г. Москва |
|
11 декабря 2020 г. |
Дело N А40-143237/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "МАГИСТРАЛЬ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.09.2020 г. по делу N А40-143237/20
по заявлению МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
к ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "МАГИСТРАЛЬ"
о привлечении к административной ответственности
в присутствии:
от заявителя: |
Попенков А.А. по дов. от 25.12.2019; |
от заинтересованного лица: |
Кожевников П.В. по дов. от 01.12.2020; |
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное управление Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о привлечении ООО "ОТК "Магистраль" (далее - ответчик) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.17 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 22.07.2020 г. N 03-20/394-2 (0102/300320/01381-2).
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.09.2020 ООО "ОТК "Магистраль" привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, с решением суда не согласен, считает его необоснованным.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласен, просил решение суда оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Представителем Общества в судебном заседании заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копию ответа ООО "Центр информационно-коммуникационных технологий" от 30.09.2020 о функционировании оборудования АСКП, установленного на транспортных средствах Общества.
Апелляционный суд не усматривает оснований для приобщения вышеуказанных документов к материалам дела, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 268 АПК РФ дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку арбитражный суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по независящим от него уважительным причинам.
Оценив доводы, приведенные Обществом в обоснование необходимости приобщения к материалам дела дополнительных доказательств, учитывая положения части 2 статьи 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что заявителем не обоснованы обстоятельства, свидетельствующие о невозможности представления соответствующих дополнительных доказательств в суд первой инстанции. Ввиду изложенного основания для приобщения дополнительных доказательств к материалам дела отсутствуют.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев и оценив все представленные по делу доказательства, заслушав мнения представителей сторон, исследовав доводы жалобы, полагает обжалуемый судебный акт Арбитражного суда города Москвы не подлежащим отмене, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что в ходе анализа данных, содержащихся в автоматизированной системе контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации (далее - АСКП), на основании письма Росалкогольрегулирования от 17.02.2020 N 2481/15-01 о непредставлении сведений о перемещении транспортного средства во время осуществления перевозки этилового спирта в АСКП, установлено следующее.
ООО "ОТК "Магистраль" выполняя перевозки N 2375_33622000002537909, N 3527_33622000002669526, 870_33622000002726017, N 3950_33622000002767416, N 4246_33622000002761698, N 6675_33622000003076916 не предоставлены в АСКП сведения о перемещении транспортного средства во время осуществления перевозок.
В результате проведенного анализа данных, содержащихся в АСКП, установлено, что в АСКП отсутствуют данные о дате начала и окончания перевозок: N 2375_33622000002537909, N 3527_33622000002669526, N 3870_33622000002726017, N3950_33622000002767416, N4246_33622000002761698, N 6675_33622000003076916, а также отсутствуют сведения о емкости (цистерне), гос. номере емкости.
Указанные перевозки согласно данным АСКП находятся в статусе: "Нет емкости". Информация о местоположении цистерн по вышеуказанным параметрам в АСКП не передавались.
В связи с чем, 30.03.2020 Управлением было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО "ОТК "Магистраль" по факту оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ (определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 03-20/394-1 от 30.03.2020).
Выявление указанных обстоятельств послужило основанием для составления в отношении ООО "ОТК "Магистраль" 22.07.2020 протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ N 03-20/394-2 (0102/300320/01381-2).
Протокол N 03-20/394-2 (0102/300320/01381-2) от 22.07.2020 составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя юридического лица Бежецкого Антона Юрьевича, действующего на основании доверенности N 10/20 от 01.07.2020.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ МРУ Росалкогольрегулирования по ЦФО материалы административного дела с соответствующим заявлением о привлечении ООО "ОТК "Магистраль" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ были направлены в Арбитражный суд г. Москвы.
Привлекая к административной ответственности ООО "ОТК "Магистраль" по ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с п. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по Производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка", утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 154 "О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка" Росалкогольрегулирование является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации (абз. 1).
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 9 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, осуществляемые автомобильным транспортом, допускаются только при условии оснащения таких транспортных средств специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении таких транспортных средств на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации.
Правила ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 "О правилах ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории российской федерации" (далее - Правила ведения АСКП).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 определено, что ведение АСКП осуществляется Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Правил ведения АСКП ведение системы контроля перевозок осуществляется в электронном виде посредством использования комплекса аппаратно-программных средств Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, позволяющего принимать по спутниковым навигационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям сведения о перевозках продукции автомобильным транспортом.
В соответствии с пунктом 7 Правил ведения АСКП в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в систему контроля перевозок по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации: а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения); б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время); в) дата и время начала и окончания перевозки продукции; г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) 7 продукции. Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 256 утверждены "Требования к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, в части автомобильного транспорта" (далее - Требования к транспортным средствам).
