за нарушение законодательства в этой области.
Верховный суд Российской Федерации в Определении от 15.08.2018 N 307-КГ18-11306 по делу А56-31558/2017, N 307-КГ18-1123 по делу N А56-34173/2017 указал на правомерность выводов судов о том, что неполучение паспорта самоходной машины, а также действия по разукомплектованию и реализации ввезенного товара не освобождают лицо, осуществившее ввоз товара от обязанности по уплате утилизационного сбора.
Ссылка ответчика на процедурные нарушения отклоняется судом, как не соответствующий материалам дела.
В соответствии с частью 1 статьи 228 Федерального закона N 289-ФЗ от 3 августа 2018 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" камеральные таможенные проверки проводятся в порядке, предусмотренном статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и положениями Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 228 Федерального закона камеральная таможенная проверка назначается начальником таможенного органа, который будет проводить таможенную проверку, уполномоченным им заместителем начальника таможенного органа либо замещающими их лицами.
В соответствии с частью 3 статьи 228 Федерального закона таможенный орган уведомляет проверяемое лицо о проведении камеральной таможенной проверки путем направления уведомления в день начала такой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа с
использованием сети "Интернет".
В соответствии с частью 5 статьи 228 Федерального закона срок проведения камеральной таможенной проверки не может превышать девяносто календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении камеральной таможенной проверки. В указанный срок не включается период времени между датой направления проверяемому лицу (вручения руководителю (представителю) проверяемого лица должностным лицом, проводящим камеральную таможенную проверку) требования о представлении документов и (или) сведений и датой получения таких документов и (или) сведений.
В соответствии с частью 6 статьи 228 Федерального закона проведение камеральной таможенной проверки может быть продлено на сто двадцать календарных дней при необходимости:
проведения таможенной экспертизы;
направления требования в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 335 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза;
направления (инициирования направления) запроса (требования) в соответствии со статьей 240, 241 или 242 Федерального закона;
направления (инициирования направления) запроса в компетентный орган другого государства - члена Нвразийского экономического союза.
или государства, не являющегося членом Союза;
5) направления (инициирования направления) поручения о проведении таможенного контроля в таможенные органы других государств - членов Союза в соответствии со статьей 373 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
В соответствии с частью 7 статьи 228 Федерального закона в рамках одной камеральной таможенной проверки продление ее проведения может быть осуществлено однократно.
В соответствии с частью 8 статьи 228 Федерального закона продление проведения
камеральной таможенной проверки осуществляется по решению начальника таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа либо замещающих их лиц, о чем уведомляется проверяемое лицо с указанием срока и причины продления.
Решение начальника таможенного органа о продлении камеральной таможенной проверки осуществляется путем наложения резолюции на докладной записке структурного подразделения таможни. В данном случае в материалах дела имеется докладная записка от 17 июля 2019 г. N 01 -02-19/0412 "О продлении срока проведения таможенной проверки" резолюцией и.о. начальника Самарской таможни Лайкова Д.А.
Проверяемому лицу в соответствии с действующим законодательством Евразийского экономического союза было направлено уведомление о продлении срока проведения камеральной таможенной проверки от 18 июля 2019 г. N 01-02-14/10185.
Таким образом, камеральная таможенная проверка в отношении ООО "Русэнергомашресурс" проведена Самарской таможней в соответствии с требованиями Федерального закона и Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.
Также истец просит взыскать пени за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 04.11.2018 по 06.10.2020 в размере 1 070 642,83 руб.
Расчет утилизационного сбора и пени, судом проверен и признан арифметически верным. Контррасчет ответчиком не представлен.
При указанных обстоятельствах, требования Самарской таможни о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Русэнергомашресурс" суммы задолженности по уплате утилизационного сбора в отношении ввезенного на территорию Российской Федерации экскаватора ЭШ6/45-М в размере 6.986.250 руб. и пени за просрочку уплаты утилизационного сбора за период с 04.11.2018 по 06.10.2020 в размере 1.070.642,83 руб., правомерно судом первой инстанции удовлетворены.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы аналогичны доводам, которые приводились ответчиком при рассмотрении дела судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 октября 2020 года по делу N А55-9425/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9425/2020
Истец: Самарская таможня
Ответчик: ООО "Русэнергомашресурс"