г. Москва |
|
10 декабря 2020 г. |
Дело N А40-128811/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Алексеевой Е.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "Куриное Царство"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.09.2020 г. по делу N А40-128811/20
по заявлению АО "Куриное Царство"
к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании незаконным постановления от 17.07.2020 г. N 6.3-Пс/0058-0014пк-2020 в части размера административного наказания
при участии:
от заявителя: |
Шмигельский А.В. по дов. от 19.05.2020; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Ожерельевский комбикормовый завод" (далее - Заявитель, АО "Ожерельевский комбикормовый завод, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Заинтересованное лицо, ЦУ Ростехнадзора, Административный орган) о признании незаконным и отмене постановления ЦУ Ростехнадзора от 17.07.2020 г. N 6.3-Пс/0058-0014пк-2020 в части размера административного штрафа, уменьшив размер назначенного административного штрафа до 100 000 рублей либо признании правонарушения малозначительным.
В порядке процессуального правопреемства Заявителя по делу АО "Ожерельевский комбикормовый завод" он заменен на его правопреемника АО "Куриное Царство".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.10.2020 г. в удовлетворении заявления АО "Куриное Царство" отказано.
АО "Куриное Царство" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Общества при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель АО "Куриное Царство" доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить.
ЦУ Ростехнадзора, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителя Заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Судом первой инстанции установлено, что оспариваемым постановлением от 17.07.2020 г. N 6.3-Пс/0058-0014пк-2020 АО "Ожерельевский комбикормовый завод" признано виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, Обществу назначено административное наказание в виде наложения штрафа в размере 200 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался следующим.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено полномочным лицом уполномоченного органа, что не оспаривается Заявителем, положения статей 4.5, 28.2, 25.1. 29.7 КоАП РФ соблюдены административным органом, нарушений процедуры привлечения Заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ не истек.
Согласно части 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Рассмотрев материалы административного дела судом первой инстанции правильно установлено, что в действиях АО "Ожерельевский комбикормовый завод" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Вина Заявителя в совершении данного правонарушения установлена, подтверждена материалами дела, принимая во внимание, что у АО "Ожерельевский комбикормовый завод" имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявителем факт выявленного правонарушения не оспаривается.
При этом Заявитель не согласен с размером назначенного обществу административного штрафа и просит снизить его до 100 000 рублей со ссылкой по положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность для юридических лиц исключительно в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Таким образом, оспариваемым постановлением Обществу было назначено наказание в минимальном размере санкции, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 г. N 4-П предусмотрено, что учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, Конституционный Суд Российской Федерации полагает, что принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке (в том числе и при оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности).
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КРФоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, Заявителем не приведено достаточных и исчерпывающих доказательств исключительности обстоятельств приведших к совершению административного правонарушения.
Доказательств тяжелого имущественного и финансового положения общества заявителем в материалы дела также не представлено.
Ссылка Заявителя на применение статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения судом первой инстанции также правильно отклонена как необоснованная ввиду следующего.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10).
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Никаких доказательств об исключительном характере обстоятельств совершения данного административного правонарушения представлено не было, в связи с чем оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Таким образом, учитывая характер и тяжесть совершенного административного правонарушения, а также размер причиненного ущерба и степень вины общества суд первой инстанции верно счёл, что Ответчиком соразмерно и обоснованно Обществу за выявленное административное правонарушение назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей, т.е. в минимальном размере санкции части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 211 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемое Заявителем постановление от 17.07.2020 г. N 6.3-Пс/0058-0014пк-2020 является законным и обоснованным.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.09.2020 по делу N А40-128811/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-128811/2020
Истец: АО "ОЖЕРЕЛЬЕВСКИЙ КОМБИКОРМОВЫЙ ЗАВОД", ОАО "КУРИНОЕ ЦАРСТВО"
Ответчик: центральное управление федеральной службы по экологическому техническому и атомному надзору (ростехнадзор)