г. Москва |
|
09 декабря 2020 г. |
Дело N А41-61151/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Марченковой Н.В. единолично,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от Администрации городского округа Красногорск Московской области - Кулешова Е.К. по доверенности от 11.03.2020,
от ООО "Альянс" - Ключарев И.А. по доверенности от 14.04.2020,
от Министерства имущественных отношений Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Красногорск Московской области на определение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2020 по делу N А41-61151/18,
по исковому заявлению Администрации городского округа Красногорск Московской области к Обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" о расторжении,
третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - ООО " Альянс ", ответчик) со следующими требованиями:
- расторгнуть Договор аренды земельного участка N 609 от 06 ноября 2012 года, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, вблизи дер. Воронки, общей площадью 4950 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0040224:894, разрешенное использование: для размещения закрытого спортивного комплекса, сроком на 49 лет;
- обязать Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" вернуть Администрации городского округа Красногорск Московской области земельный участок, находящийся по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, вблизи дер. Воронки, общей площадью 4950 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0040224:894.
В деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, участвует: Министерство имущественных отношений Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 07 октября 2020 года по делу N А41-61151/18 в удовлетворении заявления Администрации городского округа Красногорск Московской области об утверждении мирового соглашения отказано.
Не согласившись с определением Арбитражного суда Московской области Администрация городского округа Красногорск Московской области обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое определение отменить, утвердить мировое соглашение.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители сторон поддержали доводы апелляционной жалобы, просили определение суда первой инстанции отменить и утвердить мировое соглашение.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Министерства имущественных отношений Московской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Десятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев доводы апелляционной жалобы истца, а также материалы настоящего дела, полагает, что обжалуемое определение подлежит оставлению без изменения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.03.2019 г. по делу N А41- 61151/2018, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2019 г., постановление Арбитражного суда Московской округа от 31.10.2019, исковые требования удовлетворены.
В материалы дела через канцелярию суда 16 сентября 2020 года от истца поступило ходатайство об утверждении мирового соглашения.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ходатайство об утверждении мирового соглашения не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 139 АПК РФ мировое соглашение может быть заключено сторонами на любой стадии арбитражного процесса и при исполнении судебного акта. Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, вправе участвовать в заключении мирового соглашения в качестве стороны. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, вправе выступать участниками мирового соглашения в случаях, если они приобретают права либо на них возлагаются обязанности по условиям данного соглашения.
В соответствии с ч.1 ст. 141 АПК РФ мировое соглашение утверждается арбитражным судом, в производстве которого находится дело. В случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта, оно представляется на утверждение арбитражного суда первой инстанции по месту исполнения судебного акта или в арбитражный суд, принявший указанный судебный акт.
Согласно положениям частей 6, 7 статьи 141 АПК РФ Арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
При рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения арбитражный суд исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той мере, в какой это необходимо для проверки соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" в силу принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия. При этом Кодексом установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ).
Таким образом, стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц, в том числе при включении в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.