В соответствии с пунктом 2.2 Требований к транспортным средствам автомобильный транспорт помимо оборудования для учета объема перевозок продукции должен быть оснащен специальными техническими средствами регистрации в автоматическом режиме движения, которые обеспечивают передачу данных о перемещении такого автомобильного транспорта на территории Российской Федерации, в том числе данных о текущем местоположении, пройденном маршруте, времени и местах стоянок, по спутниковым навигационным системам в АСКП.
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 07.09.2012 N 258 утверждены "Требования к специальным техническим средствам регистрации в автоматическом режиме движения, которыми оснащаются транспортные средства, осуществляющие перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции".
В соответствии с требованиями пунктом 5.7.1 приложения к приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" организации, осуществляющие деятельность по перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции, обязаны представлять в ЕГАИС заявку о фиксации в ЕГАИС уведомлений о перевозках этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (далее - заявка о фиксации в ЕГАИС уведомления о перевозке).
Заявка о фиксации в ЕГАИС уведомления о перевозках представляется организациями, осуществляющими перевозку продукции (далее - организация-перевозчик), по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до осуществления перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и (или) нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции по каждой партии, перевозимой продукции раздельно.
В соответствии с пунктом 8 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 "О Правилах ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации" по факту представленной организацией-перевозчиком заявки о фиксации в ЕГАИС уведомления о перевозке информация о соответствующей перевозке в автоматическом режиме передается в АСКП.
В соответствии с п. 4 положения о лицензировании перевозок этилового спирта (в том 8 числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2012 N648, предусмотрено, что лицензионными условиями для перевозки продукции являются, в том числе: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении автотранспортных средств, соответствующих требованиям в отношении перевозок продукции, установленным лицензирующим органом; б) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным лицензирующим органом; в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) технических средств, соответствующих требованиям, установленным лицензирующим органом; г) использование для перевозок продукции автотранспортных средств, оборудованных опломбированными лицензиатом емкостями (цистернами), - для лицензиата; д) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) при каждой перевозке продукции на автотранспортном средстве документов, указанных в пункте 1 статьи 10.2 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон); е) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) при каждой перевозке продукции на автотранспортном средстве транспортной накладной, в соответствии с которой осуществляется перевозка продукции; ж) соблюдение предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 19 Федерального закона требований к приобретенному основному технологическому оборудованию в целях его использования для перевозок продукции - для лицензиата.
Согласно п. 7 Правил ведения автоматизированной системы контроля перевозок этилового спирта и спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 688 (далее - Правила N 688), в процессе перевозки продукции организации-перевозчики посредством использования технических средств регистрации обеспечивают передачу в АСКП по каждому автотранспортному средству, используемому для перевозки продукции, следующей информации: а) пройденный маршрут перевозки продукции (координатно-временное определение местонахождения); б) время и место стоянок автотранспортного средства (местоположение в конкретное время); в) дата и время начала и окончания перевозки продукции; г) адрес места начала перевозки (загрузки) продукции и адрес места доставки (выгрузки) продукции.
В соответствии с п. 9 Правил N 688 система контроля перевозок обеспечивает сбор и систематизацию информации о перевозках продукции, указанной в п. п. 5-7 Правил N 688, в целях ее использования для организации и проведения государственного контроля в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 19 ФЗ-N 171 следует, что лицензионными требованиями (условиями) в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной к спиртосодержащей продукции являются, в том числе соответствие заявителя (лицензиата) лицензионным требованиям, установленным в соответствие с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 настоящего Федерального закона.
Апелляционный суд приходит к выводу, что доказательства, представленные ООО "ОТК "Магистраль" и приведенные Обществом доводы в апелляционной жалобе не опровергают доказательства и установленные Управлением обстоятельства в рамках рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае событие вмененного административного правонарушения подтверждено совокупностью находящихся в материалах дела об административном правонарушении доказательств, соответствующих требованиям ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Как верно установлено судом первой инстанции, довод ответчика, о сбоях в передаче и/или обработке навигационных данных, передаваемых посредством беспроводных телекоммуникационных каналов связи с оборудования АСКП автоцистерн, не может рассматриваться в качестве довода об отсутствии нарушений со стороны ООО "ОТК "Магистраль". Кроме того, ответчиком не представлены надлежащие доказательства о наличии технического сбоя.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан верный вывод о наличии в действиях ООО "ОТК "Магистраль" состава вмененного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 административным органом не допущено.
Административным органом не пропущен срок давности, предусмотренный ч. ч. 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ.
Поскольку при рассмотрении дела в действиях общества установлен состав вмененного административного правонарушения, соблюдение административным органом порядка и срока привлечения общества к административной ответственности, основания для признания правонарушения малозначительным и снижения размера административного штрафа не усматриваются, судом правомерно Общество привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.14.17 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа, размер которого соответствует критериям разумности, справедливости.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28.09.2020 по делу N А40-143237/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-143237/2020
Истец: МРУ Росалкогольрегулирования по Центральному федеральному округу
Ответчик: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ "МАГИСТРАЛЬ"