Арбитражный суд при рассмотрении вопроса об утверждении мирового соглашения исследует фактические обстоятельства спора и представленные лицами, участвующими в деле, доводы и доказательства, дает им оценку лишь в той степени и поскольку это необходимо для установления соответствия мирового соглашения требованиям закона и отсутствия нарушений прав и законных интересов других лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ), в частности, проверяет полномочия лиц, подписавших проект мирового соглашения, наличие волеизъявления юридического лица на заключение мирового соглашения, возможно ли распоряжение имуществом, являющимся предметом мирового соглашения, имеются ли у такого имущества обременения, соответствует ли проект мирового соглашения императивным нормам действующего законодательства, в том числе о сделках (за исключением случаев, когда такая проверка осуществляется судом только по заявлению соответствующего лица), а также изучает проект мирового соглашения для целей выявления условий, затрагивающих права и законные интересы лиц, не участвующих в деле (с учетом положений пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Стороны представили в материалы дела следующий проект мирового соглашения:
"МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
Московская обл. г. Красногорск "_" 2020 года
В соответствии с ч. 4 ст. 49, ст. 139, 141 АПК РФ,
Администрация городского округа Красногорск Московской области, расположенная по адресу: Россия, Московская область, г. Красногорск, ул. Ленина, д. 4 (ОГРН 1025002864710, ИНН 5024002077), именуемое в дальнейшем "Истец", в лице заместителя главы администрации городского округа Красногорск Московской области по вопросам земельно-имущественных отношений Шувалова Михаила Николаевича, действующего на основании доверенности N 1.2.5/6554 от 26.09.2019, и
ООО "Альянс", расположенное по адресу: 143420, Московская область, Красногорский район, Деревня Воронки, д.1 (ИНН 5024105040, ОГРН 1095024003502), именуемое в дальнейшем "Ответчик", в лице уполномоченного представителя генерального директора Управляющей организации ООО "МЕАРИН ИНВЕСТМЕНТ", действующего на основании Договора N 27/08/18 от 27.08.2018 г. передачи полномочий единоличного исполнительного органа ООО "Альянс" управляющей организации, а совместно именуемые Стороны, являющиеся сторонами дела N А41-61151/2018,
в целях урегулирования спора на стадии исполнения решения Арбитражного суда города Москвы от 06 марта 2019 года о расторжении Договора аренды земельного участка N 609 от 06 ноября 2012 года, находящегося по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, вблизи дер. Воронки, общей площадью 4 950 кв.м с кадастровым номером 50:11:0040224:894 и обязании ООО "Альянс" вернуть Администрации указанный земельный участок, заключили настоящее Мировое соглашение на следующих условиях:
1. Истец подтверждает, а Ответчик не оспаривает, что с момента вступления в законную силу решения суда по делу N А41-61151/2018 и до настоящего времени земельный участок с кадастровым номером 50:11:0040224:894 находится в фактическом владении Ответчика, запись о наличии договора аренды в ЕГРН не погашена.
2. На основании обстоятельств, изложенных в п. 1 настоящего Соглашения, Стороны признают, что Ответчик не в полном объеме исполнил свои обязательства по Договору аренды земельного участка N 609 от 06 ноября 2012 года в части освоения арендуемого земельного участка.
3. Стороны договорились признать, что осуществленные Ответчиком следующие действия:
3.1. Заключение Договора N 432/16-ТГ на выполнение топографо-географических работ от 01.08.2016 г.;
3.2. Разработка Градостроительной концепции развития территории земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040224:394, 50:11:0040224:893, 50:11:0040224:184, расположенными по адресу: Московская область, г.о. Красногорск, вблизи д. Воронки;
3.3.Направление заявления от 14.03.2018 г. N Р02665-18ВХ/РППТ в Министерство строительного комплекса Московской области о принятии решения о подготовке документации по планировке территории;
3.4. Получение отказа Министерства строительного комплекса Московской области в принятии решения о подготовке документации по планировке территории и направлении его на доработку от 12.04.2018 г. исх. N 0081-18ИСХ/РППТ;
3.5. Направление заявления в Администрацию г.о. Красногорск исх.N 01/05/18 от 14.05.2018 г. о рассмотрении Градостроительной концепции развития территории и предусмотрении развития указанной территории в проекте Генплана;
3.6. Направление писем в Администрацию г.о. Красногорск о внесении изменений в проект Генплана в части включения земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0040224:894, 50:11:0040224:893, 50:11:0040224:184 в границы населенного пункта и изменении функциональной зоны и о внесении изменений в ПЗЗ г.о. Красногорск (исх. N 11/022/19-А-1 и N 11/022/19-А-2 от 11.02.2019 г. являются действиями Ответчика, направленными на освоение земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040224:894, в соответствии с видом разрешенного использования, предусматривающим размещение закрытого спортивного комплекса.
4. Ответчик обязуется в полном объеме исполнить требование договора аренды земельного участка N 609 от 06 ноября 2012 года в отношении земельного участка общей площадью 4 950 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0040224:894, выражающееся в использовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования в целях размещения закрытого спортивного комплекса в срок до 15.01.2023 года.
5. Сторонами определены следующие сроки строительства объекта - закрытого спортивного комплекса, на земельном участке с КН 50:11:0040224:894, площадью 4 950 кв.м, расположенном по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, вблизи д. Воронки, где Ответчик обязуется осуществить следующие действия, а именно:
5.1. Разработка, согласование и утверждение проектной документации на объект не позднее "30" мая 2021 г.
5.2 Получение разрешения на строительство не позднее "30" июня 2021 г.
5.3 Производство строительных работы и иных работ, необходимых для ввода в эксплуатацию не позднее "30" ноября 2022 г.
5.4. Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позднее "30" декабря 2022 г.
6. Ответчик обязуется в срок до 15 числа каждого месяца, начиная с 15 сентября 2020 года и до окончания строительства, уведомлять Истца о ходе производства работ по строительству закрытого спортивного комплекса на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0040224:894.
7. При наличии объективных причин, выраженных в неиспользовании Ответчиком земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040224:894, общей площадью 4 950 кв.м, в соответствии с видом его разрешенного использования, невнесением арендной платы, в соответствии с условиями договора аренды N 609 от 06 ноября 2012 года, неисполнением условий настоящего мирового соглашения и/или свидетельствующие о невозможности осуществить строительство объекта на вышеназванном участке в сроки, предусмотренные п.3-4 настоящего Соглашения, Истец вправе требовать досрочного расторжения договора аренды от N 609 от 06 ноября 2012 года земельного участка с кадастровым номером 50:11:0040224:894 общей площадью 4950 и до даты, предусмотренной п. 3 Соглашения.
8. По настоящему Мировому соглашению Истец отказывается от исковых требований в части расторжения договора аренды земельного участка N 609 от 06 ноября 2012 года площадью 4 950 кв.м, с кадастровым номером 50:11:0040224:894, расположенный по адресу: Московская область, Красногорский муниципальный район, городское поселение Красногорск, вблизи д. Воронки, вид разрешенного использования - для размещения закрытого спортивного комплекса, сроком на 49 лет, и обязании вернуть земельный участок в связи с не освоением Ответчиком земельного участка.
9. Ответчик обязуется в срок до 01 октября 2020 года погасить образовавшуюся задолженность по оплате арендных платежей в размере 1 636 563 рублей 14 копеек из которых сумма основного долга - 1 429 312 рублей 50 копеек, пени - 207 250 рублей 64 копейки.
10. Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.
11. По настоящему Мировому соглашению Обязательства по судебным расходам, понесенным Истцом, возлагаются на Ответчика в полном объеме.
12. Настоящее Мировое соглашение составлено в трех экземплярах: для подписавших сторон и для приобщения к материалам судебного дела N А41-61151/2018.
13. Мировое соглашение вступает в силу с момента его утверждения Арбитражным судом Московской области.
14. Стороны просят Арбитражный суд Московской области утвердить настоящее Мировое соглашение.
15. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ч.3 ст.151 АПК РФ, сторонам известны, понятны.
ПОДПИСИ СТОРОН".
Как усматривается из текста мирового соглашения Общество с ограниченной ответственностью "Альянс" обязуется в полном объеме исполнить требование договора аренды земельного участка N 609 от 06.11.2012 года в отношении земельного участка общей площадью 4 950 кв.м., с кадастровым номером 50:11:0040224:894, выражающееся в использовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования в целях размещения закрытого спортивного комплекса в срок до 15.01.2023 года (пункт 4 Соглашения).
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что мировое соглашение не затрагивает прав третьих лиц, так как содержит сведения об условиях, размере, сроках, порядке исполнения обязательств сторон перед друг другом, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как противоречат материалам дела, поскольку в пунктах 5.1-5.4 Соглашения стороны устанавливают следующие сроки осуществления ответчиком указанных действий:
- Разработка, согласование и утверждение проектной документации на объект не позднее "30" мая 2021 г.
- Получение разрешения на строительство не позднее "30" июня 2021 г.
- Производство строительных работы и иных работ, необходимых для ввода в эксплуатацию не позднее "30" ноября 2022 г.
- Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не позднее "30" декабря 2022 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (ст. 39.2 ЗК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В ч. 2 ст. 39.6 предусмотрены случаи предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов.
В силу п. 9 и п. 10 ч. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, без проведения торгов предоставляются в аренду земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них, и земельные участки, на которых расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.
В соответствии с Законом Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ (ред. от 20.12.2019) "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области" (принят постановлением Мособлдумы от 10.07.2014 N 33/96-П) полномочия по предоставлению земельных участков, собственность на которые не разграничена, осуществляются Правительством Московской области или уполномоченными им центральными исполнительными органами государственной власти Московской области.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 г. N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" (принят постановлением Московской областной Думы от 10 июля 2014 г. N 35/96-П) органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
При этом в силу требования ч. 3 ст. 2 реализация полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, за исключением выдачи разрешения на строительство, выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства на территории муниципального района, городского округа Московской области, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области (далее - уполномоченные органы), предоставляемого в порядке, установленном Правительством Московской области.
Указанные нормы вступили в действие с 01 января 2015 года.
В целях реализации указанных полномочий порядок и сроки направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области и Министерство строительного комплекса Московской области соответствующих проектов решений и договоров аренды утверждены Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области и Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области.
Таким образом, условия представленного мирового соглашения противоречат нормам действующего законодательства, затрагивают права и интересы третьих лиц и выходят за рамки спора.
Апелляционная коллегия согласна с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Судом установлено, что заключение мирового соглашения по настоящему делу фактически затрагивает права и обязанности органов государственной власти Московской области, поскольку произошло перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами исполнительной власти Московской области относительно предоставления земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Таким образом, данная функция с 01 января 2015 года была возложена на Правительство Московской области или уполномоченные им центральными исполнительными органами власти.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 18.07.2014 N 50 "О примирении сторон в арбитражном процессе" в силу принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) мировое соглашение может содержать любые не противоречащие закону или иным правовым актам условия. При этом Кодексом установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых арбитражный суд отказывает в утверждении мирового соглашения, а именно: его противоречие закону и нарушение этим соглашением прав и законных интересов иных лиц (часть 6 статьи 141 АПК РФ).
Таким образом, стороны при заключении мирового соглашения могут самостоятельно распоряжаться принадлежащими им материальными правами, они свободны в согласовании любых условий мирового соглашения, не противоречащих федеральному закону и не нарушающих права и законные интересы других лиц, в том числе, при включении в мировое соглашение положений, которые связаны с заявленными требованиями, но не были предметом судебного разбирательства.
Вместе с тем, мировое соглашение в обязательном порядке должно содержать согласованные сторонами сведения о его условиях, которые должны быть четкими, ясными и определенными, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой (часть 2 статьи 140 АПК РФ) с тем, чтобы не было неясностей и споров по поводу его содержания при исполнении, а само мировое соглашение было исполнимым с учетом правил о принудительном исполнении судебных актов.
Согласно ч. 6 ст. 141 АПК РФ арбитражный суд не утверждает мировое соглашение, если оно противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом определения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены определения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Московской области от 07.10.2020 по делу N А41-61151/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-61151/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛОКОЛАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "АЛЬЯНС"
Третье лицо: Министерство имущественных отношений МО, Администрация ГО Красногорск МО
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18069/20
31.10.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18831/19
03.10.2019 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18831/19
22.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7964/19
06.03.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-61151/18